Анатолий Пастухов Грандмастер

Где в России стоит памятник козе?

По восточному календарю символ наступающего года — Деревянная Коза. Войдет она в свои права, согласно китайскому двенадцатилетнему циклу, 19 февраля 2015 года, а не в нашу новогоднюю ночь.

Szilvi9 , Shutterstock.com

До сих пор неизвестно, каким образом появился восточный календарь. Сами китайцы передают из поколения в поколение две легенды. По первой: на зов Будды, завершающего земную жизнь, пришли двенадцать зверей. По второй: крыса по поручению императора позвала к себе именно столько зверей. В их числе была и коза.

В мире очень много пород коз. Специалистами они делятся на группы по продуктивности: шерстные, молочные, мясные и комбинированные козы. Группы, в свою очередь, подразделяются на типы. Это: ангорские козы, кашгорские, кашмирские и так далее. И лишь после этого идет уже перечень самих пород. А их немало: мараш, таджикская, горно-алтайская, узбекская, сойхан, оренбургская, зааненская, мегрельская, сирийская, камерунская, нубийская, бурская…

Обо всех породах подробно не рассказать. В качестве примера — сведения о зааненской молочной козе, широко распространенной в Европе и Азии. Выведена эта коза в долине Зааненталь (Швейцария) и отличается рекордной продуктивностью — дает до трех тысяч литров молока в год. От 100 коз получают в среднем 180−250 козлят! Молоко зааненских коз очень высоко ценится медиками при лечении многих заболеваний.

Словом, это животное вполне заслуживает памятник. Поставлен ли он где-либо данной козе на планете — не знаю. Но зато знаю, что есть памятник не менее знаменитой (чем зааненская) донской пуховой козе.

Чем же она знаменита? А вот чем.

Это — единственная в мире порода коз, дающих самый тонкий и самый длинный пух с необыкновенно красивым голубовато-синим оттенком. Длина пуховых волокон — до 10 сантиметров! Толщина волокна — 19 микрон! Средний начес пуха — 1,5 килограмма, рекордный — 2 килограмма. В свое время донских коз вывозили для разведения в Астраханскую, Пензенскую области, в Башкирию, Читинскую область, в Киргизию и Монголию. Но там козы почему-то чисто в своей породе не давали пух столь же высокого качества, хотя при скрещивании с местными породами получался неплохой результат. В чем дело — не выяснено до сих пор. Возможно, на качество пуха влияет сугубо донское степное разнотравье.

В Придонье пуховые козы были едва ли не с освоения этих мест людьми. Местная порода была улучшена козами, завезенными в 1811 году из Турции, а затем козами ангорской породы, завезенными в период с 1880 по 1911 год. Еще до революции в Придонье за пуховыми шалями, платками, перчатками-варежками, шарфами приезжали перекупщики со всей Российской империи. В более поздние времена появились специализированные пуховые базары.

Особенно популярен был базар в Урюпинске (Волгоградская область). Сюда тысячами свозились на продажу пуховые изделия из многих казачьих станиц и хуторов. Советскую власть это не устраивало — казаки не желали за «палочки» (нищенские трудодни) работать в колхозах и часто откровенно игнорировали коллективный труд. Но зато по-ударному трудились в личном хозяйстве, обеспечивая домашний скот кормами. При этом основной доход подворьям давали именно козы. За пуховыми изделиями в Придонье ехали перекупщики из холодной Сибири, с Дальнего Востока, Японии… К чему было мужику «горбатиться» за копейки в колхозе, если жена могла, поплевывая с товарками семечки на посиделках, ежемесячно связать два пуховых платка и выручить за них намного больше?

Во времена Хрущева казаков взяли в жесткие рукавицы: на подворье разрешили иметь корову, свинью, десяток кур (гусей) и всего лишь одну козу. Переписчики поголовья ежемесячно ходили по дворам. «Лишние» козы (если их не успевали спрятать) изымались и сдавались на забой. На пуховых базарах милиция «отлавливала» перекупщиков, штраф «выписывали» также и тем, кто продавал перекупщикам что-либо. И все же даже при таких драконовских мерах промысел выжил.

Но еще более худые времена настали в 90-е годы минувшего века. Развал колхозов-совхозов обернулся для частного подворья проблемами с техникой. А без нее не так-то просто заготовить и привезти на зиму корма. Но хуже всего оказалось то, что в ряде мест «прикрыли» пуховые базары, но зато открыли разные фирмочки, в которых скупали у населения пуховые изделия по дешевке и перепродавали иностранцам втридорога. Худо-бедно, но колхозы-совхозы все же давали работу и позволяли решать проблему кормов. Острая безработица принудила сельчан «выкручиваться» за счет только пуховязания (пусть даже с продажей изделий по заниженным ценам). И в том, что в Придонье станицы и хутора сейчас находятся по достатку в лучшем виде, чем большинство сел и деревень России — заслуга донских коз.

Так что не случайно в Урюпинске от благодарного народа стоит гранитный памятник пуховой козе.

Статья размещена на сайте 26.12.2014

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина Ищенко Дебютант 4 января 2015 в 12:01 отредактирован 4 января 2015 в 12:01

    В селе Коза Ярославской области находится музей "Козье подворье", недалеко от Твери на агротуристической ферме «Ивановка» есть Дом козла

    Оценка статьи: 5

  • В Твери есть Музей козла. Там к созданию музея подошли с чувством юмора, что подтверждает главный экспонат музея – зеркало за занавеской…

    Оценка статьи: 5

  • Екатерина Ищенко Дебютант 4 января 2015 в 11:49 отредактирован 4 января 2015 в 11:55

    Отличная статья! Да и комментарии с фотографиями почитала с удовольствием.
    Добавлю свои 5 копеек. Кроме памятников козам и козлам естьи музеи коз и козлов. Музей козы есть в том же Урюпинске, он открылся в 20003 году.

    Оценка статьи: 5

  • Прекрасные фото! Настоящее украшение для статьи!

    Оценка статьи: 5

  • Африканское такси для коз

  • Ну-ка, козочка, спляши!

  • Коза – животное терпеливое. Может быстро привыкнуть к любым условиям. В чем многократно я убеждался. Но самое интересное: козы – существа очень веселые по своей натуре. Иногда устроют такое представление, что цирк позавидует. А козлиные бои видели? Когда сражаются лоб в лоб! Вот уж где действительно искры летят из глаз.

  • Спасибо за статью и прекрасные дополняющие комментарии!
    Разрешите дополнить своей иллюстрацией. Это красотка с рогами вразлёт из нашей деревни

    Оценка статьи: 5

  • Донское казачество "замешано" на очень колоритных традициях. Чего стоит, к примеру, церемония принятия в казаки, когда голого мужика сажают на бочку и заставляют выпить корец водки (самогона). Если через пять минут свалится потом с бочки - значит, не годится в казаки! Ну, а про донской мат-перемат целые легенды! Будучи знатоком в части этого фольклорного пласта могу сказать, что равных по "витиеватости" донскому мату вряд ли где найдете ругательства. Опять же, анекдот о профессоре, пожелавшем все бросить и уехать в Урюпинск - он из жизни. Урюпинск действительно как бы застыл во времени. Тут много особенностей, описанных детально Шолоховым в своих произведениях. Урюпинцев можно отличить даже за пределами России - по манере говорить, смеяться, материться, курить и пить водку. Здесь действительно не закусывают после первой рюмки. И на почетном месте в доме может висеть плетка "для воспитания жены". Хотя не факт, что плеткой казак воспользуется именно для "воспитания", но факт, что она напоминает женщине о своем предназначении. И битая мужем жена не побежит тут писать заявление в органы. Короче, чтобы понять донских казаков, описанных Шолоховым, надо сначала посетить Урюпинск - подышать его воздухом, походить по его тихим улицам, "потереться" среди народа и посидеть за столом с выпивкой, послушать, что и как говорят.

  • На снимке - современная донская казачка. Кстати, в Придонье девочки умеют вязать пуховый платок уже лет с девяти-десяти. Мастерство к ним переходит от бабушек и мам. К сожалению, сейчас в Придонье все чаще ручную вязку заменяют машинной. Она грубее, не столь красивая, как ручная. В Оренбургской области основу практически везде вяжут на машине, а вот кайму подвязывают ручной работы. В итоге платок получается как бы весь ручной работы. Но специалист сразу видит подмену. Настоящий платок пушится сам по себе. Платок машинной вязки приходится (для обмана покупателя) пушить специальными ческами. Поднятый ими пух потом (при носке) все равно сваляется и ляжет. Еще обманывают, подмешивая в козий пух кроличий. Но он быстро вылезает с нитки и платок через год-другой становится "лысым". Подмес кроличьего пуха опытные перекупщики определяют очень просто: берут платок (на вес) за пух и встряхивают. Если есть подмес, то пух рвется. Платок, связанный полностью из козьего пуха, на весу не обрывается.

  • Урюпинский пуховый базар живет. Особенно многолюдно на нем в выходные дни. Продаются, конечно, не только платки, но и варежки-перчатки, косынки, шарфы, носки, пуховые свитера... Ассортимент изделий из пуха донской козы очень большой. Особенность рынка - товар носят на себе. Так повелось, когда милиция "гоняла" и штрафовала. А поскольку платок на женщине, то он вроде как и не продается. Но опытные перекупщики прекрасно видят, что и кто продает. По сей день существуют приемы сбавления названной цены. Тут очень тонкая психология!

  • Донской пуховый платок всегда больше оренбургской шали. Кроме того, он мягче и пушистее. Его не продувает никакой ветер и он "держит" тепло даже в лютый мороз.

  • Поскольку Россия - более славянская, чем "Восточно-китайская", то мне думается, есть смысл вспомнить о древних славянских символах.

    2015 год - год Белого Филина.

  • В России полно интересных и необычных памятников.

  • А еще крокодилу Гене памятник есть в Ижевске

  • В Ижевске есть Козий парк (народное название). И в этом парке установили памятник Козе.

  • Урюпинск был всесоюзно известен по анекдоту, который заканчивался словами: "Бросить бы все, и махнуть в Урюпинск". А вот про эту отрасль народного творчества не слыхал. По радио больше пели про оренбургский пуховый платок.

    Оценка статьи: 5

  • Урюпинск – моя малая родина. Там начиналась моя творческая биография. Вырос недалеко от этого города в станице, казака из которой отпустил Григорий Мелехов в «Тихом Доне» М. Шолохова (большинство станиц и хуторов в этом романе реально существуют). Моя мать спасала в тяжелые годы семью именно вязанием и продажей перекупщикам из Сибири пуховых платков. Так что на моих глазах все, описанное в статье, и происходило.

  • Комментарий скрыт