• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Чем заплатила скульптор Вера Мухина за свою известность?

Для семейства Мухиных стало неожиданностью, когда младшая Верочка, дочь купца Игнатия Кузьмича, торговавшего хлебом и пенькой и имевшего немалую недвижимость в Риге, пристрастилась к рисованию. Делала она это с таким желанием, что отец дал ей на это свое благословление. Он сказал, поглаживая дочь по жестким волосам: «Стало быть, художником будешь, а я мечтал, что ты продолжишь мое дело. Сына бог не дал. А у тебя характер мой, упрямый…»

На старшую дочь, Марию, Игнатий Кузьмич надежд не возлагал. Ее больше интересовали праздники, балы и театры.

Впрочем, его покойная жена, мать девочек, Надежда Вильгельмовна, немного пела, сочиняла стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей. Верочке не исполнилось и года, когда не стало матери. Она умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза в Ницце, где лечилась. Мухин перевез дочерей в Крым, в Феодосию, опасаясь за их здоровье.

Отца девочки потеряли, окончив гимназию. После его смерти опекуны Марии и Веры, братья Игнатия Кузьмича, переехали из Курска в Москву. Вера стала учиться у известного педагога К. Юона. Кроме рисования, её привлекала скульптура, и она параллельно посещала две студии. Мечтала поехать учиться в Париж. Но дядюшки и слышать об этом не хотели. Но… вмешался случай.

Вера гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» Вере лицо, на которое она боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. До начала гражданской войны в России оставалось не более 2-х лет. К тому времени Вере исполнилось 23 года.

В Париже она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Но Вера, оказавшись в Париже, с жадностью училась у скульптора Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное время она гуляла по городу, посещала музеи.

Вера Игнатьевна могла продолжать учебу, но она торопилась в Россию. В это время ее сестра Мария выходит замуж за иностранца и переезжает в Будапешт. А Вера Игнатьевна на родине, окончив курсы для медсестер, работает в госпитале. Ей пришлось на 3 года оставить занятия скульптурой. Судьба упрямо вела Мухину навстречу к человеку, ближе которого у нее в жизни не будет.

Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914 году, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918 год). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете В. Менжинского (с 1923 года возглавил ОГПУ), которому помог в 1907 году покинуть Россию. «Эх, Алексей, — сказал ему Менжинский, — ты в 1905 году был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».

Но он чудом выжил. Однако таланту врача Замкова завидовали многие коллеги. Он не только был хирургом от бога, но еще и ученым, его увлекала эндокринология. Когда в кругу близких друзей режиссер К. Станиславский, зная обстоятельства жизни Алексея, откровенно сказал ему: «У вас прекрасная внешность, переходите ко мне в театр», — тот в ответ только улыбнулся. У Замкова были две страсти, от которых он не мог отказаться. Это медицина и… его Верочка.

В эти годы Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов. Среди них: врач А. Замков, режиссер А. Довженко, балерина М. Семенова и другие. Вера Игнатьевна почти не жаловалась мужу на больное сердце, но он знал, как она страдает от травли, которая против него была развернута во всех газетах. Ему не давали заниматься научной работой, часами он простаивал у дверей cвоей лаборатории. Жить с ярлыком «шарлатана» стало невмоготу. И они решаются бежать за границу. Но уже в Харькове их «снимают» с поезда и везут в Москву. Веру Игнатьевну с сыном отпускают домой, а Замкова оставляют.

Через три месяца их отправили в ссылку в Воронеж. Выбрались они оттуда с помощью М. Горького. Впереди забрезжил свет. Замкову пообещали свой институт и разрешение на ведение научной работы.

В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Архитектор Б. Иофан предложил увенчать скульптурой поднимающееся ввысь здание. Он показал участникам этого совета рисунки, где стоят рядом девушка и юноша. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов. Выиграла его Вера Игнатьевна. Все работы по воплощению проекта в жизнь проводил опытный завод института машиностроения и металлообработки, руководил сборкой профессор П. Львов.

Работать приходилось Вере Игнатьевне вместе со своими помощниками с утра до поздней ночи. Ведь предстояло создать 24-х метровую скульптуру из стали. Использовали метод соединения — электросварку. Подобного в те годы никто не делал в нашей стране. Чтобы укрепить статую, Мухина предложила сделать шарф, используя его, как главную опору. Не всем была по нраву распорядительность, ум и хватка Мухиной.

В одну из ночей на испытательный «полигон» неожиданно приехал И. В. Сталин. Но, обойдя строительные стропила и ничего не сказав, уехал. Как потом стало известно, этому приезду предшествовал донос директора завода С. Тамбовцева, который спешил известить высокое руководство о том, что в складках шарфа просматривается силуэт Л. Троцкого (социал-демократ, был выслан из страны в 1929-м, погиб в 1940-м). Впоследствии некоторые из инженеров, работавших с Мухиной, и комиссар советского павильона И. Межлуак были арестованы. Межлуак был расстрелян, других реабилитировали только после смерти Сталина.
Но это будет чуть позже, а пока…

Чтобы доставить «Рабочего и колхозницу» в Париж, 75-тонную скульптуру разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Когда статуя была установлена над павильоном, она имела оглушительный успех. Во Франции всюду продавали сувениры — пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.

Имя Мухиной мгновенно стало известно всем миру. Несомненно, павильон утверждал мощь нового советского государства, а значит, и его вождя. И хотя в самых высоких кругах отношение к Вере Игнатьевне было неоднозначным, ей вручали ордена, награждали Сталинскими премиями, но не позволили организовать ни одной персональной выставки. По возвращении из Парижа статуя в Москве заняла свое место у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В 30-e годы Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позднее она перешла в экспериментальный цех стеклянного ленинградского завода. Вера Игнатьевна с увлечением работала со стеклом и фарфором. Спустя годы, сын Мухиной, Всеволод, писал в своих воспоминаниях: «Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого».

В 1938 году институт врача А. Замкова был разгромлен, его оставили без любимого дела, как и прежде, не выпускали из поля зрения работники соответствующих органов. В 1942 году Вера Игнатьевна потеряла мужа. Для нее эта была тяжелая утрата.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» прошла столь же драматический путь, что и ее творец. По словам внучки Веры Игнатьевны, Марфы Всеволодовны, в 2004 году статуя была отправлена не демонтаж. Но до сих пор судьба ее не решена.

Веры Игнатьевны Мухиной не стало 6 октября 1953 года, 55 лет назад. Ей было всего 64 года. На могиле А. Замкова и В. Мухиной на Новодевичьем кладбище стоит памятник. На нем есть надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Под ней выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».

Статья опубликована в выпуске 6.10.2008
Обновлено 9.10.2022

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: