А ведь, действительно, и кузнечик, и крупная стрекоза в полёте издают характерный стрекочущий звук…
«Попрыгунья-стрекоза»
Дело в том, что поучительная басня о хозяйственном муравье и беззаботной стрекозе берёт свои истоки в творчестве древнегреческого баснописца Эзопа (вот только у него роль стрекозы играла куда более громкая «певунья» — цикада). Наследие Эзопа переосмыслил французский баснописец Лафонтен, решивший заменить цикаду более привычным для французов кузнечиком. Ну, Крылов сочинял свою басню, уже основываясь на образце Лафонтена…
Во многом благодаря басне, стрекоза стала символом легкомысленности, праздности и чрезмерной подвижности. «Стрекозой» могли назвать как непоседливого ребёнка, так и ветреную женщину. Например, Чехов прямо ссылается на басню Крылова, называя свой рассказ о супружеской измене «Попрыгунья».
Интересно, что похожую символику несло и слово «кузнечик». Достаточно вспомнить героиню американского фильма 1970 года «The Grasshopper» (да-да, «кузнечик» по-английски буквально значит «травяной прыгун»), героиню советского фильма 1978 года «Кузнечик» или даже героя советского фильма 1973 года «В бой идут одни „старики“» («Кузнечиком» его прозвали за кажущуюся несерьёзность).
«…И съела кузнеца»
Жил-был кузнечик от слова «кузнец»
Маленький сам, но большой молодец.
Ковал он рассветы, ковал вечера,
Чтоб были не хуже, чем были вчера.
Все думали: время само по себе
Течет и течет, как вода по трубе.
А знал только самый великий мудрец,
Что — это кузнечик от слова «кузнец»…
Феликс Кривин
Кстати, если верить «Этимологическому словарю Фасмера», то во времена совсем глубокой старины кузнечика на Руси звали «изоком» (т.е. «пучеглазым» — от «из-» и «око»). А так как эти насекомые начинают свои «концерты» в начале лета, то словом «изок» иногда называли и месяц июнь.
Как мы уже знаем, в итоге в русском языке прижилось третье название — уменьшительная форма от слова «кузнец». В знаменитой песенке из м-ф «Приключения Незнайки» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) это слово даже употребляется без всякого «уменьшения».
…Но вот пришла лягушка,
Зелененькое брюшко,
Зелененькое брюшко,
И съела кузнеца.
В. Пелевин «Empire V»:
Я сразу понял, о каком кузнеце речь: это был мускулистый строитель нового мира, который взмахивал молотом на старых плакатах, отрывных календарях и почтовых марках. Весёлые коротышки отдавали Советскому Союзу последний салют из своего Солнечного города, дорогу в который люди так и не смогли найти.
…Я понял, что ласковый детский мир, в котором все предметы казались такими же большими, как эти цветы, а счастливых солнечных дорог было столько же, сколько в мультфильме, навсегда остался в прошлом. Он потерялся в траве, где сидел кузнечик, и было понятно, что дальше придется иметь дело с лягушкой — чем дальше, тем конкретней…
Хотя монотонное стрекотание действительно может напомнить звон, доносящийся из отдалённой кузни, мне слово «кузнечик» кажется всё же не столь удачным, как «стрекоза».
Гораздо удачнее именуют кузнечиков в украинском и белорусском языках. За умение лихо скакать там их прозвали «кониками». Та самая басня в украинском переводе так и называется «Коник-стрибунець» («Кузнечик-попрыгун»).
«…И кузнечик запиликает на скрипке»
…Все, что нынче летом деревенский житель
Слышит за окошком, лежа на кровати
Или на балкон свой выходя в халате, —
Этот свист трескучий, этот звон безбрежный,
Разлитой повсюду, и сухой, и нежный…
Я. П. Полонский «Кузнечик-музыкант»
В песенках и мультиках кузнечик, как правило, изображается музыкантом-скрипачом, облачённым в зелёный концертный фрак. Хотя лично мне стрекотание кузнечиков больше напоминало некую перкуссию вроде маракасов. Однако на поверку оказалось, что звуковой аппарат этих насекомых действительно напоминает скрипку.
Как известно, у кузнечика две пары крыльев. Задняя пара — тонкая и перепончатая, а передняя преобразовалась в плотные и тёмные надкрылья, которыми он и издаёт звуки. Роль самой «скрипки» играет правое надкрылье — точнее, так называемое «зеркальце», расположенное в его основании. Это тонкая прозрачная перепонка, отороченная по краю жилкой, которая играет роль струны. На левом надкрылье такая перепонка тоже есть, но она — более плотная, непрозрачная, с зубчатым краем. Это — «смычок».
Когда кузнечик приподнимает надкрылья и начинает ими вибрировать, зубчики «смычка» трутся об жилку «зеркальца» и порождают тот самый стрекочущий звук.
«Я вас лю…»
Стрекочущий кузнечик подаёт своим коллегам сразу два сигнала: привлекает самок и отпугивает самцов. При этом если женщины любят ушами, то самки кузнечиков любят (т.е. слышат) ногами.
Орган слуха расположен на голенях передних ног и представляет собой перепонки, которые играют ту же роль, что и барабанная перепонка в нашем ухе. Они всегда находятся в натянутом состоянии, поэтому хорошо улавливают малейшие колебания воздуха.
Размножение кузнечиков с человеческой точки зрения выглядит странно. Ведь сам акт оплодотворения происходит опосредованно. Самец извлекает из себя т.н. сперматофор (некую капсулу со сперматозоидами), прикрепляет к брюшку самки, а затем вводит его горлышко прямо в половое отверстие. Как только семя влито, акт любви заканчивается, а опустевший сперматофор самка обычно съедает (чего добру пропадать?).
Когда яйца внутри самки созреют, она откладывает их либо в почву, либо в ткани растений. Для этого как нельзя лучше подходит расположенный на самом конце брюшка длинный и слегка изогнутый яйцеклад, напоминающий саблю.
Отложенные яйца перезимовывают, а весной из них появляются маленькие кузнечики. Как известно, кузнечики относятся к насекомым с неполным превращением. То есть, в отличие от той же бабочки, их личинки внешне отличаются от взрослой особи лишь размерами да неразвитыми крыльями. Как и все представители мира насекомых, кузнечик покрыт хитиновым панцирем, поэтому прежде, чем достичь половозрелых размеров, ему приходится от 4 до 6 раз полинять.
«Совсем, как огуречик, зелёненький он был…»
Кузнечики, как и многие другие насекомые, прекрасные мастера маскировки — рассмотреть их в траве с высоты человеческого роста практически невозможно. И тело у них вытянутое, как стебель, и окраска соответствующая — от ярко-зелёной до тёмно-бурой.
Среди кузнечиков есть даже виды (например, Phyllochoreia ramakrishnai, Cycloptera elegans, Tanusia), чьи крылья копируют листья — причём иногда вплоть до жилкования, неровных (как бы объеденных) краёв и бурых пятен (имитирующих «подпорченность»).
«Так пойди и попляши…»
Впрочем, как бы хорошо кузнечики ни маскировались, им всегда грозит шанс быть случайно раздавленными. Поэтому они регулярно выдают себя, выпрыгивая прямо из-под наших ног.
Интересно, что пока кузнечика ничего не тревожит, он передвигается весьма неторопливо, ползая по траве с помощью всех шести лапок. Однако стоит его испугать, как он тут же задействует заднюю пару ног — с мощными бёдрами и длинными тонкими голенями. Перед прыжком кузнечик резко сгибает голень по отношению к бедру и так же резко ногу распрямляет. При этом он ещё и помогает себе крыльями, которые играют роль планёра и парашюта.
Конечно, среди насекомых-прыгунов кузнечик далеко не рекордсмен и сильно уступает той же самой блохе. Однако его результат тоже впечатляет. Если бы человек мог прыгать, как кузнечик, то он бы покрывал в одном прыжке 35 метров (причём без всякого разбега)!
Однако есть в жизни насекомого и недостаток: «накачанные» ноги крайне ненадёжно крепятся к телу. Поэтому никогда не хватайте кузнечика за ногу — как правило, он вырвется, оставив её в ваших пальцах. Вот только новая нога у него уже не отрастёт…
Полинять 4 или даже 6 раз! Уму не постижимо! И всё только ради того, чтобы стать взрослыми...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, да, буквально "сменить кожу".
0 Ответить