• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Вячеслав Тихонов. Тернист ли путь к успеху и всенародной любви?

Есть актеры, о которых писать чрезвычайно трудно. Не потому, что не хватает материала или сыгранные ими роли не оставили заметного следа в сердцах зрителей. Как раз наоборот. Их любят и будут любить, а созданные их талантом герои уже давно «живут» среди нас. Перечислить основные вехи творческого пути, сыгранные роли, полученные награды и премии — не сложно. Но передать, почему сам актер и сыгранные им герои завоевали сердца людей, стали частью их жизни, наверное, невозможно. Видимо, для этого еще не пришло время — большое видится на расстоянии.

Именно к таким мастерам, несомненно, принадлежит Вячеслав Васильевич Тихонов, ушедший из жизни 4 декабря прошлого года. В этом году, 8 февраля, ему бы исполнилось 82 года, но судьба распорядилась иначе. Впервые день рождения великого актера будут отмечать без него.

Судьба часто была к Тихонову благосклонна, но временами бывала и жестока. Да по другому в жизни и не бывает. Первый подарок судьбы 17-летний абитуриент ВГИКа получил в 1945 году, когда провалился на вступительных экзаменах, причем, по актерскому мастерству. Видимо, профессор Борис Бибиков, набиравший в тот год курс, смог рассмотреть в расстроенном рабочем пареньке будущего великого актера, и зачислил Вячеслава в свою группу. И не пожалел, ученик полностью оправдал надежды учителя.

Кстати, вспомните роли Бибикова в кино — дворяне, интеллигенты, профессора, генералы. Он был под стать своим героям — статный и, извините за слово, породистый. Вам это скупое описание внешности не напоминает Тихонова? Возможно, эти качества, которых столь не хватало многим советским актерам, и увидел педагог в парнишке, чем-то похожем на него в молодости.

Школа Бибикова много дала Тихонову. Уже его первая роль, сыгранная в годы учебы в фильме «Молодая гвардия», показала, что в кинематограф пришел молодой талантливый актер. Но из-за «благородной» внешности режиссеры видели в Тихонове исполнителя на роли интеллигентного студента, молодого офицера (как правило, не советской, а императорской армии) и т. п. А такие люди в советских фильмах того времени редко становились главными героями.

Значимой роли Тихонову пришлось ждать почти 10 лет. За это время он снялся еще в шести фильмах и сыграл в Театре-студии киноактера в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца. Решение режиссера Станислава Ростоцкого предложить Тихонову роль тракториста Матвея Морозова в фильме «Дело было в Пенькове» многие встретили, мягко говоря, с удивлением. Но режиссер не ошибся. Фильм имел большой успех, и в немалой степени благодаря игре Вячеслава Тихонова. Именно этот фильм сделал актера широко известным. Сам же Тихонов роль в этом фильме считал своей лучшей работой в кино.

Но затем актера надолго «вернули» в армию. Он воевал с чанкайшистами («Ч.П. — Чрезвычайное происшествие»), играл роли моряков, офицеров, в том числе и из князей («Две жизни»), даже дублировал актера Владимира Ивашова, чей голос, по мнению режиссера, не подходил Печорину («Герой нашего времени», «Бэла»). Лично мне из тех фильмов почему-то больше всего запомнился фильм «Жажда», снятый о реальном событии 1941 года. Первый раз я его смотрел еще мальчишкой, и он произвел на меня громадное впечатление. Именно в этом фильме Вячеслав Тихонов впервые надел гитлеровскую форму.

В очередном звездном фильме, а это был «Война и мир», Тихонову довелось сыграть полковника князя Андрея Болконского. Опять в дело вмешался случай. Тихонова не рассматривали на эту роль, но благоволившая к нему министр культуры Людмила Фурцева, «продавила» его утверждение. Фильм имел блестящий прокат по всему миру, завоевал массу престижных премий. Естественно, что и Вячеславу Васильевичу он добавил популярности.

Сам артист скептически относился к этой роли, позднее он писал: «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя „Слава“. Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».

Поворотным этапом в творчестве актера стал мудрый, добрый и глубоко человечный фильм «Доживем до понедельника», в котором Вячеслав Тихонов сыграл учителя истории Илью Семеновича. Не секрет, что под влиянием этого фильма и образа, который создал в нем Тихонов, многие выпускники школ стали поступать в пединституты. На мой взгляд, это лучший фильм об учителе, созданный нашим кинематографом за все время. За эту актерскую работу Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

Признанным народным героем Вячеслава Тихонова сделал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». В конце лета 1973 года фильм был показан по телевидению. Произошло невероятное, когда шел фильм, улицы буквально пустели, вся страна замирала у телеэкранов, сопереживая советскому разведчику, который, в общем-то, не совершал ничего героического.

Критики затем все разложат по полочкам: будет и тонкий психологизм, и напряженная внутренняя борьба, и лаконизм внешних проявлений, и мастерство передачи подтекстов, и т. д., и т. п. Целые тома по этому поводу написаны. Но для зрителей было важно не это, они впервые увидели жизнь разведчика на пределе возможного, хотя в ней не было ни погонь, ни перестрелок, ни вскрытия чужих сейфов. И они поверили, что так и было на самом деле, что такой человек работал в логове фашистов, приближая нашу победу. Да что там говорить, даже генсек Брежнев в это поверил и распорядился наградить героя разведчика, присвоив ему звание Героя Советского Союза.

Вскоре после демонстрации фильма Вячеславу Тихонову было присвоено звание Народного артиста СССР, вручено несколько престижных премий и орден Октябрьской Революции — награда весьма редкая и почитаемая в то время. Кстати, «героем» Тихонов тоже стал, но позднее. Юрий Андропов, после избрания генеральным секретарем ЦК КПСС, присвоил в 1982 году Вячеславу Тихонову звание Героя Социалистического Труда.

Сам Тихонов не считал роль Штирлица особенной в своей актерской судьбе, позднее он вспоминал: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…».

С этого времени Тихонов для народа стал Штирлицем, а созданный им образ прочно вошел в фольклор, держа пальму первенства уже более 30 лет. Количество анекдотов про Штирлица подсчитать невозможно. Редко какой фильм удостаивается чести быть разобранным на цитаты, этот же буквально знают наизусть, он ежегодно демонстрируется по многим телеканалам, а смотреть его не устают.

Образ Штирлица не заслонил для зрителей новые работы Тихонова. Фильмы с его участием всегда ждали, их с удовольствием смотрели, обсуждали. Но, что греха таить, часто сравнивали новые образы, созданные актером, с легендарным Штирлицем.

Перечислять все последние работы Вячеслава Васильевича в кино нет смысла. Их знают и любят. В последние годы возраст и болезни давали себя знать, Тихонов стал сниматься реже, но работать продолжал до конца жизни. Последний фильм с его участием, «Утомлённые солнцем 2», вышел на экраны уже после его смерти.

Великий актер и прекрасный человек Вячеслав Васильевич Тихонов ушел из жизни, но остались фильмы, в которых он играл, остались талантливо созданные им образы, а главное — осталась всенародная любовь.

Статья опубликована в выпуске 8.02.2010
Обновлено 5.06.2018

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: