• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Есть ли какая философия у старой деревянной деревенской часовни?

О Валааме знают если не все, то очень многие. А вот название карельской деревни Маньга, уверен, большинство из нас слышит впервые. Хотя мимо неё никак не проскочишь, когда идешь от Петрозаводска на Сортавала, откуда самый короткий — всего-то 42 км — водный путь по Ладожскому озеру к Валаамскому архипелагу и, соответственно, Спасо-Преображенскому монастырю.

45 км на юг по автодороге М18 «Кола» Санкт-Петербург — Мурманск, чтобы уже в поселке Пряжа, административном центре одноименного национального района, свернуть направо, на юго-запад. Ещё 12 км по региональной трассе Р21, и вот она, Маньга. Небольшая карельская деревня, вытянутая негустым штрих-пунктиром жилых и хозяйственных построек по обе стороны от полосы дорожного створа.

Справа, с северо-востока, единственную деревенскую улицу подпирает крутой холм. Слева, в разрывах между украшенными резными наличниками по преимуществу двухэтажными домами, просматриваются огороды и топкая пойма реки Маньги. На самом выезде из деревни, перед мостом, дорога делает крутой, почти под 90 градусов, поворот. Так что перед тем, как окончательно попрощаться с Маньгой, нелишним будет сбросить скорость. Но даже с учетом этого замедления две-три минуты вполне достаточно, чтобы проскочить всю деревню. От первого до последнего дома.

Несколько минут. И всё. Прощай, Маньга! Только стоящая на высоком холме часовня Рождества Богородицы ещё какое-то время будет осенять своим крестом удаляющуюся в сторону Крошнозера машину. Она же на обратном пути первой её и встретит.

Насколько талантливыми были наши предки! Не имея за душой никаких дипломов о высшем строительном образовании, могли так гениально выбрать место установки будущей часовни, что она на века становилась и архитектурной доминантой населенного пункта, и его подлинным украшением.

Так что если есть какая минутка, не надо жалеть потраченного времени. Не просто притормозите на крутом повороте у моста через Маньгу. Остановитесь. Выйдите из машины. И поднимитесь по крутому косогору на самый верх холма. Туда, где стоит небольшая, чуть больше 14 метров в длину и почти 6,5 м — в ширину, и, на первый взгляд, казалось бы, самая заурядная часовенка.

Но эта простота и безыскусность — обманчивы. За ними — целая жизненная философия наших предков.

Правда, чтобы понять её нужно время. Малая толика. Совсем немного. Столько, сколько достаточно для того, чтобы всмотреться в этот трехчастный сруб, состоящий из более высокой, увенчанной главкой собственно часовни и примыкающих к ней с запада трапезной и сеней, в которые с севера и юга ведут два одномаршевых крытых крыльца. Увидеть не только восьмерик шатровой звонницы, возвышающийся над сенями, но и богатое декоративное убранство всего сооружения.

Те же полицы шатра, прорезанные на концах по форме круга. Причелины, украшенные контурной и выемчатой резьбой. Верхние косяки окон молельни, вырезанные в виде лучковых арок. Установленный над прикрывающим верхний (коньковый) стык кровельных тесин шеломом сеней и трапезной гребень со сквозной резьбой в виде чередующихся треугольников. Плоские балясины в ограждении звонницы, имеющие и сквозную, и контурную резьбу…

Весь этот резной декор создает неповторимую игру света и тени, своеобразную монохромную иллюминацию на фоне постоянно меняющегося неба. Глядя на которую, начинаешь понимать, что жизнь состоит не из одних праздников, но и из самых обычных будней. Без которых — никуда. Потехе, в том числе и часовенному престольному празднику, — всего-навсего час. А делу — всё остальное время.

Наша жизнь, как игра света и тени от сквозной резьбы балясин, полиц, гребня. Постоянно течет. Меняется. За дождем обязательно будет солнышко. За морозом — оттепель. А весну сменит лето, за которым, в своё время, придет осень.

Две вертикали часовни — луковица и звонница — тянутся вверх, к солнышку. Как и всё то, что посажено в скудную подзолистую лесную почву карельским земледельцем. И само оно, дарующее жизнь всему вокруг, не только где-то там, недосягаемо высоко в небе, но и вот — рядом. В форме вырезанных солярных кругов на концах полиц шатра. Как символ неиссякаемого источника тепла, энергии и плодородия.

Один из интересных композиционных элементов, привлекающих внимание постороннего зрителя при первом же осмотре маньгской часовни, — мотив сдвоенности. Двускатную крышу храмовой части дублирует расположенная чуть ниже по уровню аналогичная конструкция над трапезной и сенями. Двойные воротнички полиц украшают звонницу. Органичную пару составляют окна в стенах собственно часовни и трапезной. В сени можно попасть по одному из двух крытых крылечек, расположенных с северной и южной стороны здания симметрично главной его оси.

И эта композиционная повторяемость самых разных конструктивных элементов часовни — как символ нашей жизни. Которая, хотя и течет, постоянно изменяя всё вокруг, в том числе и нас самих, но время от времени возвращается на круги свои. За осенью и зимой, обязательно будет новая весна. И придет время пахать. И бросать во вспаханное семена уже нового урожая. Чтобы осенью — убрать его. Так же, как год тому назад. Или два. Или три. А впереди будет новая весна. Новое лето. И осень. И даст Господь — не одна.

И так всю жизнь. Постоянно меняющуюся и, время от времени, повторяющуюся. У многих поколений, которые успели смениться в Маньге за то долгое время, что стоит на высоком холме, вознесясь над деревней, часовня Рождества Богородицы.

Лет двести пятьдесят стоит, между прочим. Её изображение приведено в третьем томе «Полного географического описания нашего Отечества». Настольной и дорожной книге для русских людей, изданной в 1899—1914 гг. под общим руководством вице-председателя Императорского Русского Географического Общества Петра Петровича Семенова-Тян-Шаньского и председателя отделения этнографии этого же Общества, профессора Ламанского Владимира Ивановича.

А построена маньгская часовня во второй половине XVIII века. В 70-х годах прошлого столетия её бережно, не изменив первоначального облика, отреставрировали. Вот и стоит она сегодня, точно такая же, как и много веков тому назад.

Правда, иконы «Знамение» и «Никола», когда-то служившие украшением часовни, нынче довольно далеко от Маньги. Чтобы их увидеть, надо попасть в Государственный Русский музей. Но это — совсем не повод срочно поворачивать обратно, к Пряже. Чтобы вернувшись на федеральную трассу М18 «Кола», продолжить по ней свой путь дальше на юг, в Санкт-Петербург.

Не надо торопиться. Никуда Русский музей не убежит. Постойте у маньгской часовни ещё немного. Она многое может рассказать заинтересованному слушателю. Например, о том, какие традиционные строительные приемы использовали при возведении деревянных зданий наши предки.

Статья опубликована в выпуске 26.05.2011
Обновлено 11.10.2018

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 июня 2013 в 22:26 отредактирован 22 июня 2013 в 22:26 Сообщить модератору

      Зинаида Островская, Вы здесь не будете "занудствовать", еще один комментарий - аккаунт будет удален. Не нужно также указывать на опечатки в комментариях, в отличие от указаний на неточности в статьях.

  • Константин Кучер, а также Люба Мельник, ваша словесная перепалка испортила все впечатление от прочитанного материала. Вам видимо надо было показать свою эрудицию в технических аспектах древне-русского церковного зодчества. Вот вы и отвели душу на страницах журнала в комментариях. А церковь как стояла, так и будет стоять. И наверное, радовать проходящих и проезжающих своим видом. И нет ей, церковке, никакого дела до ваших словесных изысков - кто, как и что назвал, правильно или неправильно

    Оценка статьи: 5

    • елена семичева, это смешно, конечно, но в статье Константин рассказывает не о церковке, а о часовне)))

      • Люба Мельник, какая же вы зануда, действительно удовольствие от замечательной статьи Кучера испорчено вашими въедливыми комментариями. А "детсад" пишется с "д" в конце, от слова "сад". Так что: "врач, исцелися сам". Извините, что пишу два года спустя, сегодня прочла замечательную новую статью Константина, хоть ее не трогайте, прошу. Все волшебство от его стиля портите. "Кто ничего создать не может, умеет тот критиковать".

        Оценка статьи: 5

        • Зинаида Островская, в блоге статьи обсуждается статья - следуйте этому правилу, пожалуйста. Не комментарии, а именно статья. Не надо также переходить на личности, как бы ни были вам неприятны чьи-либо статьи или комментарии.

  • Интересно.. Красиво.. Даже знатоки старины не особо щипаются..

    Жаль, что философии маловато. На мой взгляд... Вспомнил Левитана - спасибо вашей статье.

    Оценка статьи: 5

  • Плоские балясины в ограждении звонницы, имеющие и сквозную, и контурную резьбу
    Напоследок. То, что там, - это не "плоские балясины", а решетка из двух рядов вытянутых по вертикали отверстий в досках.

    • Для начала -
      Кроме основного деления балясин по виду материала, из которого они сделаны, огромное многообразие деревянных балясин можно разделить на 3 категории:
      1. Балясины в виде тел вращения. Эти балясины традиционно выполняются в виде разнообразных вазонов. Деревянные балясины такого вида изготавливаются на токарных станках. В данном случае каждая балясина представляет собой полностью законченный элемент и выполняет свою функцию независимо от других элементов и пространства.
      2. Скульптурные балясины чаще всего изготавливаются из дерева либо вручную, либо с помощью многоосевых станков.
      3. И, наконец, плоские балясины. Изготавливаются чаще из дерева. Применяются как в балюстрадах, так и для лестниц.
      Можно посмотреть, например, вот здесь - http://reznoidom.ru/balyasin.html
      Да и вообще, поисковик для того нам и дан, что если чего не знаешь, посмотри сначала, а потом уже и пиши. Хотя бы краснеть не надо потом будет.

      • Константин Кучер, та картинка, которую в блоге статьи поместили вы, действительно изображает этакие своеобразные балясины. А на описываемой в статье часовне ограждение вот такое - см. картинку.
        Так вот, то, что на картинке - это решетка. Как принято было в дер. архитектуре - имитация металлической решетки.

        • Люба, часовня построена во второй половине XVIII века, когда металл был очень (ну, очень дорогим материалом). Поэтому в деревянной архитектуре его никто не использовал в качестве ограждения. А XIX век имитации, когда деревянные здания для придания им большего сходства с каменными стали, например, обшивать тесом, ещё не наступил. Так что балясины так и остаются плоскими, вне зависимости от того, как сильно не хотелось бы Вам выдать их за имитацию металлической обрешетки...

          • И я о том же: дерево - дешевый материал, в отличие от камня и металла. Потому весь Архангельск деревянный - и руст на фасадах ))) дощечками выполнен. Вот и здесь из доски попытались сымитировать нечто "городское" - металлическое.
            И не надо путать решетку с обрешеткой - разные вещи это.
            Я ведь понимаю, почему вы поставили ту фотку, а не именно этого памятника. Это такое простодушное лукавство.
            Потому что там хотя бы силуэт балясины очевиден. Но здесь-то - абсолютно понятно, что в доске были прорезаны отверстия. В каждой доске - по четыре.

            • Люба, а Вы то зачем лукавите?
              Фотографию Григорию Сидорова с сайта http://sobory.ru/article/index.html?object=00992
              взяли, а вот приведенное там описание часовни почему-то привести "забыли".
              Напоминаю. Раздел "внешний вид" -
              "Над шеломами трапезной и молельни установлен гребень со сквозной резьбой из чередующихся треугольников. Причелины имеют контурную и выемчатую резьбу. Полицы шатра имеют на концах порезку в форме круга. Столбы звонницы прямоугольного сечения. Ограждения яруса звона из плоских балясин со сквозной и контурной резьбой".

              При этом, скорее всего, сайт это описание скопировал из какого-то специализированного источника. Очень грамотно, с применением специальной терминологии, всё описано. Оказывается, не только Костя Кучер считает, что у ограждения звонницы маньгской часовни именно плоские балясины...

              • Константин Кучер, написать можно что угодно - см. вашу же статью. Но вы глазами-то посмотрите: ограждение исполнено из широких досок, в каждой из которых выполнены 4 узких длинных отверстия.

                • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 27 мая 2011 в 12:38 отредактирован 27 мая 2011 в 12:39 Сообщить модератору

                  Люба Мельник, не смешите меня.
                  Вы понимаете, что такое архитектурное описание здания? Тем более, старинного, которое делают реставраторы.
                  Да человек всё здание от фундамента до самой луковки облазит, и большую часть не то, что глазами, своими руками потрогает, чтобы убедиться в каком состоянии тот или иной конструктивный элемент. В т. ч. и плоские балясины ограждения.
                  А Вы -
                  "Вот глядючи с земли - кто-то и вообразил плоские балясины"…
                  Зачем сразу же всех тех, кто принимал участие в архитектурном описании здания опускать ниже уровня городской канализации?
                  Может, для начала заглянуть в архитектурный справочник?
                  "Балясины в архитектуре — невысокие столбики (которые, как мы уже убедились, могут быть и плоскими) в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д".
                  Если со справочного перевести на простой, обиходный, балясина - это элемент конструкции балкона, лестницы и т.п., поддерживающий их перила.
                  Изготовить балясину, в т. ч. и плоскую, можно самым разным способом. Из целой доски, например. Или из её части. При этом способ изготовления балясины не меняет её архитектурного назначения - поддерживать перила лестницы, балкона и т. п.
                  Если Вы, Люба, не хотите верить своим глазам и не видите, что балясины ограждения звонницы маньгской часовни поддерживают его перила, то в чем здесь виноват автор статьи?

                  • читать дальше →

                    • Люба, по Вашим комментам я не вижу глубокого знания технологии деревянного зодчества.
                      Ну, например, вот это -
                      "Причелины, значит, - строительство, а обшивка, которая, в общем-то, и сохранила срубы от гибели, от влаги, выветривания на века! - не строительство".
                      Отождествлять причелину с обшивкой - грубейшая, недопустимая ошибка.
                      Да, причелины - это строительство. Потому что их главная задача защитить самую уязвимую часть бревна - его торец. И задействовать эту функцию нужно было уже в процессе самого строительства.
                      В торце открываются древесные капилляры, в которые самой природой закачан естественный биологический антисептик хвойной древесины - его смола.
                      Чтобы она не вытекала, древние зодчие никогда не пилили древесину. Пиление и рубка - технологические операции, выполняющие одинаковую задачу - отделение одной части бревна от другой. Но в физико-механическом плане это - совершенно разные вещи. От удара топором при рубке капилляр зажимается, что препятствует вытеканию смолы. А при пилении (поступательно-возвратном движении режущего инструмента туда-сюда) расщепляется. Через расщепленный конец капилляра, открывшегося при отделении одной части бревна от другой, смола вытекает. Дерево остается без антисептика. И начинает гнить гораздо(!) быстрее.
                      При рубке этого не происходит. Но как бы не старался плотник, все равно, близлежащая к месту удара топором часть бревна остается без смолы. Поэтому её закрывают причелиной. Чтобы торцевые части слег (а это тоже бревно, только потоньше, чем венцовое), как можно дольше не гнили.
                      По этой же самой причине и заготавливали (РУБИЛИ) древесину для предстоящей стройки зимой. В декабре-январе, когда в самые сильные морозы сокодвижение в стволе самое минимальное. Т. е. смола из свежесрубленного дерева не вытечет. А строить начинали, например, ту же самую Покровскую церковь Кижского погоста в сентябре, Преображенскую - в августе.
                      Если, Вы, Люба, внимательно прочитали всё, что написано выше, подумайте ещё немного о Вашей обшивке.
                      Сам ствол бревна при его подготовке к стройке не повреждался. Сняли кору и - всё. Т. е. каких-то ран, через которые с цилиндрической части венца может вытечь смола на ней нет. Поэтому, как торцы причелинами, фасад обшивкой НЕ закрывали.
                      Закрывать стали со второй половины 19 века, когда широкое распространение получили гвозди. И вот этим гвоздем (ДА НЕ ОДНИМ!) через обшивку - в венец. В месте проникновения гвоздя в венец образуется дырочка. НО! Не только она. Присмотритесь, как гвоздь входит в древесину? Влево, вправо от него по направлению древесных волокон поползла щель. А таких щелей в обшитом фасаде... На сотни счет может идти. И через эти щели смола уходит из венцов сруба, который становится беззащитным перед воздействием дождевой или талой влаги.
                      А Вы «сохранность»... Люба, не говорите больше о выполнении обшивкой сохранных функций. Это уже даже не смешно.

            • Не надо искать черную кошку в темной комнате, Люба.
              У меня просто нет фотографии балясин ограждения звонницы маньгской часовни. Вот и всё. И откуда Вы только берете это лукавство?
              Вы мне помогли с этой иллюстрацией, за что Вам - большое спасибо.

              • Константин Кучер, автор снимка поднялся на колокольню и сфоткал то, что прочие граждане описывали, глядючи с земли. Вот глядючи с земли - кто-то и вообразил плоские балясины. А может, глядючи на общие виды памятника - сидючи при этом где-нить в Москве.
                А тот, кто по лестнице поднялся, кто вблизи детали рассмотрел, может, ручками потрогал - дал нам возможность увидеть эти детали. Никаких черных кошек, наоборот, все ясно и понятно. Один раз увидеть лучше, чем десять раз прочитать.
                При том этот же неленивый фотограф, как все те же экскурсоводы, может показать нам фотографию - при том для текст. сопровождения картинки привлечет что-нибудь из общеизвестного, те же самые умозаключения столичного искусствоведа. А мы, нация читателей, а не наблюдателей))) скажем себе: не верь глазам своим!

  • А построена маньгская часовня во второй половине XVIII века.
    ...Четвертый век стоит, между прочим...
    Таки четвертый?

    Стремление сказать красиво иногда приводит просто к несуразицам.
    "Две вертикали часовни – луковица и звонница – вытянуты вверх, к солнышку. Как и всё то, что посажено в скудную подзолистую лесную почву карельским земледельцем. И само оно, дарующее жизнь всему вокруг, не только где-то там, недосягаемо высоко в небе, но и вот – рядом. В форме вырезанных солярных кругов на концах полиц шатра. Как символ неиссякаемого источника тепла, энергии и плодородия. "
    Луковица - вертикаль? ))) Ладно было бы сказано - главка с барабаном. Хотя особо вытянутой эту вертикаль))) не назовешь, форма главы очень традиционна, такая основательная луковица, не более. А барабан весьма приземист. Как и колокольня, в общем-то - пирамида с очень широким основанием, это впечатление распластанности усугубляется крыльцами.
    Меж тем, главная вертикаль - сам четверик часовни, само древнее здание, стройное, устремленное ввысь.
    Ладно, некие вертикали вытянуты вверх. Как и все, что посажено в почву? Все, что посажено в почву - никуда не вытянуто. Вытянуто - то, что прорастает из почвы.
    Солнце дарует жизнь - ля-ля-ля - где-то там, недосягаемо высоко в небе? Чему оно там, недосягаемо высоко в небе, дарует жизнь? Облакам в стратосфере? "Солнышко" от "оно" отделено целой фразой - очень неудачная схема, за границей приличного ))
    Солнце рядом - "в форме вырезанных солярных кругов"? Солнце - как солнце? Или, см. в тексте, - "как символ"? Символ чего: солнце - символ солнца, получается?
    Меж тем сквозь это плетение словес догадаться можно, что автор хотел сказать, но не сказал: что солнце - само по себе, а его символом является изображение солярного круга. Это резные солярные круги на досках кровли есть символ солнца.
    Пишете о резном декоре - таки пишите о нем. Почему среди перечисления резных деталей вдруг оказываются "Верхние косяки окон молельни, вырезанные в виде лучковых арок"? Они, кстати, не вырезаны, они вытесаны. Вернее даже, это поздняя растеска - как многие оконные проемы древних зданий, в том числе и каменных, приспособленные к новым вкусам эпохи.

    • Люба, если Вы в теме, а мне показалось, что своими репликами Вы пытаетесь показать именно это, то Вам должно быть известно, что шатровая колокольня маньгской часовни построена по широко распростраенной на Русском Севере конструкции - восьмерик на четверике. Восьмерик НА четверике.
      Т. е. если продвигаться от земли вверх, то сначала стоит четверик. Уже НА него установлен восьмерик. А НА нём - шатровая кровля звонницы.
      Иначе говоря четверик - самая ближняя, тяготеющая к земле часть конструкции звонницы.
      Поэтому сказать -
      "...главная вертикаль - сам четверик часовни" - это равнозначно примерно такой фразе - "я крепко стою на земле и мои ноги тянутся к небу"...

      • Да не восьмерик на четверике это, госссподи.
        Колокольня, да, восьмерик, надстроена позже, над галереей, как очевидно. Это не называется восьмерик на четверике. Четверик никак не выявлен.
        Я же говорю о собственно часовне. Клеть, четверик, этот самый квадрат-прямоугольник в плане - так называется эта конструкция.
        См. картинку - вот это называется восьмерик на четверике. Плюс на восьмерике шестерик. Подчеркиваю: речь - о собственно храме.

        • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 27 мая 2011 в 11:18 отредактирован 27 мая 2011 в 11:20 Сообщить модератору

          Люба, Вы вообще понимаете о чем Вы? Как это
          "Колокольня, да, восьмерик, надстроена позже, над галереей, как очевидно"? надстроена позже, над галереей?!! Вот снимок. Лестница, по которой из сеней, построенных в форме четверика, через восьмерик колокольни можно подняться НА ярус звона!! ЧЕРЕЗ восьмерик - НА ярус звона. Т. е. ярус ВЫШЕ восьмерика. А то что это восьмерик - посмотрите, на снимке явно видны три стены. ТРИ. А снимок даже половину внутреннего помещения не захватил. Так что это самый что ни на есть классический "восьмерик на четверике". С шатровой кровлей.

  • Очень интересно и познавательно. И немалая доля философии нашей жизни присутствует.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Борисенко Ирина Борисенко Дебютант 26 мая 2011 в 18:24 отредактирован 26 мая 2011 в 18:26 Сообщить модератору

    Константин Кучер, читая Вашу статью, получаешь наслаждение, как при погружении в море. Сначала заинтересованность /что там дальше/, затем восхищение от стиля и новых знаний. В итоге восторг от неожиданно появившегося чувства раскрытой души. Спасибо Вам за это состояние. Удачи и новых творческих успехов!

    Оценка статьи: 5

  • Константин Кучер, ну, как же хорошо вы пишете! Не думаете издать свою книгу? Думаю получется здорово!

    Оценка статьи: 5

  • Очень занимательно.

  • Константин Кучер, спасибо большое за рассказ! Очень жаль,что туда я не доберусь...

    Оценка статьи: 5

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 19 мая 2011 в 09:41 отредактирован 19 мая 2011 в 09:45 Сообщить модератору
    Балясины

    Это уже не часовня. Церковная колокольня. И другой населенный пункт. Деревня Нива, Медвежьегорского района, Республики Карелия.
    Но на этом снимке хорошо видны балясины ограждения яруса звонов и то, как они украшены сквозной и контурной резьбой.

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 18 мая 2011 в 10:41 отредактирован 19 мая 2011 в 09:44 Сообщить модератору
    Рубка "в обло"

    На этом снимке хорошо виден не только принцип рубки и крепления венцов сруба "в обло" (см. следующую статью), но и верхний косяк окошка в стене собственно часовни (храмовой части сооружения), вырезанный в виде лучковых арок.

  • По журавцам и кружалам

    На этом снимке хорошо видна не только безгвоздевая кровля "по журавцам и кружалам" (см. следующую статью), но и отдельные конструкционные элементы деревянного здания.
    1. Шелом (охлупень) прикрывающий верхний (коньковый) край кровельных тесин крыши собственно часовни. На нём установлен барабан и луковка кровли "по журавцам и кружалам".
    2. Вниз от ближнего к нам края шелома под углом расходятся две причелины, прикрывающие торцы слег (нетолстых продольных бревен, на которые укладываются наружные тесины кровли). На обеих причелинах хорошо видна выемочная и контурная (по нижнему краю) резьба.
    3. Прямо над крестом видны полицы (самый их край) нижнего воротничка звонницы, прорезанные на конце в форме круга.