Страхование автогражданской ответственности, задуманное как средство соблюдения имущественных прав водителей, усугубляет и без того сложную ситуацию на дорогах нашей необъятной страны. Но жизнь есть жизнь. Что делать, если произошло ДТП? Как защитить свои интересы, ущемленные страховой компанией виновника автомобильной аварии? Следуйте нижеизложенным практическим советам — и все закончится наиболее удачно.
1. После ДТП
В первую очередь, мы соблюдаем Правила дорожного движения. После ДТП, останавливаемся, выставляем знак аварийной остановки и вызываем сотрудников ГИБДД. Большой популярностью сейчас также пользуются услуги аварийных комиссаров, что, однако, не освобождает вас от взаимодействия с правоохранительными органами, контролирующими порядок на дорогах.
2. Взаимодействие со страховой компанией
Когда все необходимые документы из ГИБДД будут вами получены (справка о ДТП, Постановление об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) — смело направляйтесь в страховую компанию виновника ДТП. К слову, если ваш автомобиль застрахован по КАСКО — лучше обратиться в свою страховую компанию. Кстати, сейчас, если полис ОСАГО заключен после 1 марта 2009 года и ущерб определяется в размере до 25 000 рублей, также можно обратиться в свою страховую компанию.
3. Сроки выплаты
Срок страховой выплаты по Закону «Об ОСАГО» составляет 30 дней. В течение этого времени страховщик обязан признать либо признать страховой случай и произвести выплату либо направить мотивированный отказ. Так что около месяца придется подождать. Это законно. В таком случае ваши права ничем и никем не нарушаются.
4. Размер выплаты
Лимит ответственности виновника ДТП при причинении вреда имуществу одного лица составляет 120 тысяч рублей, нескольким потерпевшим — 160 тысяч рублей, жизни и здоровью — 160 тысяч рублей. Это значит, что в пределах данной суммы ответственность перед вами несет страховая компания виновника. Все, что свыше, — возмещается непосредственно виновником ДТП (то есть лицом, причинившим вред). При этом по договору лимит ответственности виновника может быть увеличен (за счет так называемого ДСАГО, который сейчас становится весьма популярным). Но это вовсе не значит, что от страховой компании вы получите именно эту «лимитную» сумму.
5. Минимизация выплаты
Получить страховку — одна из простых задач, если вы — не мошенник, не пытаетесь нагреть руки на доходах страховой компании. Другое дело, что размер страхового возмещения может оказаться не таким, на который вы рассчитывали. Не торопитесь делать поспешные выводы.
Имейте в виду, что страховая выплата производится с учетом износа запасных частей, деталей и агрегатов вашего авто. Расходы по модернизации и улучшению также не входят в состав страховки. Если проблема кроется не в этом — обратитесь в страховую компанию с требованием пересмотреть размер страхового возмещения. В претензии попросите направить Вам ответ о сроках выплаты либо мотивированный отказ. После получения такого отказа соберите необходимые документы, проведите независимую оценку стоимости восстановительных работ и подавайте в суд исковое заявление о взыскании страхового возмещения.
Отказ в выплате влечет за собой идентичные последствия: претензия — исковое заявление — судебный процесс.
Хочется отметить, что досудебное урегулирование конфликта не является обязательным. Иными словами, в суд вы можете обратиться сразу после получения, как вам кажется, минимизированной выплаты.
Безусловно, судебные тяжбы по спорам со страховыми компаниями могут тянуться достаточно долго. К сожалению, это — единственный способ в нашей стране восстановить свое нарушенное право.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...