Перейти к предыдущей части статьи
Даже известный энтомолог
Заострённая физиономия эмпузы (один из причудливых видов богомола, получивший название от демонической женщины из греческой мифологии — С.К.) выглядит не просто хитрой: она пригодилась бы Мефистофелю. На конической голове торчат, словно кинжалы, расходящиеся рожки. Суставы ее длинных ножек снабжены пластинчатыми придатками, словно налокотниками рыцарей древних времён. Дугой приподнимается её изрезанное по краям фестонами плоское брюшко. Увидевший её впервые вздрогнет от удивления.
На самом деле кузнечики и прочие представители отряда прямокрылых в сородичах богомола не числятся. Как это не покажется странным обывателю, родня нашего героя — тараканы. Впрочем, среди кузнечиков действительно есть вид, внешне очень похожий на богомола — степная дыбка. Однако это сходство вызвано не общностью происхождения, а одним и тем же образом жизни.
А по образу жизни богомол — типичнейший хищник. Его «благочестиво» сложенные передние лапки недаром такие крупные и украшены по краю шипами. Целыми днями богомолы неподвижно сидят среди трав (или ветвей) в засаде, высматривая добычу. А надо сказать, в плане маскировки эти хищные насекомые довольно изобретательны. Кроме обыкновенного зелёного богомола, промышляющего в траве, в мире насекомых есть необыкновенно причудливые виды. Одни имитируют веточки с засохшими листья, другие — мох, третьи искусно подражают цветам (даже таким необычным, как орхидеи)…
Как только добыча обнаружена, богомол медленно к ней подкрадывается и молниеносно хватает передними лапами. Именно хватает, зажимая между бедром и голенью — как будто схлопывая складной нож. Недаром в Японии этих насекомых зовут «камакири» (т.е. «убивающие серпом»). Самые крупные богомолы (а они бывают длиной до 9 см) при случае даже могут умертвить лягушку, мышку или маленькую птичку.
Впрочем, от более крупных птиц или зверьков богомолу самому может угрожать опасность. В этом случае он принимает угрожающую позу: делает бандитскую «распальцовку» (поднимает и широко расставляет передние лапы) и раскрывает свои хорошо развитые перепончатые крылья, то есть всеми силами пытается казаться страшнее и крупнее…
Охотничьи навыки богомола нашли отражение и в китайских единоборствах. Многим, наверное, памятен Мастер Богомол из мультфильма «Кунг-Фу Панда». Так вот в китайском у-шу действительно существует «школа богомола», где можно увидеть похожие движения в стиле «руки-крюки». По легенде школу основал мастер Ван Лан, когда увидел, как ловко богомол расправился с крупной цикадой.
Не удивительно, что вокруг такого странного насекомого сложилось множество легенд и суеверий.
Древние люди считали, что богомол обладает тайными знаниями (даже его научное латинское название — Mantis religiosa — означает «религиозный жрец»). Например, цитируя некого Томаса Мауффета, Фабр пишет: «…тварь эта считается такой божественной, что протянутым перстом указывает верную дорогу заблудившимся детям — и почти никогда не обманывает».
Наибольшего же почитания богомол удостоился у бушменов. Здесь его зовут Цагн (иногда ошибочно пишут Цанг), и он — ни много ни мало — демиург, который сотворил мир и людей, а также обучил последних правилам поведения, песням и танцам. Кроме того, Цагн повелевает жизнью и смертью, вызывает или прекращает дождь, а также способен предсказывать будущее.
В. Лапухтин «Русский Бокондо»:
— Что случилось? Патруль? Львы?
— Появился Цанг, — мрачно буркнул проводник. — С самого утра чувствую, что-то должно случиться.
[…]
Шедший впереди погонщик остановился и молча показал на низкий колючий куст, на ветке которого неподвижно сидел богомол. […] Словно в знак приветствия богомол поднял свою переднюю лапку, увенчавшую крючковатыми коготками.
— Цанг велит нам уходить, иначе случится беда, — погонщик потянул Николая за рукав. — Вот, уже начинается!
Впрочем, по большей части, люди богомола опасались — считали, что он одним своим взглядом способен навести на человека «порчу» (об этом писал Аристотель), а его появление предвещает неурожай.
Однако самую жуткую черту богомола я приберёг на закуску. Это звучит, как дурной каламбур — ведь речь пойдёт о… сексуальном каннибализме.
Альфред де Мюссе, «Уста и чаша»:
…Вот, вот она, развратная сирена,
Машина, изобретенная чёртом,
Чтоб в людях силы истощать, и кровь
Высасывать, и чувства притуплять.
Что за атмосфера вокруг нее разлита!
Она мертвит и поглощает силы,
Сама же все прекрасней и прекрасней!..
Давно уже подмечено, как после спаривания (а иногда и во время него!) самка богомола начинает поедать своего более мелкого партнёра. Странно, что богомолиху до сих пор не выбрали своим символом какие-то отмороженные радикальные мужененавистницы.
Георгий Щебланов:
Богомол я. Печальный Самец богомола.
Помолюсь — и на выбор невест.
Ну, а вид у меня потому невеселый,
что использует Самка — и съест…
rybocop:
К подруге богомол подходит,
От вожделенья сам не свой,
И томно просит будь моею
Вдовой.
Почему самка так поступает, до сих пор толком неясно. С одной стороны, исполнивший свой супружеский долг самец вроде бы уже не нужен — так почему бы им не закусить? С другой, тот же самец мог бы успеть оплодотворить ещё какую-то самку и тем самым повысить плодовитость вида. Возможно, подобная агрессия вызвана избыточным возбуждением, которое испытывает самка при спаривании.
Впрочем, в реальности дела обстоят не столь ужасно: в 70% случаев «мужчинке» удаётся ускользнуть от своей «женщины-вамп» целым и невредимым.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...