Спорт и активный отдых
Подкаст
Владимир Рогоза Грандмастер

Как силач XIX века Евгений Сандов стал «отцом» культуризма и бодибилдинга?

2 апреля 1867 года родился человек, которому было суждено превратить демонстрацию физической силы в искусство и стать родоначальником атлетизма, за несколько лет «завоевавшего» весь мир. Звали его Фридрих Вильгельм Мюллер, но широкую известность он получил под псевдонимом Евгений Сандов (Юджин Сандоу).

Фото: Depositphotos

Русифицированный псевдоним для цирковых выступлений он выбрал не случайно: по матери он был наполовину русским. Иногда в публикациях его называют российским подданным — это ошибка.

С детства Фридрих рос болезненным и хилым. Но если другие мечтают о физической силе лежа на мягком диване, то он стремился к ней путем изнуряющих физических тренировок и сложных гимнастических упражнений, попутно изучая анатомическое строение человеческого тела и функционирование мышечной системы. Такой подход помог ему создать систему физических упражнений, позволявших не только развить силу, но и «построить» свое тело, сделав мышцы рельефными и красивыми.

Физическая сила всегда вызывала у людей неподдельный интерес, выступления силачей традиционно собирали массы зрителей. Но до Сандова у европейских атлетов сила и красота тела не находились в гармонии. Громадные и тучные силачи, удивлявшие зрителей различными силовыми номерами, всегда выступали в специальных одеждах или в трико, закрывавших значительную часть тела. Это и понятно: их заплывшие жиром мышцы и пивные животы вряд ли бы вызвали восторг прекрасной половины человечества.

Сандов умело использовал рекламу
Сандов умело использовал рекламу
Фото: Источник

Когда на аренах стал появляться юный мускулистый красавец Сандов, выступавший с силовыми упражнениями в набедренной повязке или штанах-лосинах, это первоначально вызывало практически шок. Но он не только демонстрировал идеальное по пропорциям тело, которое сам «построил», но и выполнял трюки, бывшие не по силам его оппонентам в цирке. Кроме феноменальной силы, он демонстрировал удивительную гибкость, точность и координацию движений. Одним из его коронных трюков было сальто назад, выполненное с расстеленного на полу носового платка с двадцатипятикилограммовыми гирями в каждой руке. Причем приземлялся он точно на платок. Это упражнение мог выполнять несколько раз подряд.

Сандова даже называли эксгибиционистом, получавшим удовольствие от того, что люди рассматривают его тело. Возможно, в этом есть доля правды. Иногда он позировал перед зрителями, прикрывшись только «фиговым листом», позволяя дамам сравнивать себя с греческими и римскими скульптурами. Сохранилась масса подобных фотографий. И ведь на самом деле был чертовски красив. Представляю, как ахали дамы, рассматривая его великолепную мускулатуру. И это в те времена, когда даже на пляже мужчины появлялись, в лучшем случае, в трико до колен, а дамы в специальных (купальных) укороченных платьях.

Сандов изображает скульптуру «Умирающий галл», символизируя греческий идеал красоты,  1894 г.
Сандов изображает скульптуру «Умирающий галл», символизируя греческий идеал красоты, 1894 г.
Фото: Б. Фальк, ru.wikipedia.org

Юный атлет не только демонстрировал силу и красоту мышц, он боролся с лучшими цирковыми борцами, вскоре завоевав славу непобедимого. Иногда противники превосходили Сандова в весе в два раза (весил он всего около 90 кг при росте 170 см), но все равно оказывались на лопатках. Он смело вызывал на поединки любых борцов, заранее будучи уверен в своей победе. Прекрасное знание анатомии позволяло ему использовать силу и вес соперников против них же самих.

Постепенно Сандов отошел от борьбы, она ему стала просто неинтересной. Атлет сосредоточился на силовых выступлениях и пропаганде своей системы физических упражнений. Начались его турне по странам мира.

«Покорив» Европу, Евгений в 1894 году отправляется в Америку, где проведет 4 насыщенных выступлениями года. В Америке его рекламируют как сильнейшего человека в мире, на его выступлениях всегда много народа. Здесь он начал демонстрировать новые удивительные трюки, в том числе борьбу со львом. На зверя надевали намордник и специальные кожаные «рукавицы» на лапы, что делало его менее опасным, но не умаляло его силу. Разъяренный лев бросался на Сандова, который его перебрасывал через себя, отбрасывал в сторону или прижимал к арене.

Как силач XIX века Евгений Сандов стал «отцом» культуризма и бодибилдинга?
Фото: Источник

В Америке Сандов придумал новый оригинальный силовой трюк — он выжимал правой рукой 115-килограммовую штангу, перехватывал её левой рукой, затем, продолжая держать штангу в вытянутой руке, садился на пол, ложился на спину и снова вставал, а только затем опускал снаряд на арену. Для этого упражнения требовалась не только колоссальная сила, но и выверенная координация движений.

Был и еще один оригинальный трюк, всегда вызывавший восторг зрителей: Евгений ставил мужчину среднего веса себе на ладонь и поднимал его на вытянутой руке. Демонстрируя, что все трюки «без обмана», он активно привлекал в качестве ассистентов зрителей. Так, атлет ложился между двух стульев, опираясь на сиденье одного затылком, а на другое пятками, после чего ему на грудь становились от трех до пяти человек.

В Америке он продемонстрировал, что является не только прекрасным атлетом, но и умелым бизнесменом. Он рекламировал свою методику развития силы и необходимые для этого спортивные снаряды, здоровый образ жизни и рациональное питание. Благодаря ему продажа книг соответствующей тематики, гирь, гантелей и штанг возросла в десятки раз. Сандов стал кумиром американцев, ратовавших за здоровый образ жизни и развитие физической культуры.

Книга «Сандова система физического тренинга» 1894 год
Книга «Сандова система
физического тренинга» 1894 год

Фото: Источник

Вернувшись в 1897 году в Европу, Евгений поселился в Англии, где продолжил публичные выступления и активно занялся пропагандой своих систем развития силы и «строительства» тела, причем разработал специальные методики для детей различных возрастов и женщин, делая акцент на общем укреплении здоровья.

Активизировал и коммерческую деятельность. Написанные им книги пользовались большим спросом, а продаваемые под его маркой спортивные снаряды не залеживались на прилавках. Особой популярностью пользовались создаваемые им институты физической культуры Сандова, а также салоны и студии физической культуры, чем-то напоминающие современные тренажерные залы. Они были для различных слоев общества — от скромных салонов для рабочих, до богато оформленных студий для аристократов, в которых даже были воспроизведены отдельные элементы обустройства, характерные для английских клубов.

У Сандова оказалось много последователей и в России, где его книги и статьи оперативно переводили и издавали солидными тиражами. Его методики занятий физкультурой использовал Георгий Рибопьер, возглавлявший в Санкт-Петербурге атлетическое общество, подготовившее немало прекрасных борцов, включая Ивана Поддубного.

Бронзовая статуэтка Сандова - главный  приз конкурса «Мистер Олимпия»
Бронзовая статуэтка Сандова — главный
приз конкурса «Мистер Олимпия»

Фото: Источник

Эпохальным для последующего развития атлетики и рождения культуризма стал 1901 год, когда Сандов, заручившись поддержкой королевской семьи, провел в Англии первый в мире конкурс красоты атлетического сложения. Любопытно, что в жюри конкурса входили писатель Артур Конан-Дойль и известный скульптор Чарльз Лоуз.

Конкурс при громадном стечении зрителей проходил в лондонском театре «Королевский Альберт Холл», куда пригласили 56 британских атлетов. Для конкурсантов Сандов придумал оригинальную форму: черное трико и леопардовая шкура через плечо. Победителем первого конкурса бодибилдинга стал Вильям Мюррей, которому торжественно вручили золотую статуэтку, изображавшую Евгения Сандова с шаровой штангой.

К этому времени Сандов окончательно перестал выступать в борцовских поединках, но продолжил демонстрировать силовые номера и пропагандировать свои методики физического совершенствования. Он совершил несколько продолжительных вояжей по миру, добравшись даже до Японии, Новой Зеландии и Австралии.

В 1911 году английский король Георг V присвоил Евгению Сандову звание профессора физического развития, признав тем не только его выдающиеся спортивные достижения, но и существенный вклад в науку.

В 1925 году атлет скончался от кровоизлияния в мозг, когда по просьбе друзей вытащил одной рукой из кювета автомобиль. Видимо, физически он уже не был готов к таким экстремальным нагрузкам, и сосуды головного мозга не выдержали.

В истории спорта Евгений Сандов остался и как выдающийся атлет, и как ученый, разработавший методики физического совершенствования человека и даже лечения болезней при помощи специальных физических упражнений, которые используются и в наши дни.

Что еще почитать по теме?

Какой борец за 50 лет выступлений ни разу не побывал на лопатках? Часть 1
Какова история греко-римской борьбы?
Почему у нас не любят бодибилдинг?

Статья размещена на сайте 27.03.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: