• Мнения
  • |
  • Обсуждения

Эмиль Хромов

  • Эмиль Хромов
    • Статус
    • Читатель

    Дата регистрации: 26.02.2014
    Последний раз был(а) на сайте: 26.02.2014 в 21:08


Последние комментарии

26 февраля 2014 в 21:07 отредактирован 27 мая 2018 в 10:27 Сообщить модератору

Вообще, книга для меня, в первую очередь, отражение своего времени. Конечно, произведения в духе Камю или Кундеры, где основной акцент сделан на самоанализе и поиске себя, где сюжет выстроен не параллельно исторической действительности, а через призму мировосприятия главного героя, также имеют место быть, и также весьма полезны для формирования собственной философии жизни у читателя, однако при чтении подобных книг я испытываю острый недостаток фактического материала и страдают от аморфности и замкнутости повествования. Хочется, знаете ли, впитать атмосферу того времени, о котором повествует автор, мысленно перенестись в другую эпоху, разглядеть ее со всех сторон, насладиться привкусом прошлого, но эти книги не дают такой возможности. Именно поэтому мне много ближе Толстой, Дюма, Флобер, Булгаков, нежели те писатели, в книгах которых проблематика носит исключительно личностный, сугубо индивидуальный характер и связана с судьбой одного человека, а не поколения, к которому он принадлежит. И меня всегда радуют книги современных писателей, в которых, помимо характеров героев и интриги, имеются также яркие и правдивые картины исторической реальности. Ведь любая книга - это своего рода летопись, и отчетливая принадлежность к той или иной эпохе делает ее только интереснее и ценнее. И в связи с таким подходом к вопросам чтения, очередной литературной находкой для меня недавно стал роман малоизвестного широкой публике, но оттого не менее талантливого писателя Александра Лапина "Вихри перемен", который представляет собой продолжение саги "Русский крест". Сюжет романа затрагивает как раз тот временной период, когда наша страна вступала в новую эру своего развития (или, честнее сказать, упадка) - эпоху 90-х. И поскольку я жил в то время и отчетливо помню его реалии во всех подробностях, мне было вдвойне интересно следить за ходом мысли автора и встречать на страницах книги правдивые картины прошлого - своего и своей страны. И, знаете ли, я был поражен тем, насколько те события, которые происходят сейчас на Украине, напоминают тот хаос, что воцарился в России в эпоху 90-х. Возможно, не начав я читать эту книгу как раз сейчас, это сходство так и не было бы замечено мной столь отчетливо. Однако в лапинском романе есть много панорамных описаний и августовского путча, и проельцинских митингов, и общих пейзажей российской действительности той эпохи, и поэтому я невольно проводил аналогии между тем, как было тогда, и как есть сейчас. Вот, собственно, один из характерных фрагментов с описанием одной из многочисленных демонстраций в Москве:

Митинг получился грандиозным. Ни до, ни после этого, Казаков не видел ничего подобного. Сотни тысяч людей, словно охваченные какою-то лихорадкою, бесконечною чередою шли и шли по улицам города к белому дому. Несли плакаты и транспаранты. Портреты Горбачева и Ельцина. Вздымали вверх руки и что-то кричали радостно и возбужденно.
Несколько странным на этом фоне показался Анатолию небольшой, написанный от руки, транспарант, как бы по-новому расставлявший политические акценты: “Горбачеву – грош цена, берегите Ельцина!” Но это так, пустячок. Внимание же многочисленных народных масс, запрудивших окрестности, занимал гигантский российский триколор, растянутый на фасаде белоснежного здания.
Это митинг победителей! Народа, который победил самое главное. Свой страх.
Ельцин и его команда стояли там. Наверху. Как небожители. Самого Бориса Николаевича охрана прикрывала бронещитом. И оттуда, с высоты он, как камни, бр