Перейти к предыдущей части статьи
Ослиное упрямство уже давно стало притчей во языцех. Как сказано в поговорке, «потяни осла вперёд — он попятится назад, потяни за хвост — и он пойдёт вперёд». Или вообще встанет, как вкопанный, отказываясь продолжать путь (как это случилось с героем комедии «Кавказская пленница»).
Американский натуралист Джильберт Клинджел рассказал, каких бед он натерпелся от своего осла, когда проводил исследования на островах Багамского архипелага. Уже на второй день пути осёл перестал его слушаться. Никакие побои не могли заставить его сдвинуться с места. Клинджел попробовал даже разводить под упрямцем костёр, но и это не помогло: осёл делал один-два шага в сторону и снова останавливался".
В легенде о святом Антонии Падуанском рассказывается, как он безуспешно пытался обратить в христианство одного еврея и в сердцах сказал, что проще заставить осла преклонить колени. И — о чудо! — осёл действительно опустился на колени перед Антонием. Увидев, что святому удалось подчинить столь упрямое животное, уверовал и еврей.
Разумеется, осёл не строптив и не упрям. Просто чувство самосохранения и осторожности у него развито сильнее, чем у домашней лошади. Оно и понятно — лошадей издавна дрессируют с целью подчиняться хозяину. А вот осла заставить идти туда, где он чувствует опасность, или работать, когда он находится на пределе сил, крайне трудно.
Недаром его нередко ставят в конюшни для успокоения возбуждённых лошадей. Мол, если те видят, что лопоухий спокоен, то и им бояться нечего…
Впрочем, и в старые времена находились авторитетные люди, которые отстаивали ослиные достоинства. Например, большой любитель «братьев меньших», святой Франциск Ассизский, умаляясь перед Богом, называл себя «Осёл Господень».
Леонардо да Винчи:
«Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостает выдержки и терпения».
Д. Свифт «Путешествия Гулливера»:
«Оратор заявил, что гуигнгнмы поступили крайне неблагоразумно, задумав приручить еху и оставив в пренебрежении ослов, красивых, нетребовательных животных, более смирных и добронравных, не издающих дурного запаха и вместе с тем достаточно сильных, хотя и уступающих еху в ловкости; правда, крик их не очень приятен, но все же он гораздо выносимее ужасного воя еху».
Впрочем, смирение — тоже штука двоякая, легко переходящая в покорность. Недаром ослы нередко становились аллегорией тёмного «забитого» народа, безропотно несущего бремя угнетения.
Когда я думаю о тяжёлой доле этого трудяги, мне на ум сразу приходит читанная в детстве сказка Поля Вайяна-Кутюрье «Бедный Ослик и жирная Свинья».
«Однажды кто-то из соседей, выходя из хлева, потрепал по шее Ослика и сказал:
— Скоро настанет февраль месяц — единственная пора в году, когда ослом быть лучше, чем свиньёй.
Если вы никогда не слышали, как смеётся свинья, вам нужно было бы в тот вечер побывать в хлеву и послушать, как хохотал Розовый Поросёнок.
— Лучше быть ослом, чем свиньёй — вот что выдумали! Ах, какой вздор! Какой вздор! Ну что может быть смешнее этого? Как тебе это нравится, Ослик? А? Не угодно ли тебе поменяться со мной? — И жирная Свинья покатилась со смеху.
А бедный Ослик стоял в своём углу и думал: „Лучше быть ослом, чем свиньёй“… Что бы это могло значить? Неужели в феврале Свинью заставят работать, а Ослика начнут кормить вкусной похлёбкой?»
Как мы видим, в своей сказке автор старался «подсластить пилюлю», показав, что самодовольная свинья, которую, в отличие от ослика, холят и лелеют, в итоге просто пойдёт на убой. Надо сказать, это — та ещё диллема: терпеть всю жизнь лишения или предаться свинским удовольствиям — пусть и на короткий срок?
Ну, а басня римского поэта Федра (заимствованная у Эзопа) и вовсе звучит «по-марксистски»:
При перемене власти государственной
Бедняк меняет имя лишь хозяина.
Что это так, показывает басенка.Старик трусливый пас на лужайке ослика.
Внезапным шумом вражьих войск напуганный,
Зовет он осла бежать, чтоб не попасться в плен.
Осел лениво: «Но разве победители
Двойной меня хотят навьючить ношею?»
Старик: «Ничуть».— «Тогда какое дело мне,
Кому служить, пока тащу я прежний груз?»
Тем не менее в XX веке образ осла становился всё симпатичнее и симпатичнее — особенно благодаря детским сказкам и мультфильмам. И пускай Иа из «Винни Пуха» — жёлчный и депрессивный, а Осёл из «Шрека» — надоедливый и трусоватый, на поверку все они оказываются «хорошими парнями».
Да и в старых сказках ослы не всегда выглядели глупыми. Например, в одной из них Осёл обманывает Волка, предлагая прочесть его имя, выбитое на копыте, после чего хищник ожидаемо получает по зубам. Такую же смекалку проявляет и герой знаменитых «Бременских музыкантов», который вместе с другими бездомными животными выгоняет из дома целую ораву разбойников.
Немаловажную роль играет ослик и в восточных анекдотах про Ходжу Насреддина. Особенно памятна история, как Ходжа предложил эмиру обучить его ишака грамоте и богословию, попросив дать ему для этого денег и 20 лет времени. Услышав о споре, знакомый чайханщик сразу предложил Насреддину попрощаться со своей головой, на что хитрец ответил так:
«Получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак».
Ну, а в завершение не мешает вспомнить советский мультфильм «Всё наоборот» (1974), где малолетний Ослик… как бы это сказать… бунтует против своей идентичности. То он желает стать порхающей бабочкой, то объявляет своей бабушкой… крокодила. Но в итоге понимает, что глуп именно тот осёл, который стыдится быть ослом.
Песня из м-ф «Всё наоборот» (1974):
…Маленький ослик — не птичка, не слон.
И не порхает, как бабочка, он.
Маленький ослик тем и хорош,
Что на себя он похож.
Может он фрукты в тележке возить,
С дедом на рыбную ловлю ходить…
Маленький ослик тем и хорош,
Что на себя он похож.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...