• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

На каком автомобиле ездил Штирлиц?

Писатель Юлиан Семенов к историческим реалиям относился без пиетета. В самом знаменитом его романе «Семнадцать мгновений весны» знатоки и фанаты находят большое количество «ляпов». Специалисты же, изучающие нацистский период в истории Германии, не придираются к мелочам, а бьют по крупным целям и обнаруживают в культовой книге груды небывальщины.

Studio 37 Shutterstock.com

По их словам, описанные Ю. Семеновым приключения Штирлица могли бы свободно произойти на Лубянке в Москве, но никак ни на Принц Альбрехт штрассе в Берлине. Не та культура, не то воспитание, не те привычки. Да и структура двух, казалось бы, схожих карательных органов существенно различалась. Так что Штирлица можно рассматривать одновременно и как «кривое зеркало Третьего Рейха», и как «кривое зеркало Лубянки».

Так, по воле Ю. Семенова Макс Отто фон Штирлиц разъезжает по Германии на автомобиле «Хорьх-853».

Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно.

Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно «чужими санями». Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на «Хорьхе-853» ездили нацистские начальники высокого ранга. Потому этот автомобиль оброс легендами, одна из которых будет поведана ниже.

Но сначала о человеке, который дал этой легенде свое имя. Об Августе Хорьхе (August Horch) (1868−1951),

А. Хорьх родился в семье кузнеца в небольшом городке Винненден (Winnenden) неподалеку от Штутгарта. Закончив школу в тринадцать лет, он три года помогал отцу. И, кстати, в отцовской кузнице Август построил свое первое транспортное средство, велосипед. В двадцатилетнем возрасте юноша поступил в техникум в маленьком городке Миттвайда (Mittweida) в Саксонии и через три года стал дипломированным инженером. С 1891 по 1896 год он работал инженером в Лейпциге и на верфях в Ростоке.

В 1896 году А. Хорьх впервые увидел автомобиль К. Бенца и влюбился в только-только нарождающийся вид транспорта. Не долго думая, он написал К. Бенцу письмо с просьбой о приеме на работу и уже с 1896 года трудился на автозаводе в Мангейме. В 1899 году он стал директором этого завода, но решил начать собственное автомобильное производство. В 1899 году открывается предприятие «Horch & Cо Motorwagenwerke A.G.» в Кельне. В 1900 году из ворот этого предприятия выходит первый автомобиль Хорьха. На нем стоял двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью 4−5 л.с.

А в 1902 году А. Хорьх переносит свой завод на восток Германии, в Саксонию, в городок Цвиккау. Производство автомобилей в Цвиккау оказалось успешным. Качество автомобилей «Хорьх» успешно конкурировало с качеством известных уже на рынке автомобилей «Бенц» и «Мерседес» конструкторов К. Бенца и Г. Даймлера.

Завод «Хорьх» был акционерным обществом. Стремление А. Хорьха совершенствовать автомобили вошло в конфликт с желанием акционеров вкладывать больше денег в развитие производства, чтобы получать прибыль от продажи уже зарекомендовавших себя автомобилей. Судя по всему, А. Хорьх был человеком горячим и хладнокровно «разрулить» возникший конфликт не смог. Поссорившись с советом директоров предприятия, А. Хорьх в 1909 году решил основать новую компанию и ушел из созданной им фирмы. Потеряв при этом не только хорошее место работы и жирный кусок бонусов, но и даже право распоряжаться собственным именем. Право использовать название автомобилей «Хорьх» осталось за заводом в Цвиккау.

Однако изобретательный инженер отыскал выход. Немецкое «хорьх» («слушать») он перевел на благородную латынь: «Слушай» — «Audi». Просто и красиво! И всего за несколько лет новая марка завоевала рынок. Такая скорость не удивляла, ведь у новой фирмы был могучий «интеллектуальный двигатель» — Август Хорьх. Который позже в своих воспоминаниях раскроет секрет своего успеха: «Я при всех обстоятельствах стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала».

Во время Первой мировой войны А. Хорьх все более — и не без удовольствия — погружался в дела административные. А после войны он, не теряя авторитета выдающегося автоконструктора, совсем устранился от проектирования автомобилей.

В начале 1930-х годов было принято решение объединить немецкие автопредприятия, чтобы они смогли выжить во время разразившегося экономического кризиса. В концерн «Auto Union», одним из руководителей которого стал Август Хорьх, вошли заводы DKW, Wanderer, Audi и Horch. Так А. Хорьх сумел отомстить своим давним обидчикам и возвратить под свою эгиду заводы, носящие его имя.

Влившись в «Auto Union», заводы «Хорьх» продолжали специализироваться на производстве дорогих представительских автомобилей. В 1935 году на Парижском автосалоне был представлен могучий «Хорьх-853».

Ну, а теперь обещанная легенда именно про эту красивую тачку. Якобы А. Гитлер подарил этот выставочный экземпляр Г. Герингу, зная, что тот является большим любителем красивых цацек и красивых тачек. В 1945 году первыми в Берлин ворвались танкисты полковника И. И. Гусаковского, которому геринговский «Хорьх» достался по праву, так сказать, «освободителя». Однако в те славные годы как бы сама собой установилась своеобразная иерархия: кому какой трофей положен.

Что касается авто-мото средств, то командир роты, к примеру, мог рассчитывать на мотоцикл или же на относительно небольшой BMW-231. Полковнику позволялось увезти на Родину автомобиль побольше, например, «Хорьх-830». А самые большие машины доставались, естественно, генералам и маршалам. И. Гусаковскому долго ездить на автомобиле Г. Геринга не дали. Трофей перехватил маршал К. К. Рокоссовский. А после подарил эту машину генерал-полковнику авиации М. И. Самохину. Тот привез автомобиль в Москву и ездил на нем до 1956 года.

К этому времени трофейный «Хорьх» перестал казаться машиной экстра-класса. Его затмили внушительные и дорогие, как коверкотовое пальто, советские «ЗИМы». Генерал продал «немца» директору Тушинского авиационного завода, и «Хорьх» служил тому верой и правдой еще 12 лет. И уже в совершенно раздолбанном виде его приобрел Александр Алексеевич Ломаков, известный в Москве коллекционер старинных автомобилей. Несмотря на свою «сокрушительную» фамилию, Александр Алексеевич имел умелые руки и за три года восстановил автомобиль до первоначального вида.

Автомобиль Геринга снимался во многих советских кинофильмах, но в «Семнадцать мгновений…» его заполучить не удалось. По этой причине Штирлиц-Тихонов и ездит в картине на «Мерседесе-230». Тоже машине неслабой.

Злые языки говорят, что легенду эту сам А. А. Ломаков и придумал, для того чтобы поднять в глазах окружающих ценность одного из экспонатов своего музея. И что в самой той легенде немало нестыковок и ляпов. И, мол, совсем не Герингу принадлежала машина из ломаковской коллекции. Впрочем, что обсуждать? Легенда на то и легенда, чтобы быть красивой и не вполне правдивой. Совсем как знаменитый роман Юлиана Семенова.

Статья опубликована в выпуске 3.07.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В источнике Хорь, в фильме Мерседес. Может, в фильме приемник Нора, а в источнике другой?

  • Константин Залесский
    Кстатати за Залесского спасибо, почитал с удовольствием.
    Но как я говорил, это ничего не меняет, он в основном про фильм, а не про книгу.

  • Ирина Брюханова Читатель 4 июля 2012 в 19:58 отредактирован 27 мая 2018 в 15:12 Сообщить модератору

    А все ж таки Штирлиц хорош, уж что да, то да,хоть в книге хоть в фильме. Крутой дяька. А что книга и фильм развлекательные, это разве упрек? И при обсуждении, почему то песня все веЯла , или вЕяла? "Я прошу хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня"

    Оценка статьи: 5

  • Так я об этом и говорю. А вот Семёнову удалось создать серьёзную книгу на эту тему. Если есть действительные ляпы (а не мнимые высосанные из пальца типа Хорьха, на который вы так и не ответили или не смогли), хотелось бы услышать, почитать. А то слышим звон но не знаем где он. О чём конкретно идёт речь? Если с чужих слов так и скажите, такое тоже бывает.
    Про хорьх я считаю разобрались - это не ляп.
    Если ещё что то?

    • Андрей Владимиров, Ю.Семенов создал не серьезную книгу, а развлекательную, которая очень удачно "выстрелила". С моей точки зрения обсуждать такую книгу, как историческую, нет смысла. Выискивать неточности - тем более. Еще раз повторю сказанное Пушкиным:
      Творца следует судить по законам, которые он сам над собой признает

      • Марк Блау,
        Эта книга развлекательная, но оперативная работа, в т.ч. работа разведчика показана великолепно. Показ Жизни 3 рейха изнутри так сказать просто впечатляет. Напомню в книге даны психологические портреты всх бонз, показаны их взаимоотношения, масса интересных исторических отступов (кстати исторически достоверных).
        Явных "ляпов" я там не нашёл.
        Может быть Вы их нашли (3 раз спрашиваю)?
        Если не нашли, то так и скажите в статье я про ляпы написал для красного словца/
        Предъява правильная, за базар не отвечаю.
        А изворачиватся не надо. Тут как говорится все ходы записаны.

        • Андрей Владимиров, переадресую Вас к книге специалиста по истории Третьего Рейха:

          Константин Залесский. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. М., Вече, 2006.

          К сожалению, в Интернет эту книгу никто не выложил. Но к Вашим услугам библиотеки.

          • Марк Блау,

            Почитал я вашего автора.
            Он всё про фильм. Но прикольно, это где же в СССР можно было столько найти формы и т.д.

            Прочитал его интервью по поводу фильма. По фильму ляпы есть, но эти ляпы не были в книге!

            А местами Константин Залесский показывает уже свою некомпетенцию. Но это не тема для данного обсуждения.

            Я ещё раз прошу ВАС УВАЖАЕМЫЙ автор привести конкретные
            ляпы по КНИГЕ .
            Если не можите, признайтесь что воспользовались не проверенным источником и закончим.

          • Марк Блау,
            Если вы читали сей опус, то в основном о фильме,а про книгу там осбо ничего нет.

            В основном следующего содержания (итересно где же моно было надыбать столько оригинальной ССовской формы)

            читать дальше →

          • Андрей Владимиров Читатель 5 июля 2012 в 21:42 отредактирован 5 июля 2012 в 22:49 Сообщить модератору

            Марк Блау,

            А вот, например У носкова / Фоменко написано что хан Батый это русский князь "Батя". На ШЖ есть стаьи со ссвлкой на этих авторов. Может попробут кто то на основе этих изысканий экзамен по истории сдать?



            Может в кратце своими словами , хоть чуть-чуть изложите суть ляпов?
            А может отсканируете да вышлите мылом?
            Буду рад почитать.
            Можно просто сделать фото некоторых страниц, наиболее запоминающихся и отпарвить мне в личную почту. Могу дать адрес обычной почты. Очень хотца почитать, какие же такие крутые ляпы в культовой книге моего поколения.
            Не считая что Штирлиц ездил в приличной машине, соответсвующей его статусу.


            Уважаемые Модераторы!
            Это не флуд!
            Имеет прямое отношение к статье, вкоторой заявлено что в ниге есть ляпы. Правда привёл только один смешной для тех кто в теме. Если остальные из той же оперы, то понятно что книга так востребована что её днём с огнём не найти.

            Автор к сожалению пока не может пояснить по своим утверждениям, кроме отсылки к книге неизвестного автора
            которой даже нет в интернете.

      • Марк Блау, Вы же сами пустились искать в развлекательной книге исторические ляпы, хотя остановились только на одном.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев,
          Да и тот не ляп вовсе, а домысел какой-то нездоровый.
          Штирлицу надо было какойнибудь развалюхе передвигатся, и что бы глохла на самом интересном.

          Интересно как бы он на ней отрывался от хвостов?
          Да именно для этого и были мощные авто в разведке.
          От любого хвоста можно было уйти (в том числе от конкурентов из гестапо). Учтите средств связи и слежения тогда толком не было. Оторвался , считай ушёл.
          Никто тебя под наблюдение не возмёт если ты превосходишь в скорости. А для взятие под качественное наружное наблюдение нужна была "коробочка", то есть 4 машины аналогичного класса (не уступающих в скорости). А езда вокруг 4 "хорхов " это уже для профессионало было даже не смешно (все тонкости долго рассказывать).
          Есть ещё много нюансов, но боюсь нас модераторы отмодерируют.

  • По тексту по моему не уточнялось какой Хорьх?

    Кстати Андропов (трудно уличить в непрофессионализме), считал 17 МВ лучшей книгой про разведчика (я кстати тоже), а съёмки фильма курировал лично.

    Почитайте Агента 007 сравните 2 разницы.

    • Андрей Владимиров, это истории разных стилей. Джеймс Бонд - это как сейчас бы написали "иронический детектив".
      А про нормальную работу (разведчика ли хирурга, или же ассенизатора) написать невозможно. Если все идет штатно - никаких тебе приключений. Приключения начинаются, когда трубу прорвало и приходится во все это нырять. Есть про что рассказать!

  • «Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно. Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно «чужими санями». Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на «Хорьхе-853» ездили нацистские начальники высокого ранга»


    А ещё у Штирлица был особняк не положенный армейскому полковнику.

    Для информации армейскому полковнику никоим образом не соответствовал штандартенфюреру СС VI Главного Управления РСХА .
    Армейский полковник соответствовал штандартенфюреру «вафеен СС», то есть полевым частям , которые мало чем отличались от армейских частей.
    А вот штандартенфюреру СС VI Управления РСХА (Главного управления имперской безопасности) это было подразделение элиты в элите. На его финансирование денег не жалели.
    Техническое оснащение такое, о котором например на лубянке могли только мечтать.
    (Напомню, что это была политическая разведка, возглавляемая В. Шеленбергом.) Так что ляпом это считать никак нельзя. Как вы помните по роману (и по фильму), Штирлицу приходилось много ездить по делам службы, для чего машина нужна была комфортная, скоростная и надёжная, так что думаю что 3 рейх мог позволит выделить несколько авто для своих ведущих сотрудников разведки, к которым относился и Штирлиц. (Вспомните он имел прямой выход на Шеленберга, пользовался его доверием, который в свою очередь был близок к Гимлеру.)

    И потом, почему Штирлиц сел именно «Хорьхе-853», самую дорогую из модельного ряда? А почему не в «Хорьх 670,450, 850, 950», которые были не в пример дешевле?

    • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 3 июля 2012 в 23:03 отредактирован 3 июля 2012 в 23:04 Сообщить модератору

      Андрей Владимиров, да не относитесь Вы к этому так серьезно! Штирлиц - выдумка. Выдумка хорошая, и к тому же закрепленная экранным воплощением, красавцем Тихоновым. Образ, который всем понравился. А Ю.Семенов не тот писатель, которого следует уличать в неточностях. Он писал развлекательную литературу и не скрывал этого, не пыжился, что он открывает новые факты и не учил никого правильной жизни. Творца следует судить по законам, которые он сам над собой признает (А.С.Пушкин)
      И - хочу повторить еще раз - все что можно себе представить, было.
      А в "Хорьх-853" Ю.Семенов посадил Штирлица, потому что сам был бы не против в этой машинке поездить.

  • У меня и фотоаппарата тогда не было!
    А авто были замечательные.

  • Марк, спасибо!
    Очередное подтверждение того, что неисповедимы пути.
    В 1980 г. Ломаков самолично приглашал мою жену украсить тот самый Хорьх в одном из первых ралли старых авто "Сто вёрст". Старт тогда давали на стадионе АЗЛК, а финиш был в Мытищах. И Хорьх, и сам Ломаков с бородой и в широкополой шляпе были весьма импозантны.

  • А какие еще ляпы из книги и сериала Вы знаете?

  • по-моему,многие даже ине заметили такие "ляпы"-на какой мкшине выехал Штирлиц.Зато книга читается легко и увлекательно,впрочем,каки и фильм смотреть всё так-же интересно,сколько фраз ушло в народ!А разве,у современных авторов нет "ляпов",обычно их замечают только профессионалы,я считаю-историю точно не знает никто,особенно сейчас,когда её переписывают кому как выгодно!

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Бойко, насчет знания истории, мне в свое время запала в память фраза одного профессора истории, дожившего практически до конца советской власти:

      «Было все, что можно себе представить. Все, что представить невозможно, тоже было».

      Сказано было про то время, в которое ему довелось жить и посчастливилось выжить. Но относится к любому историческому промежутку.

  • Интересно.
    читать дальше →

  • Очень интересно! Марк, спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Стоит ли придираться к таким деталям? "Усиленный мотор" усиливает художественность, пусть и в несогласии с иерахией.
    Технических неточностей в фильмах о войне пруд пруди.
    Статья больше о судьбе Хорхе, что тоже интересно. Когда же, в каком году появилась марка Ауди ?

    Оценка статьи: 5

  • Познавательно.
    Почерпнул ;)
    Не понятно, только, зачем хаять роман, любимый многими, даже, если, в нем и есть "ляпы" ?
    Кто из нас без греха ???

  • очень интересная статья,не в ущерб любимому многими фильму

    Оценка статьи: 5

  • Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно.

    Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу!


    ))

    знай наших! мы и ворота сами себе открыть можем, а когда выедем, вернемся и закроем.

    зы
    статья безусловно хороша.

    Оценка статьи: 5