Установите время для отвлечений
Допустим, коллега пришел не просто поболтать, а обсудить проект. Но вы сейчас слишком заняты, чтобы разговаривать — особенно если беседа выходит из-под контроля и начинается повторение уже сказанного. Как можно быстрее огласите рамки времени, на которое готовы прерваться.
Пример: «Я собираюсь на совещание через 10 минут» или «Мне через 5 минут надо позвонить клиенту».
Сохраняйте мыслетопливо
Существует несколько способов экономить мыслетопливо. Если до этого вы научились использовать ту или иную систему тайм-менеджмента или просто научились следить за своей продуктивностью, то многие моменты вам знакомы.
Перебивайте сами себя
Иногда не получается сделать ничего, чтобы взять ситуацию под контроль. Кстати, часто это можно понять заранее: коллега расслаблен, говорит неторопливо, не касается важных тем — похоже, у него сегодня мало работы и чертовски много времени. Если всплывают темы погоды, новостей и сплетен, можно вежливо «закруглить» разговор, не обидев человека. Прямо посередине фразы попробуйте перебить сами себя: внезапно остановитесь, скажите, что у вас мало времени, и вернитесь к своим делам.
Пример: «Да уж, середина декабря, а только вчера был май. Кстати, мы тоже с семьей ездили на отдых… Ох! Прости, отчет, над которым работаю, нужно сдать уже через час. Мне нужно к нему вернуться. Было здорово с тобой поболтать. Продолжим завтра?»
Поймайте Пульс Ниндзя
А вот упражнение от Эрика Ларссена, которое поможет сосредоточиться: «Однажды я посмотрел фильм, в котором была сцена с дракой. На меня произвел большое впечатление ниндзя, который во время драки притворился мертвым. Враг наклонился над ним, не обнаружил пульса и решил, что он мертв — но, конечно, ошибся! В следующее мгновение ниндзя вскочил и одолел врага.
Человек, присутствующий в настоящем, умеет успокаивать себя. С той поры я начал учиться контролировать свой пульс: делал глубокие вдохи и потом медленно выдыхал. Так я погружался в состояние внутреннего покоя, независимо от того, каким было утро и что будет сегодня — гребная регата, экзамен или обычный школьный день.
Это упражнение я делаю до сих пор и называю его Пульс Ниндзя. Хотите поймать свой Пульс Ниндзя? закрывайте глаза и считайте про себя: 1, 2, 3, 4, 5, 6… 31, 32, 33, 34, 35, 36. В момент самого глубокого и замедленного дыхания вы и есть Ниндзя".
Повышайте осознанность
Вот еще одна полезная техника от Эрика: «Не так давно мы с коллегами вели занятие в Осло и предложили упражнение. Мы спросили: «Что вы считаете самым важным в жизни? Перечислите 16 вещей». Что в вашей жизни самое важное? Это серьезный вопрос, но мы задаем его себе довольно редко. Сделайте это упражнение сейчас.
Поначалу слушатели были ошарашены: им казалось, что 16 пунктов — это очень много. Но стоило начать писать, как они вспомнили многое: любовь, друзья, семья, дети, хорошее здоровье, достижения, искусство, осознанность.
После мы попросили каждого вычеркнуть 5 пунктов — наименее важных из 16. Затем — еще 3 пункта. Потом еще 4. И еще 1. Наконец, в каждом списке осталось всего 3 пункта. Это было трудно.
Придумать и записать 3 самых важных вещи совсем не то, что вычеркнуть 13 и оставить только 3. Упражнение дается нелегко, потому что вы сознательно вычеркиваете важное для себя. Но это повышает вашу осознанность".
Отключите уведомления
Если ваш мозг постоянно атакуют разнообразные оповещения, то с каждым их ударом у вас остается все меньше и меньше сил, чтобы сопротивляться им.
На рабочем компьютере допустимы лишь уведомления от календаря о назначенной встрече, а на смартфоне — уведомления лишь от телефона и, скажем, СМС, и то если СМС в основном приходят от вашего банка и сообщают о покупках по карте. Любые другие события могут и подождать.
Следуйте минутному правилу
Когда задача простая, следуйте «минутному правилу»: если требуется пара минут, не вносите ее в ежедневник — сделайте сразу. Зачем откладывать и множить дела? Лучше быстро разобраться и двигаться дальше. А если проект масштабный, бросать работу и переходить к нему будет, скорее всего, бессмысленно — все равно не успеете. И в итоге не закончите текущие дела и пропустите новые сроки.
Выясняйте временные рамки и, исходя из этого, расставляйте приоритеты. Пример: «Уточни, пожалуйста, самое позднее время, когда задача должна быть решена».
Освойте искусство отказов
Запомните, неспособность сказать «нет» — это, если можно так выразиться, профессиональная болезнь добрых и совестливых людей. Она способна загнать вас в положение вечно перегруженного и переутомленного человека. Учитесь вежливо отказывать людям в их просьбах.
Для того чтобы вежливо отказать, надо произнести приблизительно следующее:
«Я с радостью исполнил бы вашу просьбу, если б у меня было время, но, к сожалению, ситуация складывается так, что я не смогу сделать работу достаточно качественно и быстро».
Убедите себя в том, что ответ «нет» — правильный, хороший и уместный. Поймите, что, произнося слово «нет», вы оказываете любезность. Вы предупреждаете, что сейчас вы — не тот человек, который сможет наилучшим образом решить поставленную задачу. Руководство только выиграет, если будет об этом знать, и не испытает к вам ничего, кроме благодарности.
Дышите осознанно
Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:
Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».
Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация внимания на чем-то одном — том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.
Упростите список дел
Планирование и составление списка дел — одни из главных инструментов тайм-менеджмента. Но не всем они помогают, так как заметки превращаются в хаотичный поток мыслей на бумаге. Один из способов повысить продуктивность — выбрать три самых важных и выполнимых цели на текущий день. Напряжение спадет, а вы испытаете прилив энергии, вычеркивая пункты.
Другая эффективная стратегия — чередовать увлекательные дела и скучные обязанности. Если долгое выполнение монотонных заданий лишает вас всяческого энтузиазма, планируйте следом выполнение более активной работы. У вас должно быть два списка: один для работы, другой для дома.
Составьте список «На поговорить»
Если у вас есть круг лиц, с которыми вы общаетесь довольно часто, и у вас регулярно возникают вопросы к ним, то в этом случае можно воспользоваться приемом экономии масштаба:
- Вы назначаете с человеком (с одним или по отдельности) периодические встречи с открытой повесткой.
- Когда у вас возникает вопрос к человеку, вы не задаете его сразу же, вы заносите этот вопрос в список «На поговорить», созданный специально для этого человека.
- Периодическую встречу вы начинаете с обзора результатов действий, выполненных с момента предыдущей встречи.
- На встрече вы обсуждаете вопросы из списка «На поговорить» один за другим, отмечая принятые решения и намеченные следующие действия по каждому вопросу.
По мотивам книг «Джедайские техники», «Максимальная концентрация», «Не отвлекайте меня», «От срочного к важному».
Я бы подытожил, лаконично: валите из офиса, отключите нет, выкиньте телевизор.
Гуляйте, думайте, живите.
3 Ответить