• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Кто такие бурлаки?

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Особенно, если просвещаться желаешь сам, а не под диктовку идеологически выдержанных учителей. Не знаю, пишут ли нынешние российские школьники сочинения по картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», как в свое время писали его школьники советские. Тогда картина эта свидетельствовала о тяжкой жизни народа под гнетом самовластья. О чем свидетельствует нынче — сказать трудно.

В упомянутых сочинениях следовало цитировать стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге». Само собой получалось, что картина И. Е. Репина являлась как бы иллюстрацией к этому стихотворению. И тут выяснялась явная нестыковка. Стихотворение свое Некрасов написал в 1860 году, а повествует оно о годах еще более ранних, 1830-х. Между тем картина И. Е. Репина написана через сорок лет, в 1870 году. И по признанию художника не стихотворение Некрасова его вдохновило, а настоящие бурлаки, которых он видел неподалеку от Петербурга, на Ижоре. Но ни учителя, ни — тем более — ученики над этой нестыковкой не задумывались.

Была еще одна нестыковка. Как бы само собой разумелось, что «Бурлаки на Волге» обличали существующую власть. А посему художника автоматически записывали чуть ли не в революционеры. В реальности же дело обстояло совсем иначе.

«Бурлаки на Волге» И. Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. Это было нечто вроде дипломного проекта. И одновременно — первая крупная, «настоящая» картина.

До того, как Илья Ефимович «заболел» бурлацкой темой, он готовился представить на выпускной академической выставке картину на библейский сюжет «Иов и его друзья». Картина эта уже была закончена. В 1869 году И. Е. Репин получил за нее Малую золотую медаль, несмотря на название, награду немалую.

Библейские сюжеты совет Академии художеств любил, а картины из «народной жизни» — нет. Так что Репин рисковал, представив в качестве свидетельства о своем мастерстве «неформатную» картину. Несмотря на то, что в Академии художеств его любили и ценили за талант, могли бы выпустить без диплома, «свободным художником». Кто знает, как сложился бы расклад при голосовании?

И тут на помощь пришел высочайший покровитель Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович. «Бурлаки» ему безусловно понравились. Настолько, что он купил эту картину. А купив, отправил на Всемирную выставку в Вене 1873 года. Несмотря на возражения тогдашнего министра путей сообщения о том, что картина господина Репина выставляет Россию перед Европой в невыгодном свете.

«Ну, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? — выговаривал он при встрече Илье Ефимовичу. — Да ведь этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину».

И тут министр был прав. Везде, в том числе на Волге, пароходы приходили на смену парусным лодкам-расшивам, которые, главным образом, и тянули против течения артели бурлаков.

Бурлацкий труд до середины 19-го века массовым порядком применялся в той же Австро-Венгрии для буксировки барж по болотистым равниным рекам. Занимались этой очень тяжелой работой каторжники, и назначали на нее изрядных преступников, которых раньше, до отмены в империи смертной казни, обязательно бы повесили.

А в Венгерской национальной галерее в Будапеште выставлена картина бытописателя деревенской жизни Лайоша Деак-Эбнера (Lajos Deák-Ébner) (1850−1934), датированная 1878 годом. На картине изображены две женщины-крестьянки. Впрягшись в лямку и выбиваясь из сил, они подтягивают к берегу плот (на котором, кстати, стоит мужчина). Такая вот женская доля, впору бы Н. А. Некрасову над ней потужить!

Как видим, картина И. Е. Репина вызвала не возмущение, а восторг членов царской семьи. И последующие заказы, которые обеспечили художнику безбедную жизнь и звание академика. Например, царь Александр III купил картину «Садко», а большую парадную картину «Заседание Государственного совета» тоже заказали Репину. Такому либерализму немало удивлялись поклонники художника, видевшие в «Бурлаках» главным образом обличение власти.

Бурлаки вообще вызывали восторг российской интеллигенции и как-то незаметно становились символом народа вообще. Страждущего, но непокорного и полного сил для борьбы. Достаточно почитать восторженные строки слабосильного Н. Г. Чернышевского об одном из героев его романа, сильного не только духом, но и телом, который сознательно пошел в бурлаки.

«Через год после начала этих занятий он отправился в свое странствование и тут имел еще больше удобства заниматься развитием физической силы: был пахарем, плотником, перевозчиком и работником всяких здоровых промыслов; раз даже прошел бурлаком всю Волгу, от Дубовки до Рыбинска. Сказать, что он хочет быть бурлаком, показалось бы хозяину судна и бурлакам верхом нелепости, и его не приняли бы; но он сел просто пассажиром, подружившись с артелью, стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в нее, как следует настоящему рабочему; скоро заметили, как он тянет, начали пробовать силу, — он перетягивал троих, даже четверых самых здоровых из своих товарищей; тогда ему было двадцать лет, и товарищи его по лямке окрестили его Никитушкою Ломовым, по памяти героя, уже сошедшего тогда со сцены. На следующее лето он ехал на пароходе; один из простонародия, толпившегося на палубе, оказался его прошлогодним сослуживцем по лямке, а таким-то образом его спутники-студенты узнали, что его следует звать Никитушкою Ломовым. Действительно, он приобрел и, не щадя времени, поддерживал в себе непомерную силу. «Так нужно, — говорил он, — это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться».

«Народ», «простые люди» — понятия, конечно, очень расплывчатые. Неплохо бы проанализировать, а к какому классу «простых людей» принадлежали бурлаки. Те, которых описывал Н. А. Некрасов, уж точно не были крестьянами. В те годы, когда герой стихотворения мальчонкой бегал по берегу Волги, крестьяне были закрепощены. И если уходили из родных мест, то только с разрешения помещика и только на заработки. В бурлаки они бы не пошли — слишком тяжела работа, слишком мала оплата.

Опять же, бурлацкий труд был сезонным. Главная работа — по «большой воде», то есть весной и осенью. В это время какой же крестьянин уйдет от земли? Значит, бурлаки явно были не из крестьян.

По той же причине — сезонность работы и низкая оплата — бурлацкий труд не мог привлечь ни мещан, ни городских мастеровых.

Получается, что брались за эту тяжеленную работу люмпен-пролетарии. То есть бродяги бездомные да голь перекатная. За что крестьяне, в отличие от городских интеллигентов-романтиков, бурлаков не жаловали. Слово «бурлак» в деревне употреблялось почти как ругательное: «буян, бродяга, гулящий человек». В украинском языке это слово тоже имеет отрицательную окраску. Знаменитая поэма И. Котляревского «Энеида», смешная переделка древнеримского эпоса на современный поэту украинский лад, прямо так и начинается:

Еней був парубок моторний
І хлопець хоч куди казак
Удавсь на всеє зле проворний
Завзятиший од всіх бурлак.

И. Е. Репин знал, что он — везунчик: «Я всегда был скоро отличаем, и моя благодетельная судьба не скупилась одаривать славой мои труды в искусстве. Часто мне даже совестно становилось за незаслуженность моего счастья».

Как видим, ему повезло с высочайшим покровительством. С бурлаками ему тоже повезло. Он написал знаменитую картину, когда бурлаки были уже «уходящей натурой». С появлением пароходов их тяжкий труд стал никому не нужен. Опоздай художник на год-полтора, одним шедевром русской живописи было бы меньше.

Статья опубликована в выпуске 9.09.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марк Блау, Почему он назвал "Бурлаки на волге" а не на Ижоре? На севере России эта профессия называлась по другому- "сволочи" (сволакивающие). Но в силу особенностей характера этих професионалов уже в то время слово имело оскорбительное значение не только в деревне. С другой стороны, без такой особенности нельзя выжить в этой среде.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, У В.А.Гиляровского интересно о бурлаках описано в "Моих скитаниях"...
    "Это был июнь 1871 года. Холера уже началась. Когда я пришел пешком из Вологды в Ярославль, там участились холерные случаи, которые главным образом проявлялись среди прибрежного рабочего народа, среди зимогоров-грузчиков. Холера помогла мне выполнить заветное желание попасть именно в бурлаки, да еще в лямочники, в те самые, о которых Некрасов сказал: "То бурлаки идут бичевой..."
    Я ходил по Тверицам, любовался красотой нагорного Ярославля, по ту сторону Волги, дымившими у пристаней пассажирскими пароходами, то белыми, то розовыми, караваном баржей, тянувшихся на буксире... А где же бурлаки?
    Я спрашивал об этом на пристанях -- надо мной смеялись. Только один старик, лежавший на штабелях теса, выгруженного на берег, сказал мне, что народом редко водят суда теперь, тащат только маленькие унжаки и коломенки, а старинных расшив что-то давно уже не видать, как в старину было.
    -- Вот только одна вчера такая вечером пришла, настоящая расшива, и сейчас, так версты на две выше Твериц, стоит; тут у нас бурлацкая перемена спокон веку была, аравушка на базар сходит, сутки, а то и двое, отдохнет. Вон гляди!.. " и далее....

    • Я плохо представляю

      Леонид Алексеевич Ковтун, вообще, как можно тянуть по берегу расшиву или что другое. Надо же тропу-дорогу проложить, оборудовать: берега разные, есть места, где и без лямки не пролезешь, или Жигули на пути. Это у Репина они тянут по удобной отмели.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев,
        -У Гиляровского это описано достаточно хорошо. Ему самому приходилось тянуть бурлацкую лямку.
        А вот по северным и сибирским рекам поднимались на шестах, упираясь ими в дно реки.
        А вот ещё в 1782 году выдающийся наш соотечественник, изобретатель И. Кулибин изобрёл самоходное ("водоходное") судно. Однако забюрократизированная система (впрочем как она поступала и в другие времена и делает в наши дни) не дала ему ходу. Проще было использовать бурлаков...

        • Какие берега

          Леонид Алексеевич Ковтун, мне доводилось видеть, трудно представить на них бурлаков в лямках: то кусты, то обрывы, то впадающий ручей или речка. Но, видимо, дело было поставлено, Гиляровскому надо верить. С шестом приходилось упираться на челне. Для большой баржи это "каменный век". Но что было, то было.

          Оценка статьи: 4

          • Сергей Дмитриев, из Википедии:
            "Бечевник (бичевник, бечевая — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате, называемом бечевой или бичевой.
            читать дальше →

            • Люба Мельник, На Волге, в Самарской области, до сих пор тропу параллельно реке до сих пор называют бичевкой. (Даже если она заросла лесом и не пригодна для своего первоначального назначения)

              Оценка статьи: 5

              • Вот почему !

                Владимир Иванович Пресняков, БИЧёвка ! Потому что на эту работу нанимались БИЧи - Бывшие Интеллигентные Человеки.

                Оценка статьи: 4

                • Сергей Дмитриев,
                  -А вот как раз и наоборот. Слова бичева (бечева) и бичи (те, что ботают по фене и на Вачу едут плача, возвращаются хохоча) этимологически родственны английскому BEACH - пляж (см., например, Брайтон-Бич, Майами-Бич). В английском сленге это слово означает также ОТСТАВНОЙ, СПИСАННЫЙ НА БЕРЕГ МОРЯК.

                  • Интересно, интересно !

                    Леонид Алексеевич Ковтун, "На Дерибасовской отличная погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди!"
                    Я бы вообще составил составил англо-русский словарь созвучных слов. Меня зацепила схожесть слова ПАСТБИЩЕ на русском и на английском.
                    Я бы составил также "Сугубо англо-русский" (и наоборот) карманный словарь" без перевода слов арест,Азия, Ангола, автомобиль, автоматизация, авиация, Азербайджан, банан, браво, Бразилия. Созвучное слово брешь (breach) оставить. Это всё из Бенюха.
                    Вместо них наполнить словарь коренными, исходными словами, без разжёвывания прилагательными и пр. вариантами. Такой вот закидон.

                    Оценка статьи: 4

  • Марк Блау, Какая разница, в каком году написана картина? Это же совсем не означает, что Репин не смог бы написать картину и через десять лет после массового появления пароходов и исчезновения бурлаков. Так что все нестыковки стыкуются.

    Оценка статьи: 4

  • Марк Блау, необыкновенно гармоничная статья! Иллюстрация очень удачная!

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, Действительно, очень интересно.

    Оценка статьи: 5

  • про само слово "бурлаки". Читаю как-раз сейчас Казимира Валишевского "Первые Романовы" (1912 год). Пишет о появлении казачества об образовании донского войска:
    "Центр этих стоянок был сосредоточен по Дону и его притокам, где находилось наибольшее количество казачьих городов и деревень (городки и станицы) и главный пункт Черкасск (его не следует путать с Черкассами, которые расположены на берегу Днепра).
    Население этой области не было исключительно казачьим. Вначале, под влиянием непонятного нам подбора, известная часть жителей воспользовалась там монополией имени, насадив при этом тот образ жизни, который последним определяется, и стремясь свести на положение рабочих, угнетаемых и эксплуатируемых тех из своих товарищей, которые оказались менее счастливыми. Получив название бурлаков, эти илоты принимали между тем участие в военных набегах и составляли самый буйный элемент среди постоянно волновавшихся и постоянно бродивших групп."
    Понятным становится, почему слово "бурлак" было в народе близко к "разбойнику".

  • Никак не обойтись

    без укоров в советские времена. В ход идут нестыковки хронологии. Но разве в этом дело ? Я читал, у кого не помню, может самого И.Репина, как он начинал работу над бурлаками буквально на Волге вместе с художником Васильевым.
    В том, что "Бурлаки" понравились тогдашним ВИПам, ничего особенного: были и среди них ценители живописи. К тому же картина беззлобная, чисто повествовательная констатация реалий. Прецедент имел место: Николай-1 разрешил постановку "Ревизора" и небо не упало, хотя в пьесе было больше соли, чем в "Бурлаках". У Перова есть подобное: дети тащут санки с бадьёй воды.

    Оценка статьи: 4