• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Самые древние...

Только представьте: в несказанно далекие времена человек распознал, что оставляет след на песке, на земле… Там, где прошел или провел рукой. Потом обгорелой головешкой прочертил на стене доисторической пещеры линию… линия перешла в загогулину… загогулина напомнила образ добычи — зверя (или что-то другое)…

Он повторял и разнообразил черты и линии… но они оказывались недолговечными. (А что, если находился соперник, который мог перечеркнуть или стереть произведение?! Как неприятно.) Но предок наш был находчив и изобретателен: он стал высекать на камне «автографы» сначала примитивными предметами, а затем все более изощряясь и совершенствуясь в мастерстве…

Этим летом в Карелии мы, маленькая группа «диких» отдыхающих, т. е. без туристического сервиса и прочих сопровождающих предложений цивилизации, оказались в относительно безлюдном месте. И вскоре по приезде принялись истово разглядывать на берегу Сямозера (о, это такое озеро, что достойно отдельного рассказа!) валуны, коих было множество, в надежде даже не прочитать, а хотя бы увидеть письмена как привет из доисторического далека.

Нетрудно догадаться, что находили мы подходящие под статус «петроглифов» знаки в таком количестве, в каком только хотели… на теплых от солнца камнях, хранящих память о таком давнем, таком загадочном и таком притягательном прошлом… Помню, поглаживая шершавую поверхность этих безмолвных свидетелей истории, я мысленно испытывала удивительное ощущение прикосновения к ней самой, этой многослойной, многосложной и неисповедимой во многом для человеческого разума истории.

И все же, все же, все же! Соберем по крупицам историю происхождения письменных (и пишущих) принадлежностей. Хотя бы бегло.

Стержни-клинышки для письма по сырой глине древних шумеров, ассирийцев, хеттов, вавилонян… Стилосы (заостренные палочки) античных греков и римлян — это стариннейшие предметы. Один конец стилоса был заостренным (им писали на восковых дощечках, составлявших целые книги), другой — закругленным (для сглаживания ранее написанного).

Кельты, германцы, славяне вырезали ножом или выжигали раскаленной иглой на дощечках свои заветные руны. А на бересте кто только не оставлял следы шилом или красками, которые впоследствии стали чернилами! Да что там русичи (возблагодарим экспедиции В. Янина, собравшие богатую коллекцию берестяных грамот!), по всему миру, оказывается, было принято писать на коре нашего любимого дерева. Например, античные историки Дион Кассий и Геродиан, согласно энциклопедии «Кругосвет», упоминали записи на ней.

Американские индейцы в долине Коннектикута называли некие деревья «бумажными березами». Наконец, в «Песне О Гайавате» Лонгфелло читаем (воспользовавшись переводом И. Бунина):

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков…

А кисточки?! Египтяне водили ими по папирусу, китайцы — по шелку, а потом и по бумаге, ими же и изобретенной. И даже узелками повествовали письменные истории (эти узелки назывались «кипу»): инки, например, ацтеки.

Это было так давно! Но даже в том далеком далеке люди испытывали потребность в общении. Право же, их изобретения дали нам многое. Они повествуют о той жизни, обычаях и верованиях; дают представление об эволюции. К тому же, являются звеном связи поколений и народов в общее понятие, которым стоит дорожить — человечество.

Будем достойны тех усилий, что предприняли наши далекие праотцы, чтобы мы помнили начала и несли в будущее, потомкам, самое лучшее из того, что можем усвоить.

Об истории изобретения карандаша можно прочитать здесь.

Статья опубликована в выпуске 26.02.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: