Речь идёт о российских автомобилях, выпускавшихся в империи в 1909−1917 годах под маркой «Руссо-Балт».
Следует заметить, что к мировой автомобильной промышленности Россия присоединилась не сразу. Возможно, привычных лошадей и повозок у нас в стране было много, как, впрочем, и различных судов для перевозки людей и грузов. Да и железных дорог к описываемому моменту в империи выстроили изрядно.
В общем, в силу сложившихся обстоятельств машины в России стали изготавливать с некоторым отставанием от ведущих мировых держав.
В те годы в Риге существовал Русско-Балтийский вагонный завод. Однако изготавливал он не только вагоны, а и всякие другие механизмы, весьма нужные для промышленности и сельского хозяйства.
Описываемое предприятие даже по нынешним меркам было весьма приличным, ведь занимало оно площадь около 20 гектаров, а трудилось там примерно 4000 человек.
В ту пору одним из членов правления завода был Михаил Шидловский, хорошо знакомый с достижениями мировой технической мысли. Он и озвучил первым ту мысль, что неплохо было бы в Риге наладить производство непривычных (но перспективных) автомобилей.
Мысль эта была вполне разумной. На вышеупомянутом заводе имелись для этого квалифицированные кадры. Кроме того, Рига была тогда весьма важным портовым городом, через который шли различные грузы в разных направлениях. То есть можно было и комплектующие получать через порт для производства, и готовые машины отправлять на продажу за границу опять же морским путём.
В общем, дело не стали откладывать в долгий ящик, и 8 июня 1909 года был готов первый русский серийный автомобиль. А затем появились и второй, и третий, и десятый…
В те годы, конечно же, автомобили были несовершенны. Это легко понять, если вкратце привести тактико-технические данные одной из моделей «Руссо-Балта».
- Мест в машине было 4, а дверей было всего три. Водитель сидел впереди один, а пассажиры — сзади.
- Масса автомобиля составляла почти 1200 кг (не так уж и много даже по нынешним меркам), а его длина доходила до 3,6 метров.
- Дело было давно, и поэтому скорость автомобиля (даже максимальная) едва доходила до 60 км/ч. Но и это было неплохо, если учесть, что дорог с твёрдым покрытием имелось крайне мало.
- Расход топлива у машины превышал 16 литров на 100 км, посему бак на это средство передвижения устанавливали объёмом в 80 литров.
Следует заметить, что большинство историков автомобилестроения согласны с тем, что «Руссо-Балты» получились надёжными и довольно интересными моделями. Одна из рижских машин, кстати, в 1910 году даже покорила вулкан Везувий.
Неудивительно, что совсем скоро русское военное ведомство обратило внимание на автомобили рижского завода и стало их понемногу закупать. Разумеется, после проверки на своих полигонах.
В это время отношения России и Германии были вполне конструктивными. Однако наши военные аналитики предупреждали, что военный конфликт с немцами вполне возможен.
Посему военные устроили проверку рижского предприятия с целью выяснить, насколько «Руссо-Балт» был отечественным продуктом. Результат проверки вполне удовлетворил наших генералов, так как практически все детали имели российское (имперское происхождение). Исключение составляли радиаторы, манометры и магнето для запуска двигателя.
Однако скоро (до начала Первой мировой) рижский завод стал производить радиаторы, а один из российских заводов освоил выпуск манометров. Так что импортозамещение в данном случае не стало пустыми словами.
- Сохранившиеся в архивах данные говорят, что всего рижским заводом было выпущено 625 машин, а возможно, и немного больше, так как некоторые могли не попасть в списки. Из этого количества автомобилей военные приобрели 412 транспортных средств.
Интересно, что в Риге успели до распада империи собрать 20 пятитонных грузовиков, а также 19 двухтонных.
А потом… Потом случилась революция, распад страны, затем — её соединение, и другие потрясения. Про автомобили «Руссо-Балт» понемногу забыли.
Да, после войны, уже в наше время, были попытки создать штучное производство ретро-машин «Руссо-Балт». Мелькала даже информация о том, что завод создадут с нуля в новом месте и под новые модели, и лишь имя «Руссо-Балт» будет напоминать нам о славной истории некогда крупного предприятия.
А может, время для этого ещё не пришло, но придёт совсем скоро?
ИМХО: РИ времён Александра-3 и С.Витте пала по трём обстоятельствам. 1. Зловещая Ходынская давка; 2, Японская война. 3. И через 10 лет ВМВ. ДО этих катаклизмов в РИ имел место промышленный бум, строились высокими темпами ж/д и прочие предприятия, укреплялся рубль и была затяжная пауза без войн. Русско-Балт был одним из таких заводов и никто не считал Ригу заграницей.(к сведению и прочих прибалтов наших дней)
...На первом РБ-авто особенно элегантной получилась крыша, почти современная. Такого же обзора заслуживает и авиация РИ и её подвижники. Дотошному автору "по зубам" раскопать эпизод в истории автомобиля столетней давности в Швеции, когда там была предпринята попытка заменить дифференциал на обгонные муфты в ступицах колёс. К.г., "что-то пошло не так" и попытка оказалась неудачной. Вот почему, интесно бы узнать ? Оценка: 5 по "всем параметрам"
0 Ответить