• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Сальери и Моцарт. Немаленькая трагедия реабилитации?

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»)

18 августа исполняется 260 лет со дня рождения знаменитого человека. Печально знаменитого, как принято говорить. Убийцы гения, убийцы Моцарта.

1997 год, 13 лет назад. Дворец юстиции в Милане. Слушается дело, «Встать, суд идет!». Вердикт суда: «Невиновен за отсутствием состава преступления». Доводы защиты — безупречны. Если человек страдал патологической завистью, мир бы лишился многих гениев. В частности, учеников самого же Сальери: Бетховена, Шуберта, Листа, Мейербера, Черни (чьи этюды детишки штудируют), Гуммеля.

Какие имена! Можно обзавидоваться потрясающим талантам, которых одновременно воспитываешь и пестуешь. И любишь, и помогаешь всеми силами, средствами. А такой простенький, но ошеломляющий факт, что вдова Моцарта, Констанца, взяла сыну педагога по музыкальным дисциплинам, и это был… Сальери. Отдать сына в обучение убийце мужа? Невероятно.

200 с лишним лет человечество с удовольствием муссировало тему. Моцарт и Сальери — это стало символом. Символом непреодолимой зависти. Во-первых, сам Сальери признался, правда, уже в помутившемся рассудке, впоследствии яростно это отрицая. Признанию не поверили люди, хорошо знавшие Сальери: ни Бетховен, ни Россини. Но слухи, слухи поползли по Европе.

Во-вторых, гениальный А. Пушкин написал гениальную «Маленькую трагедию». А гениальный Н. Римский-Корсаков написал по ней оперу. А блестящий драматург Питер Шеффер уже в 20 веке написал свою пьесу. А гениальный Милош Форман снял по ней оскароносный фильм «Амадей» (1984 год).

И везде Сальери — убийца, только трактовки разные. И до сих пор Сальери мало исполняют, имя его давно стало нарицательным. Причина — расхожее мнение, что один композитор убил другого. Из зависти, конечно. Все очень просто. Но это не так. Даже у Пушкина это не так, хотя и там убийца назван. Но все сложнее.

Вот Сальери у Пушкина сам о себе говорит:

Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Глубокие слова, непростые. Сразу, с ходу, Сальери признается в том, что он — посредственность. А так ли это было на самом деле?

Антонио Сальери родился18 августа 1750 г., недалеко от Вероны, в Венецианской республике (умер 7 мая 1825 года). Рано уехал в Вену — тогдашнюю музыкальную столицу мира. Написал более 40 опер и других произведений (ставились и в Петербурге). Обучал многих музыкальных гениев своей эпохи (Ф. Шуберт в благодарность посвятил ему свою кантату). Занимался благотворительностью. Заботился о детях своего учителя Глюка. Не обойден прижизненной славой и регалиями.

Но почему так быстро и с удовольствием поверили сплетням? А еще и традиционный антагонизм: Сальери — итальянец, живущий в Вене, а в то время уже провозглашалась своя национальная культура. Композитор Карл Мария фон Вебер (родственник Моцарта по жене) даже отказывался знаться с Сальери. Хотя сам Моцарт «знался».

А еще Сальери — глубоко верующий католик. Но и здесь возникли какие-то проблемы («но правды нет и выше»). И всю жизнь ему приходится искать Бога. В Моцарте он его и находит:

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Но этот «несносный», «ребячливый» шутник Моцарт (Пушкина), вместо того, чтобы приосаниться и надуть щеки, в ответ веселится:

Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось
.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Какой удар для человека, наконец, нашедшего для себя то, что всю жизнь искал и чему даже дал невероятное определение. Вердикт Сальери:

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

В этой фразе — чуть ли не вся суть. Дальше следует беседа о знаменитом и таинственном Реквиеме, которому Моцарту заказал «Черный Человек»:

На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек

(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).

Существуют разнообразные и потрясающие трактовки этой философской маленькой трагедии. И то, что Сальери (который 18 лет носит с собой яд) сам стремится к суициду, и то, что Моцарт понимает, что его сейчас отравят:

Мацарт: Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил
?
Сальери: Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.

Моцарт: Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные
. Не правда ль?

Сальери: Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) — Ну, пей же.

Об этой Маленькой трагедии Пушкина можно говорить бесконечно. Она вся — пластами, уходящая в глубину. И давно разобрана на цитаты. Но художественная правда не равна правде исторической. Хотя, как пишут, есть уже давно специализированный термин: «синдром Сальери».

Все говорят: нет правды на земле.

Но, может, случается? Вердикт Миланским судом вынесен. И Сальери будет исполняться. И гениальная пьеса Пушкина будет исполняться и останется в веках как философское размышление на вечные темы. Что такое гений? Должен ли он соответствовать чьим-либо представлениям? Что такое зависть как идея фикс («ах, Моцарт, Моцарт, когда же мне не до тебя?»)? Совместимы ли гениальность и злодейство? И многое, многое другое.

(Послушать и Пушкина, и Сальери, и Моцарта можно в комментариях).

Статья опубликована в выпуске 18.08.2010

Комментарии (68):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Он был просто н таким , как Моцарт

    А я не считаю, что зависть - плохое чувство. В конце концов, давно известно, что главный закон человечества - НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Поэтому осуждать Сальери просто глупо.

  • Галя Константинова,
    Медики выяснили - Моцарт мог умереть по 118 причинам
    Вопрос о причине смерти Моцарта получил 118 вероятных ответов - пенсионер, а в прошлом хирург-ортопед доктор Уильям Доусон пришел к такому выводу после изучения научной литературы, посвященной кончине великого композитора.Доктор Доусон предложил пять типов версий: отравление, инфекция, болезнь сердечно-сосудистой системы, заболевание почек и все прочие диагнозы. Кроме того он предположил, что смерть композитора могло ускорить кровопускание, которое было довольно распространенным методом лечения в то время. При этом версии об отравлении всерьез не рассматривались, так как большинство из них основано на слухах и домыслах.У историков нет никаких письменных свидетельств о течении болезни Моцарта, вскрытия не было, поэтому единственным относительно достоверным источником информации можно считать воспоминания сына и вдовы композитора, а также ее сестры.
    Исследователи в своих поисках использовали также описания болезней родственников Моцарта и записи медиков, которые занимались его лечением.
    Доусон считает, что среди всех возможных диагнозов наиболее вероятными можно считать уремию, ревматизм, туберкулез и септический эндокардит, при этом сам "ставит" на почечную недостаточность.

    Оценка статьи: 5

    • Василий, Вы такую работу провели, что слов благодарности сразу не подобрать.
      Я приблизительно понимаю, о чем идет речь в списке диагнозов. (хотя 118 причин - многовато будет, грех шутить, конечно). Но теперь зато более-менее все понятно. Наверное, такой букет болезней причиняет большие страдания и при жизни...

      Поразительно, что версия отравления всерьез специалистами и не рассматривалась! Для меня это новость.

      Спасибо Вам огромное. Бесконечное спасибо.

      ("Ай да Пушкин!....")

      • Елена Гринько Елена Гринько Дебютант 27 августа 2010 в 01:28 отредактирован 27 августа 2010 в 02:04 Сообщить модератору

        Галечка, то есть, практически получается, что Моцарт мог умереть от чего угодно ... собственно, это и понятно.... он жил как раз в тот несчастный момент истории, когда медицина от траволечения начала уходить в "химию"... а серьезных достижений на этой стезе у медицины было еще мало....изобретение таблеток привычного нам вида произошло только в 1843г... сие достижение принадлежит Уильяму Брокдону)) хотя еще Парацельс в 1524г. начал делать некие субстанции "от чумы", напоминающие таблетки, сырьем служили обычные ...жабы) между прочим, натуральное сырье!

  • Галя Константинова, благодарная тема и замечательный текст! какие всегда с удовольствием читаешь)
    единственное, что для меня осталось немного непонятным - заметно ли "у них", на Западе влияние сочинения Пушкина? У нас-то, однозначно это - клеймо) но, в любом случае, раз состоялся оправдательный суд, так или иначе - молва, мемуары, а мнение утвердилось

    Оценка статьи: 5

    • Лидия, спасибо. Вы знаете, мне трудно ответить на Ваш вопрос. По моему ощущению, Пушкина в других странах знают плохо (за исключением специалистов). Но мне могут возразить - у каждого свой опыт. ))

      Эту пьесу знают те, кого это касается. Но мнение утвердилось приблизительно в одно время, молва в суждениях категорична, а деятели искусства увидели ТЕМУ. Тема старая, воплощение новое, вот и бродит по миру этот сюжет.

  • Моцартские патографии по содержанию можно разделить на четыре группы:
    1. «отравление», самый ранний диагноз, возникший в 1791 г.; 2. «почечный»; 3. «ревматический»; 4. «заговор».
    • Последний, четвертый тезис «Заговор», связан с участием Моцарта в венской масонской ложе и о его намерении создать собственную ложу «Грот». Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда входил Моцарт, обладала огромными богатствами и пользовалась большим влиянием. Ложа ревностно поддерживала «своих достойных членов, возносила их при жизни и торжественно провожала в мир иной». Почему они (члены масонской ложи) так поступили с Моцартом? Возникает много вопросов и противоречивых фактов.
    1. Моцарта отпевали у входа в капеллу Св. Креста, а не на кладбище Св. Марка, где он якобы похоронен. Из капеллы выход ведет прямо в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы, что и отмечено специальными сооружениями, «чумной колонной». Гроб с телом Моцарта вынесли через выход, ведущий в катакомбы. Дальше неизвестность. Никто не мог подтвердить, куда отправили гроб.
    2. Ни один человек не провожал тело Моцарта на кладбище. Существовала версия, что была снежная буря. Она в настоящее время опровергнута (по данным венских архивов, было 3°С тепла, слабый ветер и вообще не было осадков).
    На похоронах не присутствовала и вдова Моцарта Констанция. Ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из–за болезненного состояния. Посетила она кладбище только через 18 лет, могилу мужа не нашла. Но о какой могиле могла идти речь!
    3. Моцарта хоронил только могильщик по «третьему разряду», то есть в общей могиле (где укладывалось по 3–4 трупа в 3 ряда без гробов). И он уже на следующий день не мог указать, где проходило захоронение.
    В то же время достаточно было собрать несколько гульденов, чтобы похоронить композитора, у которого было столько почитателей, в отдельной могиле. Да и в семье Моцарта оставались средства, на которые можно было достойно похоронить великого композитора. Когда в 1832 году король Людвиг Баварский посетил в Зальцбурге вдову Моцарта и спросил, почему она не позаботилась о могиле мужа, она наивно ответила: «Я подумала, что о кресте заботится приход, в котором происходит благословение». Тайна, связанная с захоронением Моцарта, составляющая основной тезис «Заговора», продолжает оставаться нераскрытой.
    Итог: все патографы Моцарта едины в том, что Моцарт умер в результате почечного заболевания инфекционной или токсической этиологии. Чем вызвано было это заболевание, остается тайной.
    • Новую версию причины безвременной, в возрасте 35 лет, смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта выдвинули голландские ученые. Согласно их исследованию, музыкальный гений умер от заболевания, вызванного "супер-микробом", схожим с нынешним метициллин-резистентным золотистым стафилококком. Об этом сообщает газета "Дейли телеграф". Чуть ли не сразу же после смерти Моцарта 5 декабря 1791 года распространились слухи, что композитора отравили. Затем появились версии о почечной недостаточности и туберкулезе. Однако, по мнению голландских экспертов, одной из самых распространенных причин смерти мужчин его возраста в Вене в то время была вызываемая бактериальной инфекцией "отечная болезнь". От этого недуга, согласно медицинским записям, в период кончины Моцарта умерли более 500 человек. "


    • Согласно гипотезе американских врачей, Моцарт умер от трихинеллеза. Великий австрийский композитор умер в 1791 году в 35-летнем возрасте после двухнедельной болезни. За полтора месяца до нее Моцарт писал жене: "Свиные отбивные - что за восхитительный вкус! Я ем за твое здоровье!".

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова,
    Замечательно.
    Вечная тема зависти, морального выбора, предательства, поступка... Но если ТАК произошло - значит, предначертано.

    Оценка статьи: 5

    • Василий, спасибо. По поводу "предначертано" - это тоже отдельная история. У Моцарта был страх смерти, это чувствовал, что рано умрет. С этим Реквиемом еще много непонятно, и был ли Черный человек, и кто он был. Одним словом, будут еще всякие разные мнения.

      Но Вы правы: темы вечные, таковыми и останутся во веки тоже вечные.

  • Галя Константинова, с точки зрения исторической правды Сальери не травил Моцарта. Есть версия, что Моцарт умер от того заболевания, которое тогда не лечили - от туберкулеза, по-моему.
    Но сточки зрения мифической - пусть будет лучше, что отравил. Ведь имяч Сальери стало легендарным. Символ такой зависти к гению, что УБИТь - единственный способ убрать гения.
    Очень здорово, что добавлены цитаты в статью. Мне реально понравилось.

    Оценка статьи: 5

    • Михаил, с точки зрения истрической правды я и старалась донести. НО мне безумно нравится Ваше: пусть будет лучше, что отравил.
      Я тоже считаю, что пусть существуют параллельно два варианта. Символика имени закрепилась в головах, но нужно начинать разделять Сальери настоящего и Сальери-символ...
      Спасибо.

  • Галя Константинова, написано красиво. но- как бы ни о чем)

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 августа 2010 в 18:10 отредактирован 18 августа 2010 в 19:03 Сообщить модератору

      Елена Гринько, ага. Конечно, ни о чем. Как бы.


      Да нет, Вы безусловно правы. И Пушкин ни о чем, и Моцарт ни о чем. И все человечество как бы ни о чем.

      • Елена Гринько Елена Гринько Дебютант 19 августа 2010 в 01:34 отредактирован 19 августа 2010 в 01:34 Сообщить модератору

        Галя Константинова, Вы знаете, я профессиональный музыкант. Закончила консерваторию по классу фортепиано с отличием.
        А "крема и спреи" - это еще одна моя профессия. Третья по счету))
        Лично мне Сальери жаль очень. Это был отличный композитор и очень талантливый педагог, очень уважаемый человек. И большой труженик!

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 19 августа 2010 в 01:39 отредактирован 26 августа 2010 в 21:39 Сообщить модератору

          Елена Гринько, не поверите - аналогично. И потом еще разное. И у меня 3 или 4 профессия по счету. Или 5. Рада знакомству. Привет собрату (или сосестре?)

          Насчет оценки деятельности Сальери - целиком поддерживаю. А что, в тексте это не очевидно?

          • Галя Константинова, да я верю! так же рада знакомству! Просто я про Сальери много читала и немало музыки его слышала.. и знаете??? она очень хорошая! если бы ему не привалило "счастье" жить в одно время с Моцартом, то его лавры достались бы Сальери)....вот не повезло товарисчу....
            Я хотела тут свою фотку поместить на фоне моего Steinway'я (чтоб вы посмотрели на зачинщика)))) но что-то тут не принимает сервер.

            • Ну вот и обменялись радостными приветствиями.
              Елена, наверное Steinway слишком громоздкий. Шутка, нужно просто людым фоторедактором уменьшить вес фотографии (посмотрите в блоге главного редактора - так все четко прописано). Очень хотелось бы фотографию посмотреть. Я к ним вообще неравнодушна, а уж к Steinway'ям....сами понимаете. Старая любовь - на веки вечные, ничего не попишешь.


              Насчет лавров, которые бы достались. Вы знаете, я сомневаюсь. Не по качеству музыки (я мало Сальери слушала). Просто потому, что тогда начала создаваться немецкая национальная музыкальная школа. У них же вообще вечный спор: кто в музыке главнее, немцы или итальянцы. А Сальери был итальянцем в Вене, среди всего этого начинающегося культурного движения. А помните, в России в 19 веке тоже боролись с засилием "итальянщины" в музыке, когда свою национальную школу создавали? ТАк что не знаю.

              А Пушкин свою трагедию (гениальную, не спорьте даже!) написал сразу после смерти Сальери. Вот и пошло-поехало.

              Но мы ведь сейчас его здесь поздравили с днем рождения, и написали, что безвинно (юридически) наказан, и что чудесный человек был и замечательный профессионал. Еще раз - с днем рождения Сальери!

              А фотографию попробуйте все-таки выложить. В комментариях - до 300 принимает.

  • Гал, отличная статья. Вечная тема...

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, а я думаю, что узнать правды мы не можем до конца, а потому, просто давайте слушать музыку и того, и другого. В ней есть правда, ее только услышать нужно! Каждый услышит свое.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 17 августа 2010 в 16:57 отредактирован 17 августа 2010 в 20:52 Сообщить модератору

    В "Новой опере" есть роскошный спектакль "О, Моцарт! Моцарт..."
    Там, кроме Реквиема Вольфганга Амадея, звучит музыка и из оперы Н.Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" и музыка А.Сальери.

    Оценка статьи: 5

  • Замечательно, что все здесь собрано воедино, а то приходилось где-то по строчке читать одно-другое.
    Печальная история. И сколько таких было и есть - несправедливо обвиненных и несправедливо ненаказанных...

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, как чудесно написанно! Вот она молва, два века судили-рядили Сальери, а он и не виноватый совершенно! И все же есть правда на земле, вот ведь оправдали невинного человека, хоть поздно, но оправдан...Снова фото ваше не вижу, какая досада!

    Оценка статьи: 5

    • Нара, на самом деле, как теперь точно узнать? Анализ останков Моцарта только сделать, но кто за это возмется? И немного странный суд с оправдательным приговором состоялся, если Вы заметили, в Италии.

      Но на самом деле, мало кто и раньше верил, что Сальери отравил Моцарта, но на всякий случай его практически не исполняли.

      Я думаю, это навсегда останется просто ярким образом и символом зависти, Образ хорош, конечно, но человек пару сотен лет был безвинно обвинен. . Случается в истории...

      У Вас какой браузер? Вы не случайно что-то не видите. Скорее всего, Вы не видите кинофрагментов (или как там это называется). Это легко исправить, но пусть кто-нибудь поумнее меня объяснит.