• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Что вы знаете об истории «дачного движения»?

«До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…»

(Из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», 1903 г.)

Известно, что первые дачи в России появились в эпоху Петра I. Изначально это были усадьбы под Петербургом, которые царь щедро дарил своим приближенным за заслуги перед Отечеством. Тогда же вошло в жизнь слово «дача» — от глагола «давать». В 16 веке оно употреблялось в значении «дар, подарок», в 17 — «пожалование земельного или лесного участка». И лишь во второй половине 18 века «дача» получает значение, более понятное и известное теперь уже нам, — загородный дом, усадьба, расположенные недалеко от города.

В 1825 году в Петергофе возводится, говоря нашим языком, «коттедж», напоминающий английский загородный дом. Это становится стимулом к началу массового активного самостоятельного строительства дач. Их строят князья, дворяне, и люди «классом» пониже — мещане. Во многом это объясняется, в частности, в Москве, расширением ее границ. Увеличивается и число жителей. Это ли не причина процветания дачных поселков? Есть и еще одна немаловажная причина, экономическая. Снять дачу на 3−4 месяца обходится дешевле проживания в городской квартире. Основным представителем дачников, к примеру, в Бутово, под Москвой, был средний класс: купцы, разночинцы, служащие. Но были здесь и те, кто владел загородными домами постоянно: Н. Варенцов, А. Москвина, И. Салтыков, В. Александров и др. Их имена сегодня мало кому о чем говорят. Но на их дачах жили актеры, художники, писатели. Среди них много известных. Не секрет, что в начале 20 века дачное строительство приносило немалые прибыли. Дачи представляли собой, и это не исключение, небольшие усадьбы, почти все с садом и оригинальным парком.

Порой уже имевшаяся усадьба превращалась в дачу, точнее, в дачи (старые барские усадьбы). Но был и другой путь, от дачи к усадьбе. Например, Мелихово-Чехов. Большинство жителей, которые оставались в этих местностях, работали прислугой на дачах. Требовались повара, дворники, горничные, прачки. В начале 19 века появляется идея организовать общества по благоустройству дачных поселков. К примеру, в 1910 году под Москвой было создано 60 таких обществ.

«Певец дачных местностей» М. И. Пыляев отмечал, что «на дачах не просто отдыхали: устраивали балы, открывали салоны, они стали частью богемной жизни горожан. Так, в имение к господам Зиминым часто приезжали гости. К их приезду хозяева устраивали на прудах балы с фейерверками и танцами дрессированных лошадей на поляне». Это был «золотой» век дачной жизни.

Однако советская власть многие дачи передала в пользу трудящихся. Многие площади предоставлялись для отдыха рабочим и крестьянам. Но так как мест на всех не хватало, то на одной даче могло отдыхать до ста человек. К сожалению, судьба некоторых усадеб более чем печальна, они сожжены или разграблены.

Надо заметить, что личные дачи всегда имели представители высшего советского руководства. Однако в виде исключения дачи предоставлялись и известным ученым, писателям, композиторам и особо отличившимся работникам производства. Историки пишут, что впоследствии власти разрешили создавать товарищеские общества, но при этом регламентировали размеры построек. Жилая площадь дачного домика не должна была превышать тридцати квадратных метров. Но люди были и этому рады.

Новая «волна» строительства государственных дач началось в 30-е годы. Но и сюда в кровавые 30−40 годы подъезжали черные «воронки», вгоняя садовников в дрожь. Со временем об этом стали забывать… С годами неизвестные до этих лет названия деревенек — Жуковка, Барвиха, Ильинское, Николина Гора, Петрово-Дальнее, Усово — стали известны и за пределами Москвы. Жизнь в правительственных поселках, скрытая высокими заборами, протекала относительно спокойно. Не секрет, что министры, зампреды Совмина, члены ЦК и Политбюро знали: как только их проводят на пенсию, взамен госдачи они могут получить лишь небольшой надел земли, а то и вообще ничего.

Некоторые, вероятно, еще помнят, как в период перестройки власть выступала против различного рода привилегий, в том числе и против жилья за казенный счет. Однако немногие из перемен сказались на чиновничьих судьбах. Постепенно дачи стали приобретать в собственность. Надо сказать, что начало этому положили коммунисты…

Вы скажете, а как же «оттепель»? Да, было бы несправедливо обойти важный этап в истории дачного движения — 60-е годы. Сложные условия по дачной застройке были немного смягчены. Каждый желающий мог позволить себе приобрести земельный участок, все еще боясь, однако, появившейся частной собственности. Максимальный размер участка в то время не должен был превышать шести соток. Если вы спросите своих бабушек или дедушек, были ли они рады новому приобретению, то они, наверняка, ответят утвердительно. По выходным дням все семьями устремлялись на дачи, засаживая грядки овощами, в надежде к осени получить урожай. Особое стремление иметь дачи проявилось у наших сограждан в 80-е годы. В стране были ощутимые трудности с продовольствием.

А что же сегодня? Сегодня купить или построить дачу — не проблема, если есть деньги. Многие «новые» русские успели на первой волне перестройки построить дворцы на месте дач, не считаясь с расходами. Но для большинства людей дача так и осталась тем простым и удобным местом отдыха, каким была в конце 19 века. Именно на даче есть возможность отдохнуть душой, посадить цветы, разбить грядки под «зелень», особенно не перегружая себя работой. А еще здесь можно провести время с детьми, погулять босиком по траве…
В последнее время в обиход вошел стиль «заброшенного сада». Здесь у вас есть возможность побаловать себя любимой книгой, качаясь в гамаке, не посматривая на часы. Кто-то очень правильно сказал: «На даче надо отдыхать!»

Литература: «Памятники отечества» (1994 г.), «Русская усадьба» (1999 г.), «Тропами Подмосковья» (1989 г.), газета «Московский комсомолец» (1998 г.).

Статья опубликована в выпуске 1.06.2008

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: