• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Денис Леонтьев Грандмастер

«Грэф унд Штифт» и эрцгерцог Франц-Фердинанд. О чем напоминает историческая реликвия?

«Убили, значит, Фердинанда-то нашего…»

С этого события начался и один из любимых миллионами романов, в центре которого оказались простой житель Праги Йозеф Швейк и один из самых тяжёлых, поистине переломных периодов в мировой истории.

Наследник престола Дунайской Монархии (Австро-Венгрии) эрцгерцог Франц-Фердинанд был застрелен мятежником, сербским студентом Гаврилой Принципом, во время проезда высочайшего кортежа по улицам Сараево, столицы Боснии, которая уже вовсю стремилась сбросить статус захудалой австрийской провинции.

Несмотря на все предпринятые меры предосторожности, кортеж не миновал встречи с террористами. Принцип подошёл к машине совершенно беспрепятственно, а охрана решила, что он собрался лишь поприветствовать августейшую особу…

Авто марки «Грэф унд Штифт», в котором ехал эрцгерцог, оказалось несчастливым — считая с Фердинандом, его первым владельцем, в этой машине за не слишком долгий период погибло 13 человек. Но машина до сих пор хранится в зале Исторического Музея Вены под названием «Сараево» — в назидание потомкам.

Австрийская фирма «Грэф унд Штифт» выпускала настолько качественные авто высшего класса, что указом Его Величества Императора Франца-Иосифа I была возведена в поставщики императорского двора и получила право ставить на свою продукцию двуглавого орла — символ Дунайской Монархии. Эти машины многие называли «австрийскими роллс-ройсами». Автомобилями этой марки пользовались и сам Император Франц-Иосиф, и все его родственники.

Автомобилями этой марки почитала за честь пользоваться вся австрийская аристократия вообще, ведь это был повод для гордости за свою страну. По той же причине австрийцы до сих пор отстаивают приоритет Зигфрида Маркуса в изобретении автомобиля.

Машина с номерным знаком AIII-118, в которой ехал эрцгерцог, принадлежала его другу графу Харра, любезно предоставившему её для поездки. Авто модели 28/32 было оснащено 4-цилиндровым мотором с рабочим объёмом около 5,9 литра. Цифры в индексе модели, разделённые дробью, означают показатели так называемой налоговой мощности и реальной отдачи мотора. Небольшая разница между ними говорит о низкой степени форсировки. Но такой мотор был весьма тяговит, водителю нечасто приходилось переключать передачи. Кроме того, поддерживать малую скорость во время парадных проездов было несложно, и мотор не слишком перегревался при этом.

Фирма, основатели которой были известны, в частности, созданием одной из первых машин с передними ведущими колёсами, а также множеством других технических нововведений, закрылась в 30-е годы, разделив судьбу многих блиставших некогда автомобильных марок.

Несмотря на это, Австрия сохранила автомобильную промышленность по сей день, хотя здесь уже не делают оригинальных машин. Когда-то независимый Австро-Даймлер растворился в концерне Штейр-Даймлер-Пух, тот в итоге был поглощён немецким Даймлер-Крайслер, марку Штейр теперь носят слегка изменённые грузовики M.A.N. Кроме того, на заводе Штейра в Граце выпускаются автомобили марок Крайслер и Джип. O.A.F., чьи машины были известны и в СССР, также выпускает специальные варианты M.A.N. для тяжёлых работ, прежде всего — транспортировки негабаритных грузов по шоссе и грунтовым дорогам.

Статья опубликована в выпуске 1.06.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Авто марки «Грэф унд Штифт», в котором ехал эрцгерцог, оказалось несчастливым – считая с Фердинандом, его первым владельцем, в этой машине за не слишком долгий период погибло 13 человек. Видимо, само провидение указывало, что трагедии не избежать.
    5

    Оценка статьи: 5

  • Приятная статья, интересный подход к теме.

    Оценка статьи: 5

    • Кстати, популярный в России Мерседес-Гелендваген был разработан именно в Австрии, на заводе Штейр-Даймлер-Пух, и изначально носил марку Пух. Навороченные версии с кожанными салонами и мощными моторами появились только на рубеже нынешнего столетия, и именно по причине большого спроса на эти машины в России. Я и сейчас ещё встречаю Геленды с эмблемой Пуха, причём порой оснащённые не менее роскошно, чем образцы с трёхлучевой звездой. Тем более что австрийцы, а они там у себя живут не бедно, предпочитают их покупать под маркой Пух.