Валентина Пономарева Грандмастер

Чем славен Плес? Из истории русских городов

Археологические раскопки обнаруживают в Плесе и окрестностях предметы IX—XIII вв. (только по опубликованным данным), когда жили здесь меря, кривичи и др., а первое летописное упоминание о нем относится к 1141 г.

В наши дни Плесское городище пытались сделать пунктом развлечения туристов, которые могли здесь несколько лет кряду соревноваться в стрельбе из лука, упражняться в добывании огня трением и т. д. В 2008 г. фирма-организатор исчерпала свои финансовые возможности, как говорят, из-за недостаточной «раскрученности» проекта. Но вернемся к истории.

Когда-то здесь располагался город Чувиль, возведенный по приказу то ли Юрия Долгорукого, то ли Всеволода Большое гнездо. Он был и сторожевой заставой на высокому берегу Волги, и торгово-ремесленным центром: городской посад растянулся вдоль Волги почти на 2 км. Увы, город был разрушен во время набега ордынского войска (1238), о чем сообщается в «Сказании о разорении Рязани Батыем». В 1410 г. здесь был вновь отстроен город, основанный московским князем Василием I, сыном Дмитрия Донского, который «повеле рубити град Плесо» для целей сторожевых и таможенных.

Стратегические преимущества местности для выбора оборонительно-таможенного форпоста оказались неоспоримыми: во-первых, Волга на этом участке не петляет, предоставляя широкий обзор окрестностей на дальних расстояниях, во-вторых, в ее русле проходит каменный лабиринт из Винной и Косой гряд, затрудняющий беспрепятственный проход судов.

А местные лоцманы показывали дорогу лишь после предъявления пропускной грамоты или уплаты пошлины.
Деревянная крепость на высоком волжском берегу при впадении в нее р. Шохонки имела дозорные башни и двое ворот, была окружена рвом и шестиметровым валом. Внутри нее располагались деревянная церковь, воеводский двор, военные и провиантские склады, жилье. А вокруг разместились слободы: Троицкая, Гончарная, Набережная, Рыбная, Серковская.

С XVI в. Плес находится в составе централизованного Русского государства. В XVII в. он был разорен польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Тогда и не стало деревянной крепости: то ли сгорела, то ли обрушилась от ветхости. Каменное строительство началось в конце того же века. Успенский собор (1669 г.) до сих пор красуется на Соборной горе.

Успенский собор. Величество на вершине В 1778 г. город получил статус уездного центра и стал застраиваться по генеральному плану. Если доведется побывать в этом дивной красоты месте, то, поглядывая на выложенные булыжником спуски к Волге, любуясь узкими улочками, образующими несколько ярусов над ней, вспомните, что это задумано и начато еще тогда.
На ту пору в городе имелись «полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами…».

Кроме того, известны были местные ювелиры. Это с их легкой руки сформировались ювелирные центры в окрестных селах Красное и Сидоровское. Славились топоры производства плесских кузнецов, работы кустарей-резчиков по дереву и металлу.

Кстати, возрождение народных промыслов представлено сегодня не только в Музее, что находится на набережной левее причала, но и в Выставочном зале местных художников — тоже на набережной, но с правой стороны от пристани. В обоих местах можно приобрести понравившиеся изделия, причем не дороже, чем предлагают коробейники на самой набережной.

Троицкая - памятник архитектуры. Но сейчас в плачевном состоянии, хоть и с редчайшими иконами внутри Итак, Плес успешно развивался, стал заметным поставщиком льна и полотна, крупным речным портом Волжского торгового пути, перевалочным пунктом в транспортировке зерна. В начале XIX-го в нем были построены Троицкая (1808) и Воскресенская (1817) церкви, а к середине века насчитывалось уже около 50 каменных зданий: 7 церквей, 2 часовни, 3 торговых ряда, 25 жилых домов.

Дом купца Солодовникова. В нем расположен дом-музей И.Левитана Торговое значение города снизилось после того, как железнодорожная ветка Иваново-Кинешма обошла его стороной. Это привело к значительному (почти вдвое) уменьшению численности населения, разъехавшегося из-за сокращения рабочих мест.

Зато его облюбовали дачники, и одним из самых знаменитых среди них стал наш великий соотечественник И. И. Левитан, наезжавший в Плес не раз и живший в доме купца Солодникова, в том самом, где теперь расположен дом-музей художника. Здесь он написал порядка двухсот картин, в т. ч. «Осень. Мельница. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес», «Тихая обитель» и др.

Левитан... узнаете? Очень нравилась великому пейзажисту деревянная церковь Петра и Павла на погосте, стоявшая с XVI в. на холме, который ныне зовется горой Левитана, а прежде — Петропавловской. К сожалению, в 1903 г. она сгорела, но в наши дни на том же месте, как раз на против Троицкого храма, стоит Воскресенская церковь, перевезенная из села Билюкова в 1970-е гг. в., а построена она была в 1669 г.

Кроме отдыхающих, нанимавших жилье на сезон, были и построившие для этого собственную недвижимость. Об этом напоминает, например, дача фабриканта Павлова, представляющая собой пример плесского модерна, в котором кирпичное здание дополнено резной деревянной верандой с изящными витражами.

С 1920-х годов курортное направление становится для города основным. Ныне местное население насчитывает около 3 тыс. человек. Тихо, уютно, невероятно красиво. Давно и сильно люблю Плес, не раз бывала и все время хочется вернуться. Желаю и вам насладиться неповторимой живописностью этого края и испытать чувство невыразимого покоя, которое приходит, когда ступаешь на его землю. Прав был Левитан…

Обновлено 20.08.2008
Статья размещена на сайте 18.08.2008

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А какова ширина Волги в Плёсе?

    Подробнее об этимологии Плёса и Пскова см. здесь - читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Какая ширина Волги, не знаю. Теперь больше, чем раньше. Вот так это выглядит

      Оценка статьи: 5

      • А Волга делает изгиб или русло прямое? На фото не видать.

        Оценка статьи: 5

        • Не-не-не, в статье как раз говорится, что не петляет, потому обзор хороший

          Оценка статьи: 5

          • Доказательство

            Вот это как раз и доказывает, что "Плёс" - широкая гладь реки, позволяющая задействать речные суда с судовой ратью, которая может беспрепятственно вторгнуться на незащищённый мысами берег. פלש /пелеш//плеш (кстати, "лысина" - плеш) - [פלש2] מפולש ת' - сквозной .

            Из этого же корня русское название меча - ПАЛАШ - от ивритского פלש /пелеш - "вторгаться, вонзаться"

            Оценка статьи: 5

            • Плёс
              פלש /палаш-«вторгаться»;
              פליש /палиш – «уязвимое для вторжения место». Конечно, с кораблей легче всего атаковать на «широкой открытой части реки», где можно задействовать ВЕСЬ флот {פלוט /палут – «извергнутый, выброшенный»}

              Оценка статьи: 5

              • Мудрено, однако. Бродили сиротливо иудеи по берегам Волги и именовали города русичей. Слушьте, коллега, я сама язывковед и из фонетичесикх соном никогда не сотворю кумира. Тем более, (защищайтесь, безоружных не трогаю!), иврит - Ваш вторичный язык, не материнский. Вам им владеть в совершенстве невозможно до визга. Не владея в полной мере славистикой Вы привязываете к арамейскому, .....кому... и еще кому...чисто славянские корни и осеняете это дело кабаллистическими знаками. Не позорьте зомбированием иудейство и не навязывайте славянству и славистике иных трактований, чем санскритно-тюркско-славянских. (Я пропустила еще десяток фаз формирований современного русского). А Плес тянется через по-лесье. По лесу. В старо-русском (что отразилось в западно-славянских) была тенденция съедания гласных ( вот в этом лапу жму с ивритом!) - Полесье осталось выше, а туt - плесье, а в плесье - Плес. Причем тут, извините, коллега, маму ивритскую, иврит? Что интересно, 90% читателей не скушали Вашу кабалу в знаках, а Вы их продолжаете лепить упорно. Что с Вами? Знаете, не в Израиле курица снесла яйцо и вылупился цыпленок. Оставим эту честь всему человечеству. И право каждого народа иметь историю своего языка. Пусть от татаро-монгол и викингов, но историческую, а не эсперантовскую. Мне было бы с Вами, как с исследователем интересно общаться, но в иврите я не успела, а в остальном - Вы не разбираетесь. Извините, если резко. Иначе просто не выразиться. Бросьте Вы это дело. Знаете что-то о Плесе - расскажите как Валя, а где Волга поворачивает - Мосад и без того знает. Сорри. Не хотела обидеть. Иначе этот словопад ивритский не остановать - не раскручивайте свою книгу за так. Для этого есть рекламный сайт у ШЖ. И не сорите Кабалой. Грех это. Вас ни тут ни там не поймут правильно. А знания эти закрыты и не для развешивания на форумах. Спросите кабаллистов. Не дело это. Школа Кабалы не желает быть популярной. Это их дело. И они - самодостаточны в своем соку. А Вы чего-то все флаги развешиваете. России он не нужны и непонятны. Кабалистам - не в кайф. Я хоть самую малость нос туда сунула ознакомиться и быстро сбежала, но кое-что запомнила в учении: не пустословьте - заповедь номер раз

                Оценка статьи: 5

            • Владимир Евгеньевич, вот как раз насчет беспрепятственности не получается: там по дну проходили естественные каменные лабиринты, аж две гряды

              Оценка статьи: 5

              • פלש /пелеш//плеш (кстати, "лысина" - плеш) - [פלש2] מפולש ת' - сквозной .

                Т.е. ПЛЁС, ПЛЕС - это СКВОЗНОЙ ВИД. А что там на дне - это уже другое дело. Для этого и нужны ЛОЦМАНЫ - ПеШковы или ШАХовы - и в той, и в другой фамилии есть ивритский корень שחה /шаха - "плавать". Помните, такое слово - ШХУна?

                Вы почему-то не обратили внимание на следующее:
                этимологии Плёса и Пскова одинаковы- см. здесь -
                читать дальше

                Оценка статьи: 5

  • Ах, Валентина!
    Прекрасная историческая заметка, очень сочная.
    Прекрасный заголовок. Так и просится к умножению.
    "Чем славен (имя городка)? Из истории русских (белорусских, украинских, ...) городов"

    Когда-то здесь располагался город Чувиль, возведенный по приказу то ли Юрия Долгорукого, то Всеволода Большое гнездо.

    А здесь кажется пропущено "ЛИ": "... по приказу то ли Юрия Долгорукого, то ли Всеволода Большое гнездо.?
    Так?

    Оценка статьи: 5

  • У меня в Ивановской области полно родственников, но вот в Плёсе не был ни разу. Поеду к родичам, заеду обязательно!

    Спасибо за такое "вкусное" описание!

  • Приходилось бывать в Плесе, очень интересный городок и окресности у него колоритные. 5

    Оценка статьи: 5

    • Валюша, чудесные места. 5!

      Оценка статьи: 5

      • Точно! Вот, например

        Оценка статьи: 5

        • А это - водосточная труба

          Оценка статьи: 5

          • Ромашка

            Кстати, очень интересный "цветочек", вы не находите?

            Ромашка
            божественный цветок - РОМАшка - в переводе со Святого языка –
            רום השקה /ром ишка// ром ашка - "Ром" - Высота, Небо; Шка - "поить, поливать, орошать, Божье Излияние (Дождь)". У мордвы зафиксирован высший бог – Шкай. Sky (англ.) – небеса.

            А на фотографии - как раз ВОДОСТОЧНАЯ ДОЖДЕВАЯ труба с изображением РОМАШКИ. зНАЧИТ , наши предки великолепно представляли себе, что цветок РОмашки - магическое и предназаначено для вызова дождя!!

            Ромашка на Св. языке называется בבונג /baboneg – בבא /бава = «ворота, вход, книга (том)», נגה //нега – «сияющий, сияние, планета Венера-Иштар».
            Ромашка - "Сияющие ворота" - т.е. Ворота в Горний мир.

            В Израиле, да и в степи растёт дикая «ромашка» с очень похожими жёлтыми (цвет власти – שלט /шелт, שלטון /шельтон – «властный» - отсюда «султан») и белыми цветочками – סביון /савьон = «крестовник». Слово סביון близко к следующим корням:
            סבה /сиба – «причина»
            סבוב /сибув – «поворот, вращение, кругооборот» - намёк на календарь, который является воротами к Богу
            סבוך /сибух – «осложнение запутанность», где корень –
            [סבך]/свах – «1. чаща, заросли 2 . путаница» - см. сваха и собака – бог Анубис, который проводит душу умершего через заросли потустороннего мира к Осирису на Божий Суд.

            Оценка статьи: 5

  • Читаю статью и принимаю хорошее и красивое, идущее из статьи... вспоминаю работы И.Левитана... очень хорошо на душе.

    Оценка статьи: 5