Перейти к восьмой части статьи
История слона началась в Судане, где он был пойман в 1862 году, Джамбо действительно был солидным экземпляром и к концу жизни достигал в высоту 4 метров. В США он попал далеко не сразу. Какое-то время слон пожил в Парижском зверинце, а спустя год переехал в Лондон. Там он обрёл огромную популярность — особенно среди детишек, которые частенько катались на его спине (в их числе был и Уинстон Черчилль).
Когда в 1882 году Джамбо решили продать американскому цирку «Barnum & Bailey» за 2 тыс. фунтов стерлингов, в обществе поднялась настоящая волна возмущения. Сатирический журнал «Панч» даже опубликовал карикатуру, где предлагалось отправить в США вместо Джамбо депутата Чарльза Брэдлоу (Брэдлоу, как атеист, отказался упоминать в парламентской присяге Бога, чем вызвал скандал).
Кроме того, около 100 тысяч английских школьников послали королеве письма, где умоляли не отдавать слона «янки». Письма не помогли. Свою роль в решении зоопарка, видимо, сыграло и то, что с возрастом характер у Джамбо испортился и подпускать к нему детей стало уже опасно.
Как только слона доставили в Нью-Йорк, Финеас Барнум тут же выставил его в Медисон-Сквер-Гарден, и всего за 3 недели показа Джамбо себя окупил. А за 8 месяцев циркового сезона принёс своим хозяевам 1,75 млн. чистой прибыли. Интересно, что на цирковой арене Джамбо, как любой уважающий себя африканский слон, никаких трюков не выполнял. Это делали индийские слоны, а он обычно просто красовался перед публикой с явно скучающим видом.
Тем не менее американцы слона страшно полюбили — он стал образцом для детских игрушек и героем самых разнообразных рекламных компаний. Одной из таких компаний стал знаменитый переход слонов через Бруклинский мост в 1884 году: животные должны были убедить скептиков, что это гениальное творение инженерной мысли прочно и надёжно.
А вот другое творение инженерной мысли Джамбо погубило. 15 сентября 1885 года он вместе со своим «коллегой» — маленьким слоном по кличке «Мальчик-с-пальчик» — оказался на железнодорожных рельсах. По недосмотру, оба слона были сметены несущимся локомотивом и умерли. Чтобы выдавить из публики больше слёз, Барнум сочинил легенду, согласно которой Джамбо погиб героически — пытаясь спасти своего маленького собрата. Да ещё и какое-то время выставлял чучело слона вместе с живой слонихой, изображавшей «безутешную вдову».
К сожалению, слонов в США не только любили, но и… казнили. Причём прилюдно и довольно жестоко.
В 1903 году подобная участь постигла слониху Топси, которая убила трёх человек. Причём жертвы, как правило, сами были виноваты в случившемся. Один, будучи пьяным, сперва пытался напоить слониху виски, а в конце решил прижечь сигарой кончик хобота. Второй — хотел пощекотать ей брюхо палкой. Терпение хозяев слонихи лопнуло в декабре 1902 года, когда пьяный дрессировщик решил прокатиться на Топси по улице. После того как хулигана задержали, слониха попыталась штурмовать полицейский участок, заставив правоохранителей самих попрятаться в камерах.
В итоге Топси решили умертвить. Сначала её планировали повесить, но Общество защитников животных выступило против. Тогда слониху решили убить электричеством. Для этого изготовили специальные медные калоши, а ток провели от местной электростанции. Чтобы смерть наступила наверняка, Топси предварительно накормили морковью с цианистым калием (прямо как в киносцене, где профессор Плейшнер проглотил яд и одновременно выбросился из окна). 4 января 1903 года через тело слонихи пропустили 6600 Вольт, и через 10 секунд животное было мертво. Говорят, многие из пришедших на «представление» были крайне разочарованы столь быстрой казнью.
А вот очевидцы казни другой слонихи — Мэри — были, по-видимому, удовлетворены. В 1916 году во время гастролей в г. Кингспорт (шт. Теннесси) к Мэри был приставлен неопытный смотритель — им оказался некий местный бомж Ред Элдридж. Он случайно проткнул ухо слонихи крючком, и животное в ярости схватило его хоботом, швырнуло на землю и растоптало. Чтобы успокоить возмущённых горожан, Мэри решили публично повесить. Повесить слона — дело непростое, и виселицей был избран башенный кран с цепью вместо верёвки. Первая попытка не удалась — Мэри сорвалась и сломала бедро. Приговор привели в исполнение снова…
Не хотелось бы заканчивать эту статью на такой мрачной ноте. Тем более что тему слонов в американской культуре я осветил не полностью. Конечно, речь пойдёт о символах двух главных американских партий — Демократической и Республиканской. Первую уже давно ассоциируют с образом осла, а вторую — с образом слона. О демократическом осле мы поговорим в другой раз. Скажем только, что хотя демократы свыклись с этим символом, официальным его не сделали. Чего не скажешь о республиканцах, которые трактуют слона как воплощение мощи.
Шариков:
«Что же, я не понимаю, что ли. Слоны — животные полезные».
Первое использование республиканцами «слоновьего» образа можно найти ещё в газете 1864 года, которая пиарила Авраама Линкольна. Да-да, не удивляйтесь — в XIX веке приоритеты у двух американских партий были почти «зеркально» противоположными. Демократы выражали интересы рабовладельцев Южных штатов, а республиканцы — наоборот, боролись против рабства. Так вот, в газете был изображён рисунок слона с флагом в хоботе, который праздновал победу в Гражданской войне Севера и Юга.
Полагают, что данный образ был напрямую связан с американской идиомой «seeing the elephant» («увидеть слона»). Этой фраза была неким аналогом богатого жизненного опыта и обычно употреблялась пионерами и авантюристами, чтобы описать новые захватывающие приключения (вроде Калифорнийской «золотой лихорадки»). Ну, а в те времена, когда выходила упомянутая газета, «увидеть слона» нередко означало «побывать на войне».
Насчёт происхождения этой идиомы бытует немало легенд. Например, одна повествует о фермере, который отправился на телеге в город и по пути столкнулся с цирковым фургоном. Несмотря на то что фермерская повозка с овощами разбилась вдребезги, её хозяин не унывал: «Я ни о чём не жалею. Я видел слона».
Главным же человеком, который ввёл образы осла и слона в обиход американской политики, заслуженно считается карикатурист Томас Наст — тот самый, что придумал и классического Санта Клауса. Наст был убеждённым сторонником Республиканской партии и особенно сильно помогал своим острым пером знаменитому генералу Улиссу Гранту. Грант дважды избирался президентом США, но стоило ему заикнуться о третьем сроке, как демократы подняли настоящую бучу, обвиняя генерала в «цезаризме» и диктаторских замашках. Кроме того, внутри самих республиканцев начались внутренние дрязги, и кандидатуру Гранта даже не приняли на рассмотрение. На всё это в 1874 году Наст откликнулся карикатурой «Паника третьего срока».
На ней был изображён осёл в львиной шкуре, который своими криками о «цезаризме» пугает слона с надписью «Республиканское голосование», и тот без оглядки несётся в сторону ямы Инфляции и Хаоса. Слоновий образ, видимо, показался здесь Насту очень уместным — ведь это большое и сильное животное способно в состоянии паники натворить много глупостей.
Что еще почитать по теме?
По улице слона водили… По какой?
Зачем слоны спускаются под землю?
Шри-Ланка. Слон в хозяйстве пригодится?
Просто поразительно - больше ни одного отклика на такой замечательный цикл статей!..
Вчуже обидно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Супер! За какую тему автор не взялся бы - просто энциклопедия! Спасибо.
Оценка статьи: 5
1 Ответить