Сергей В. Воробьев Комментатор

Кто возьмет на себя труд составить перечень литературных произведений

которые необходимо прочесть молодому человеку/юной леди, желающим слыть/быть просвещенными?

И просто высшим пилотажем было бы, если сей перечень будет рекомендовать порядок прочтения, скажем, сначала Пушкин от сих до сих потом Лермонтов, или вперемежку в таком то порядке, по томам.

А если кто-либо знает место, где об ЭТОМ пишут/спорят, не сочтите за труд поделиться ссылочкой. Обязуюсь ВСЕ их передать по назначению.

Статья опубликована 1.05.2009
Обновлено 6.06.2017

Комментарии (61):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Восстановили годноту, лепота!
    Рукописи не горят

  • Желающие, посмотрите здесь.

    http://zavetspisok.ru/

  • У Михаила Веллера в "Приключениях майора Звягина" в одном из рассказов герой составляет для своего подопечного некий список литературы. Правда он значительно меньше... Но... может пригодиться. И вообще - именно это произведение у Веллера я больше всего люблю...

  • А если честно,
    настоящий, личный список книг заочно составить вряд ли возможно.
    Так, общие рекомендации.
    Список книг составляется конкретным Учителем,
    для конкретного Ученика. Значимым человеком в ПЕРИОД ПОИСКОВ.

    • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 4 мая 2009 в 18:26 отредактирован 4 мая 2009 в 18:28

      А если честно,
      настоящий, личный список книг заочно составить вряд ли возможно.


      Ну, если совсем честно, то можно вполне ПОМОЧЬ его составить.

      Еще раз спасибо всем откликнувшимся.

      Список книг составляется конкретным Учителем,
      для конкретного Ученика.


      Совершенно не претендую. В образовательных целях - даже плохой учитель литературы сделает это намного лучше, чем я.

  • Сергей В. Воробьев, а если не мудрствовать то тут

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 мая 2009 в 22:35

      Игорь Абрамов, вот Всемирка уж точно не must have. Половина ее - как раз то, что я в жизни прочитала зря, отобранные по принципу "всякой твари по паре" "благонадежные" социалистические авторы. Она очень выручала при прохождении школьной программы - и только.

      • Люба Мельник Бывший модератор 3 мая 2009 в 23:00

        Марианна, а положа руку на сердце - вы сейчас готовы выкинуть из памяти все то, что прочитано "зря"? Это ведь сложилось в ваш (и мой, поскольку ту же всемирку читала от и до томами) опыт.

        В том и выгода такого "сквозного" чтения - лишь прочитав, определяем, что зря, а что не зря, это так мы образовываемся, умнеем. Из любой книги (как здесь - из любой статьи) мы получаем пользу.

        Все прочитано не зря! Все застряло в памяти впечатлениями, кусками фраз, обрывками информации - и при необходимости любая эта мелочь из РЕДАКТОРСКИХ и вообще человеческих мозгов памятью извлекается: на, хозяин, тебе это знакомо!

        Кто-то там про Войну и мир что-то говорил - мол, кто полностью прочитал? Ну, я прочитала. Полностью - трижды, отдельным вторым томом - много-много раз, нравится мне он. И четвертый нравится, но меньше. Так начитано, что открываешь книжку, ткнешься глазами в страницу, любую - а дальше можешь не читать, все помнится. Это - как у актеров и учителей литературы: можно цитатами только разговаривать ))

        Я наблюдаю за тем, как у меня дочь двигается по литературам всех стран и времен: им на филфаке ведь не воспитывать себя литературой надо, а начитывать литературу, во всем том объеме, каковой цивилизация сейчас имеет. В таком массированном чтении - особый смысл. Нравится-не нравится, понимаешь -не понимаешь, перевариваешь-не перевариваешь - читай!

        Когда так читаешь - ощущаешь не конкретное произведение, не писателя именно этого, а движение времен и стилей, что ли. Частное встраивается в систему общую. И так оказываются соединены современники, которых для нас, учившихся в советской школе, разобщила школьная программа. Так писатели для нас становятся мыслящими, страдающими, людьми для нас они становятся, а не портретами на стенах литкабинета.

        Медленное чтение, когда вслух, когда разбираешь и смакуешь каждое слово, не говоря о фразе уж, - это особый случай. Это, конечно, продуктивно для подростка - но какой учитель для этого время найдет? Это - для нас, для тех, кому пришло время уже не читать, а перечитывать - см. опыт Нади с Уайльдом )))

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 мая 2009 в 00:41

          Люба, мне наконец сделали стеллажи и теперь Всемирка стоит у меня на стене. Первый порыв после расстановки был - перечитать. Стала перебирать и оценивать - именно "коммунистически-программные" дети разных народов прошли мимо сознания, памяти, души, вкуса.

          • Люба Мельник Бывший модератор 4 мая 2009 в 00:49

            Оу! Для меня самым-самым во всем этом настенном ковре был Чосер. Настолько яркое впечатление, что и сейчас не надо перечитывать!

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 мая 2009 в 13:45

              Вот кстати да, Люба. Что-то "не надо перечитывать", что-то и не хочется - в итоге всё стоит так...

              • Марианна Власова, вроде как нашла я определение "великих книг": великие - это те, которые перечитываются. Или это у Адлера почерпнула, или сама придумала, Адлера начитавшись.
                + Альберто Мангуэль "История чтения".

                • великие - это те, которые перечитываются

                  Ну, это не критерий.

                  Подчас с удовольствием перечитывается такое, прости Господи, барахло..

                  • Может быть. Может, это так - в моем личном списке "великих". Это ж смотря как перечитывать. Вот читаю я время от времени просто так, нипочему, второй том Войны и мира. И 2-й том разноцветной (кажется, 3-е изд.?) Детской энциклопедии.

  • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 3 мая 2009 в 10:31 отредактирован 3 мая 2009 в 10:32

    Сергей В. Воробьев, Вы идеалист. Вы собираетесь заставить читать серьезную литературу ребенка? Тут был упомянут Куприн. Наверное, кроме "Ямы" их ни чего не заинтересует.
    Стругацкие - это проблема и для взрослого. Фантастика - для них неинтересна. Фэнтези - да, типа Поттера. Майн Рид, Дюма, Л. Толстой (а кто прочитал полностью Войну и мир? Я -нет), А. Толстой (наверное кроме Золотого Ключика детки ни чего не читали) и т.д. и т.п.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 мая 2009 в 22:41

      Игорь Абрамов, Куприна я взахлеб читала в 12-13 лет. "Яму" от меня бабушка прятала, как и Мопассана - на верхних полках. Таким приключением было добывать оттуда книжки во время ее послеобеденного отдыха... Ничего особенного не обнаружила и ничем особо не заинтересовалась.

    • Вы собираетесь заставить

      Никогда никого не заставляйте.

      Либо все играют по Вашим правилам, либо принимайте предложенные и соответствуйте им, или расставайтесь.

      Это и называется свободой.

      кто прочитал полностью Войну и мир? Я -нет

      Жаль.

      Мне порой хотелось бы прочесть заново, но - явно не смогу выделить на это дело ни необходимого количества времени, ни душевных сил.

    • Игорь Абрамов,
      "Вы собираетесь заставить читать серьезную литературу ребенка?"
      Чё их заставлять?
      Моя дочь в 10 лет всего Достоевского прочитала,
      от Подростка до Преступления.
      Мы с папой удивлением осторожно наблюдали...

  • Очень интересный вопрос!

    Сергей В. Воробьев,
    Мариэтта Чудакова, доктор наук, профессор, яркий филолог
    взяла когда-то на себя труд составить золотой список литературы,
    "за границами которого простирается тьма невежества".
    Более того, эта энергичная, весёлая, жизнерадостная женщина даже пишет книги на эту тему, обосновывая, завлекая,
    заражая читателей любовью к книге.

    • Продолжим.

      Мариэтта Чудакова, доктор наук, профессор, яркий филолог

      Очень интересно излагает.

      Но, забавный случай - в ГЛАВНОМ умудряется ошибаться.

      золотой список литературы,
      "за границами которого простирается тьма невежества".


      Недавно катал своего китайца на ТО.
      Авто в наших краях малоизвестное, состоит в основном из деталей других брендов.
      Паренек ПТУ-шного возраста все поделал и весьма толково мне пояснил, чем и от чего мне следует запасаться чтобы потом не искать.
      Уверен - из того списка он и десятой доли не прочел.

      Могу ли я назвать его невежей? нет.

      Но мне доводилось общаться с некоторыми "спецами" в своей отрасли, несшими, невзирая на пару профильных образований такую, прости Господи, хрень, что..

      Вобщем, уважаемая Мариэтта Омаровна похоже чуток спешит с расклейкой ярлыков.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 мая 2009 в 00:20

        Сергей В. Воробьев, прочитала рекомендации для подростков. В своем подростковом возрасте, будучи воспитанной и на этом наборе, и на многом другом, я бы эту книжку закрыла на первой же странице, ее стиль как раз для пятилеток, даже не для семилетних. Сейчас же - изучила подробно, обнаружила островки невежества в море своей начитанности и попробовала кое-что почитать. Ну, не всё получилось, но главное - я поняла, что подборка ее - чисто воспитательная, а не познавательная. И тут я успокоилась - потому что приличного человека можно воспитать, дав ему прочитать даже Гарри Поттера. (В наше время эти семь томов можно было заменить одним сборничком Стругацких).

        • обнаружила островки невежества в море своей начитанности

          Хорошее выражение.

          подборка ее - чисто воспитательная, а не познавательная

          Тут сложно.

          1. По подборке можно вполне сложить мнение о составителе
          2. Мнение любого неглупого человека, даже СЛЕГКА ориентирующегося в литературе и истории, ЗНАЧИМО
          3. Из любой подборки каждый непременно (и неизбежно) составит СВОЮ подборку, которую и станет неустанно корректировать.

          А в данном конкретном случае все проще.
          Запрошен именно МОЙ перечень. И польщенный я пустился во все тяжкие, но вскоре установил, что не в состоянии изготовить этот перечень просто глядя в потолок и насилуя память.

          Ну и, вот - сгребаю все в кучу, выбираю прочитанное, дополняю нечитанное но на мой взгляд нужное, и щедро сдабриваю может быть не очень каноническим, но любимым мною чтивом. Кста, оказывается увлекательнейшее занятие.

          И мне жаль, что не догадался когда-то поставить подобную задачу тем, кто был у меня в авторитетах
          )))

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 мая 2009 в 22:30

            Сергей В. Воробьев, поскольку я почти не расставалась с книгами своего детства, мне в такой ситуации нужно было бы смотреть не в потолок, а на книжные полки. Пока ребенок рос, формировала ему "Золотые полки" на каждый возраст, пыталась подсовывать то одно, то другое, но освоены, увы - только школьная программа и Гарри Поттер... А так, вот они стоят - именно те книги, которые сделали бы моего ребенка таким, как я. Но он другой, и я это принимаю... А я сама никого не озадачивала подобными списками - всегда было, что читать, и никогда не стремилась читать то, что кто-то посчитал нужным.

            • сама никого не озадачивала подобными списками - всегда было, что читать, и никогда не стремилась читать то, что кто-то посчитал нужным.

              Хмм.. а вот мне пару раз было интересно, ЧТО читает именно такой-то, интересный мне человек.
              До списков не доходило, но в ьесконечных разговорах всплывали названия и авторы, незнакомые мне, и затем читаемые.

              И мне чертовски приятно, что лично мои литпристрастия тоже стали востребованными, невзирая что литературовед из меня никудышный. Но практичная нынешняя молодежь не желает ограничиваться разговорами, им списочек подавай.

              Кста, подобное у меня было в музыкальном направлении. Совершенно не разбираясь в правильной музыке, но не желая быть полным невежей, запросил.. дада, списочек. Произведений, которые у нормального человека должны быть на слуху. И по этому списочку собирал пластинки и слушал. Кое что нравилось.

              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 мая 2009 в 21:27

                Сергей В. Воробьев, конечно, когда в разговорах всплывает нечитанное, я всегда заглядываю в такое и часто читаю - но только не потому, что кто-то решил, что этого стыдно не знать или что мне это нужно обязательно.

                • Марианна Власова,
                  ))
                  ну я тоже когда-то запросил музреестрик не потому, что мне было стыдно не знать великие и прочие знаменитые произведения (мне деньги платят за другие знания), а потому что - хотелось.

                  Про всплывает - скажи мне что ты читаешь/слушаешь/танцуешь, и т.д.
                  вобщем то неплохой критерий.

                  А если я решил, что у кого-то можно чему-то полезному или интересному поучиться - я и сейчас не стану ломаться, а поучусь.

          • Сергей В. Воробьев, "которую и станет неустанно корректировать" - Вы выступаете в роли "фильтра", подгоняете список литературы под свой вкус.

      • Сергей В. Воробьев,
        Да не обижайтесь на известного литературоведа,
        она не виновата в пропасти между нашими образованиями!
        Этот список для ищущих, для стремящися стать просвещёнными.
        А для рукастого парня из вашего замечательного примера-
        вы правы, достаточно наставника из хорошего ПТУ.

  • Сергей В. Воробьев, однако, тема...
    http://www.tspu.tula.ru/res/geosid/My_books/g5.htm (нормальный список)

    • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 22:23

      Посмотрела список. Трогательно начинается с крестьянского вопроса в Закавказье... В середине списка - Иоанн Кронштадтский. Сомнительная рекомендация. Если уж говорить о литературе - кхе... житие Ксении Петербуржской (?!) И отсутствует - вообще дикость! Хоть что-либо из Димитрия Ростовского. Из Библии Экклезиаст, конечно, - сила, но все прочее где? Разными номерами значатся "Евангелия" и "Новый Завет"...
      Ваще поплакала - 207. "Медведь на липовой ноге" (русская сказка) !!! Ну, и ПСС Маркса - круто.

      Как я понимаю, список составлялся по опросам самых разных людей - кому что нравится, что помнится. Очень своеобразен, даже тенденциозен - религиозная компонента очень четкая, и с таким она мракобесненьким надрывом, к сожалению.

      • Люба Мельник,
        нашел там ссылку на любопытный сайтик

        http://www.bibliogid.ru/authors

        Выбирать книги для своего и чужого чтения —
        не только наука, но искусство.
        Н.А.Рубакин


        этточно.

        • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 23:01

          Оу, там в забытых книгах - "Завоевание Земли", занятно. Старинное такое, а мне в библиотеке, в детской, в детстве как-то попалось!

          • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 23:14 отредактирован 1 мая 2009 в 23:17

            всякие канд. экзамены и все же - для абитуры все равно

            • Люба Мельник Бывший модератор 2 мая 2009 в 00:08

              Все, на античной литературе я иссякла.

              По воле, мальчик, Зевса тяжкогромного
              Конец приходит к смертному. Не сами мы
              Судьбу решаем нашу. Кратковечные,
              Как овцы, мы проводим жизнь, не ведая,
              Какой конец нам бог готовит каждому.
              Бесплодно мы мятемся и, однако же,
              Все тешимся надеждой. Кто в ближайший день
              Ждет радости, а кто — в далеком будущем.
              Но каждый ждет — пора придет желанная,
              Получит много-много он богатств и благ.
              Один же между тем печальной старостью
              До времени сражен. Болезни тяжкие —
              Удел других. Те, Аресом повержены,
              Низводятся Аидом в землю черную.
              Те в море ураганом настигаются
              И в яростных пучинах волн пурпуровых
              Находят смерть, хотя б могли пожить еще.
              А те в петле кончают жизнь злосчастную
              И с солнцем расстаются волей собственной.
              Нейдет из бедствий мимо ни единое.
              Но тысячи страданий, зол и горестей
              Повсюду стерегут людей. По-моему,
              Ни к бедствиям стремиться нам не нужно бы,
              Ни духом падать, раз они настигли нас.

              • Люба Мельник,

                если бы не острая, не поддающаяся медикаментозному излечению необходимость
                сказать участникам конференции и лично Вам публичное СПАСИБО, я ни за что
                не стал бы что-либо писать после Вашего последнего камента.

                зы
                за антиков - отдельное спасибо.

  • Вобщем, становится понятным что задача архитрудная.

    Чтобы упростить, попрошу по-другому.

    Если у кого-либо есть ГОТОВЫЙ списочек из серии

    - школьный курс при СССР
    - школьный курс нынешний демократический,
    - а также для студентов филологических факультетов

    поделитесь пожалуйста.

    Попробую на их основе изготовить свою версию, и передам вместе с первоисточниками.

    • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 22:09

      5-9 кл.,
      общее полное (профильное)
      для абитуры

      За тем, что было в СССР, легче идти в школьные библиотеки, или в методкабинеты управлений наробраза (хотя они, конечно, старье списывают).

      • Угумс
        а для аспирантуры есть?
        т.е., уровень выпускника филфака.

        Вобщем, выхода нет - отдам все что нарою
        со своими каментами и допсписочком.

        • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 22:58 отредактирован 2 мая 2009 в 18:48

          Сергей В. Воробьев, вот - нечто для ф-та переподготовки, интенсив, но - рус. лит и 19 век только.

          Вот здесь - в том числе и вопросы к асп. экзаменам. Но это - педун-т им. Герцена, это - Серебряный век и 20 век. Со списками.

          • Там где "вот" - надо ссылку поправить.

            цикл о том, как не заблудиться в литературах

            Заглядывал.

            Имхо, рассматривать как литературоведческое - получится слабовато,
            а в кач-ве списочка - сильно кратко и неполно.
            Поскольку не спец, оценивать не стал.

            это - Серебряный век и 20 век. Со списками.

            Спасибо, переписал.

            А древних? тоже бы со списками.

            • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 23:51

              Там, Где вот - www.kafedrarus.narod.ru/Retrainspiskilitfil.files/IRLYA19.doc - вордовский файл закачивается.

              Канд минимум по классич. филологии, античность, византия и пр/др.

              Средневековье - где-то уже давала, см. ниже: "всякие канд. экзамены и все же"

              По античке - проще всего взять учебник Лосева и по его оглавлению следовать.

      • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 22:35 отредактирован 1 мая 2009 в 22:37

        О студентах филфаков могу из собственных наблюдений сказать: сначала ооочень подробно античную литературу, так подробно, что и наяву, и во сне. Потом - древнерусскую... На третьем курсе из сильных впечатлений - Саша Соколов ))) и Гришковец. Как я съел собаку - вот что надо читать каждому юноше, обдумывающему житье))

        Кстати, вот сейчас кто-то публикует цикл о том, как не заблудиться в литературах - может, окажется полезным?

  • Сергей В. Воробьев, вот еще...
    http://www.guardian.co.uk/books/2009/jan/23/bestbooks-fiction
    на английском, правда, зато тыщща

  • Это вопрос сложный. Главный вопрос -насколько юн человек/леди?
    Вариантов списка ста лучших книг много, вот один из них:
    см.
    см2
    см3
    Но надежнее просто следовать за школьной программой по литературе. При всех заскоках и изломах системы образования базовый набор остается прежним, очень выверенным и надежным.

    • базовый набор остается прежним, очень выверенным и надежным

      Соглашусь.

      Но - этого мало. Нужны варианты - 1000 лучших книг. Не уверен, что не следует пририсовать справа еще ноль-другой.

      За ссылки спасибо, углубился.

      • Сергей В. Воробьев, в сегодняшнем выпуске, в одной из статей, о джазе, заключительная фраза очень понравилась:"Слушайте больше музыки, хорошей музыки! " Это -чтобы понимать джаз, или любую другую музыку.
        Продолжить если мысль: просто надо больше читать. Чем более юн субъект воздействия, тем больше у него шансов. Если сам субъект перед собой такую задачу поставил - честь и хвала ему, таких немного. если поддается на чужое воздействие, честь и хвала воздействующему. А самое главное -больше читать.

        • самое главное -больше читать

          ))
          просто припоминаю, сколько всякого БАРАХЛА перечитано, просто жаль потерянного времени. Заметьте - юного времени, когда каждая секунда должна либо приносить пользу, либо доставлять наслаждение.

          По ссылкам прошелся. Довольно топорные наборы.. ни тебе древних, ни Моэма, Цвейга и Бокаччо, ни Гомера, про Монтеня вообще нет упоминания, а Жизнеописаний как бы и не существует.

          Куприны/Чеховы понятное дело тоже не котируются.. мнда.

          • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 21:44

            Хе, в том и дело-то должно быть, чтоб самому читать все - и барахло в том числе - и самому себя в этом чтении воспитывать. А так, с ложечки кормить - приличного результата не будет!

            И барахло в зачет должно идти, в любом барахле наметанный глаз нужное выберет.

            Как становиться образованным - да образовывая себя самостоятельно! А списки все эти - в любом поисковике набираем "Сто лучших книг" - и получаем все это. Я часто вот на этот натыкаюсь

            • Как становиться образованным - да образовывая себя самостоятельно

              Соглашусь.

              Но до этого надо дорасти. Ведь никто не выкидывает ребенка в этот жестокий мир
              голеньким и неподготовленным. Сначала надо научить его переставлять ножки,
              затем - определять направление.

              • Люба Мельник Бывший модератор 1 мая 2009 в 22:31

                На каждый возраст - своя стратегия и своя тактика))) Для совсем молодых - читать вслух, поощряя к овладению техникой чтения. На худой конец - аудиозаписи им крутить. Для тех, кто постарше, - в руки книжки совать, дом книжками завалить и отнять телевизор )) Я б еще посоветовала - поощрять к писанью. Хоть список прочитанного вести, чтоб там автор, название и главные герои - с аргументацией: в школе пригодится.
                Для тех, кто совсем постарше - ну, тут уж сами выбирают. Таким, конечно, списки нужны - для методичности освоения. Но такие - жемчуг средь навоза))