Сергей Курий Грандмастер

Стоит ли презирать койотов и шакалов?

Койота и шакала я объединил в одной статье неслучайно. Уж очень они похожи — и внешне, и по поведению, и по восприятию их людьми. Оба представляют собой как бы уменьшенную копию волка (их размеры обычно варьируют в пределах 70−90 см). Возможно, поэтому (в отличие от серого собрата) для людей они, как правило, не опасны. Несмотря на это, люди наградили обоих хищников весьма неприятными чертами — хитростью, коварством, вероломством, вороватостью.

Так на юго-западе США «койотами» нередко называли преступников, которые занимались контрабандой людей. Можно вспомнить и хитроумного героя американских мультфильмов — Вайла Койота (полное имя — Wile E. Koyot). Правда, он не очень удачлив — несмотря на все ухищрения, его постоянно водит за нос птичка Дорожный Бегун.

Но если прозвище «койот» ещё может сойти за комплимент (признание хитрости, опытности), то назвать человека «шакалом» — однозначное оскорбление. Обычно это презрительное прозвище подлеца, труса и прихлебателя. Русское выражение «шакалить» означает «выслеживать, вынюхивать».

Койоты и шакалы «поделили» Северное полушарие почти поровну. Койоты обитают в прериях Северной Америки, шакалы — в Африке и тёплых районах Евразии. При этом шакалы значительно разнообразнее.

От средиземноморских побережий до Индии и Индокитая простирается ареал обыкновенного шакала. Но это он по-русски «обыкновенный», а вот по латыни его именуют Canis aureus — «Золотой волк» (так его прозвали ещё римляне за рыжеватую окраску). Южнее Сахары живут ещё три вида шакалов — эфиопский, полосатый (полос у него, правда, немного — по одной с каждого бока) и чепрачный (его спина будто бы укрыта чёрным покрывалом).

Конечно же, древние египтяне не могли не обожествить своего навязчивого соседа. Некоторые считают, что и свои знаменитые гробницы-пирамиды они стали строить, чтобы уберечь тела от шастающих по кладбищам шакалов-падальщиков. В итоге в египетской мифологии появился Анубис — покровитель умерших и первый мастер мумификации. Он же служил проводником душ в загробное царство, и он же решал — достойна ли душа вообще посмертного существования. Для этого душу клали на одну чашу весов, а на второй располагалось перо Маат — богини справедливости и истины. Если отягощённая грехами душа перевешивала, то она тут же пожиралась (позже процедуру взвешивания «передадут» в руки другого бога — Осириса).

Изображался Анубис в двух ипостасях — либо в виде человека с шакальей головой, либо в образе чёрного длинноухого шакала (некоторые считают, что это не только шакал, а обобщённый образ всех псовых).

Аборигены Северной Америки тоже почитали своего койота. Если латинское наименование койота — Canis latrans — переводится как «лающая собака» (что звучит довольно странно), то его индейское имя — Coyoti — означает «собака божественная». В мифах индейцев этот зверь играл не только привычную роль плута, но и выполнял множество других важных функций: участвовал в сотворении мира, помогал добыть огонь, служил тотемом (первопредком)… Есть даже поверье, что койот будет единственным существом, которое переживёт Конец Света.

Из индейской легенды:
«После того как исчезнут бизоны, исчезнет человек, и мир погрузится во мрак. И тогда, в кромешной тьме, эхом прозвучит вечный зов койота».

Этот зверь действительно оказался крайне живучим. Несмотря на жестокий отстрел, ареал койота не сократился, а, напротив, изрядно расширился (вместе с золотоискателями зверь добрался даже до Аляски). Считают, что немалую роль в распространении хищника сыграла вырубка лесных массивов и, как результат, расширение, излюбленных койотом прерий (недаром одно из прозвищ этого хищника — «луговой волк»). Неплохо чувствует себя хищник и на окраинах больших городов, где копается в мусорных баках.

Не врут мифы и про хитрость койотов и шакалов. Эти звери крайне ловки, проворны и сообразительны. Например, на охоте они обычно кооперируется. Наблюдали, как однажды один из койотов разыграл перед кроликом целое представление — кувыркался, прыгал на прямых ногах, пока второй койот подкрадывался к потерявшему бдительность «зрителю».

Напарником койота по охоте может стать даже барсук. Например, койот вспугивает луговых собачек, заставляя их прятаться в норы. Далее наступает очередь барсука, который эти норы раскапывает, а койот — караулит и ловит выбегающих оттуда грызунов.

Рацион питания койотов и шакалов весьма разнообразен — главное, чтобы жертва была им по силам. Шакалы не прочь полакомиться и растительной пищей — плодами, виноградом, арбузами, дынями…

И уж, конечно, оба хищника не брезгуют падалью. Наверное, всем памятен образ подхалима Табаки — подлого трусливого слуги тигра Шерхана из «Книги Джунглей» Киплинга. В Индии таких шакалов, следующих за крупными хищниками в ожидании объедков с «барского стола», именуют «Кол-бахл». Надо сказать, что тигры нахлебников терпят, а в благодарность за это шакалы нередко предупреждают своих «хозяев» об опасности.

Однако называть шакала трусливым — крайне несправедливо. Натуралисты, напротив, отмечают, что это дерзкие, отчаянные и рисковые хищники. Они смело выхватывают куски мяса из-под носа грифов, гиен и львов, могут удрать от чемпиона-спринтера — гепарда, и легко уворачиваются от бросков кобры (которая, кстати, входит в шакалье «меню»).

Шакалы и койоты вообще считаются одними из самых ловких и стремительных хищников. Бегают они со скоростью до 60 км в час, способны прыгать на 4 метра, да ещё и вытворять при этом хитроумные кульбиты.

Джейн Лавик-Гудолл «Невинные убийцы»:
«Руфус первый ввёл в игры прием „удар задом“. Этот приём наблюдается у взрослых шакалов во время драк, особенно тогда, когда им надо отогнать грифов или орлов от добычи. Нападающий стоит лицом к лицу с врагом и вдруг, перевернувшись на 180 градусов, изо всех сил наподдаёт задней частью тела по противнику, а часто еще и подпрыгивает вверх, оттолкнувшись всеми четырьмя лапами. Этот приём особенно хорош для расталкивания грифов — он не только наводит на них страх, но и защищает глаза шакала от когтей и клюва врага».

Й. Вагнер «Африка: рай и ад для животных»:
«Семь гиен бросились на гепардов, которым пришлось бежать, оставив свою добычу. Но шакалы не покинули место действия. Они подождали, пока гиены разорвали антилопу, а потом, подкрадываясь, выхватывали куски мяса и внутренностей прямо из-под носа у гиен. Последним это не нравилось. Они, огрызаясь, отгоняли шакалов, но те увёртывались с невероятной ловкостью, и каждый раз им удавалось схватить кусок добычи».

Живут шакалы постоянными парами, вместе охотятся и вместе ухаживают за потомством. При этом они общительны и очень любят лизаться (в том числе и в губы).

Николай Заболоцкий «Шакалы»:

…И вот уже плачем и визгом
Наполнен небесный зенит.
Луна перламутровым диском
Испуганно в чащу глядит.

И видит: теснясь друг за другом
И мордочки к небу задрав,
Шакалы сидят полукругом
За темными листьями трав.

О чем они воют и плачут?
Кого проклиная, вопят?
Под ними у моря маячит
Колонн ослепительный ряд…

Статья размещена на сайте 25.05.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: