• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Усанкова Мастер

Плакат «Родина-мать зовет!»: как агитка стала шедевром?

«Портрет жены художника» — достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных — нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю.

Советский художник Ираклий Тоидзе — грузин по происхождению — был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Федоровна. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» — только и вырвалось у нее.

Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!.. «Стой так и не двигайся!» — попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски.

По воспоминаниям сына художника — Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Подчеркнул — значит, запали в душу. Запали — значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах — на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу — иконке с образом Божьей матери.

Писатель Виктор Суворов выдвинул против истории создания плаката, бережно передаваемой в семье Тоидзе из поколения в поколение, свои контраргументы. В книге «День „М“» он утверждает, что «Родина-мать» была создана и размножена еще до начала войны. Насколько достоверна подобная информация, сложно судить. Зачем тогда потомкам художника упрямо отстаивать версию спонтанного рождения композиции? Ведь можно было бы гораздо успешнее попиариться на байках под грифом «Секретные материалы» и рассказать о том, как из-под кисти прославленного мастера однажды вышла государственная тайна особой важности.

Впрочем, исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери — характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Федоровной. По мнению других, рука скопирована с французского агитационного плаката периода первой мировой войны. Третьи и вовсе уверены в том, что в качестве основы для своего произведения Тоидзе использовал образы с плакатов Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и американского художника Джеймса Флагга «I WANT YOU FOR U.S. ARMY». Не забыт также Эжен Делакруа с его знаменитой картиной «Свобода, ведущая народ» (1830), где он запечатлел национальный символ Франции — Марианну.

Как бы там ни спорили маститые искусствоведы о смысловом и композиционном решении плаката Тоидзе, в одном они сходятся: агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.

С последнего десятилетия прошлого века плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся, сметливая и продвинутая рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров.

Если не ошибаюсь, в каком-то из дальневосточных городов открыли крупный автосалон, специализирующийся на продаже японских машин. Назвали соответственно: «Япона-мать». Каким «креативом» сопровождалась рекламная кампания, думаю, вы уже догадались. Местные ветераны не вынесли такого глумления над плакатом и в оскорбленных чувствах подали заявление в суд. Не помню, взыскал ли судья с владельцев салона что-нибудь за аморалку, но все свои креативные баннеры им пришлось снять.

Так что не надо путать патриотизм с коммерцией. Жизнь в любом случае все расставит по местам.

Статья опубликована в выпуске 22.06.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 5! Светлана, спасибо за рассказанную историю.

    Оценка статьи: 5

  • Светлана,
    Очень интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Светлана Усанкова, очень хорошая работа!

    Оценка статьи: 5

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 22 июня 2009 в 06:21 отредактирован 22 июня 2009 в 06:22 Сообщить модератору

    Шедевр - не сказал бы. Конечно, это исторический документ, предмет, занявший прочное и почётное место в народной памяти, но по сути своей - типичный трэш. Кста, случаев, когда трэш входил в историю, известно достаточно. Бывало ведь, что исторические свершения делались с помощью первых попавшихся подручных средств. И, знаете, порой события развиваются чересчур интесивно, чтобы можно было рассиживаться шедевры создавать. Или вон иной раз танков не хватит - склепают из подходящего железа ящик да врагов им подавят. Иной раз знаменитые образцы оружия буквально на коленке сооружались, когда враг уже был на подходе. Таран в воздушном бою был применён стихийно, Гастелло тоже в момент решил подбитый самолёт на вражескую технику направить. Он и так из последних сил за штурвал держался, глаза кровью заплывали. Так вот, знаете, бывает - сляпают в момент трэш и войдут с ним навек в историю. В историю не только плакаты входили, а и беглые граффити на стенах, и каляки на первом попавшемя клочке бумаги, обрывке конверта или стенке от картонной коробочки.
    Кста, репродукция этого плаката действительно печаталась на открытках, которые посылали бойцы родным с фронта. Но когда наша армия дошла до Германии и разжилась выполненными весьма изящно и качественно местными открытками, то стала посылать их, и находящимся в России родным они тоже нравились, хотя кто-то и называл их брезгливо "фашистскими". Притом что изображены на них были гаммельнский крысолов, Рапунцель, Мальбрук, Лорелея, а то и вовсе Гёте или Гофман, называть которых фашистами - как-то очень скоропалительно.

  • Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров

    Мнда.. у некоторых деляг нет ни совести, ни патриотизма, ни элементарной чистоплотности.

    А некоторых учителей таскают по судам за пиратский мелкософт, при том что сам БГ не выдвигает никакой претензии..

    куда ж ты катишься, Родина?

    Оценка статьи: 5

    • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 22 июня 2009 в 06:23 отредактирован 22 июня 2009 в 06:25 Сообщить модератору

      А я видел тоже плакат в тему - "Ктулху зовёт!" Да, хумор нынче ещё тот - хоть стой хоть падай...
      А насчёт Моора - тоже видел на пакете, в который мне положили в магАзине джинсы, Дядю Сэма, который грозно тычет пальцем в зрителя и вопрошает: "А ты уже купил джинсы Lewy`s?!"

  • растиражированный огромными тиражами ?

    образы с плакатов Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и американского художника Джеймса Флагга «I WANT YOU FOR U.S. ARMY»

    Плакат с лордом Китченером 1914 г.,
    плакат Флагга 1917 г.,
    Моор - 1920 г. - такова хронология бытования образа )))

    Моор не изобретал идею, он заимствовал ее у другого художника. Который, в свою очередь, тоже использовал чужую находку.

    Как бы там ни спорили маститые искусствоведы - а они и не спорят, заимоствование очевидно для всех. Этот зрительный образ стал расхожим штампом, широко используемым и популярным у зрителей, потому и оказался использован многократно - и прямо, и косвенно.

    плаката Тоиди???

    • Люба Мельник, спасибо за комментарий и найденные описки! К счастью, редакторы уже все поправили, а я только что собралась писать: исправьте, мол. Вот так, увы, всегда бывает, когда торопишься сдать материал и не перечитываешь написанное
      С хронологией не спорю, я и не пыталась какую-то хронологию выстроить, просто пречислила родственные образы.