Да, получают права, в конце концов, все, закончившие автошколу. Но, сев потом за руль собственного автомобиля, многие понимают, что ездить и маневрировать в реальных условиях не могут. У меня, частного автоинструктора, примерно треть учеников — выпускники автошкол с правами. А переучивание занимает гораздо больше времени, чем обучение с нуля.
Но и желающие получить в автошколе не только права, но и знания, сталкиваются с трудностями. Почему?
Вся система обучения в автошколе нацелена на натаскивание на сдачу экзаменов в ГИБДД. Выпускники с грехом пополам умеют выполнять на площадке четыре стандартные экзаменационные фигуры. Они также освоили только уличный экзаменационный маршрут, но и то на скорости до 40 км/ч. Некоторые инструкторы, чтобы облегчить себе работу, даже врут, что это требование Правил для учебных машин. А безопаснее и спокойнее ездить в общем потоке машин с его скоростью.
Ещё чаще автошкольные инструкторы предлагают нажимать педаль сцепления, когда надо и не надо. Например, при поворотах или при проезде через «лежачих полицейских». А сцепление вообще при проезде неровностей трогать не нужно. Его нажимают только кратковременно при переключении передач. А неровности проезжают с равномерной скоростью, чаще всего на второй передаче, которую включают заранее.
Лишние движения органами управления автомобилем — потеря секунд, которых может не хватить в аварийной ситуации. Я прошёл через автоспорт, а там, если теряешь на управлении даже доли секунд, никогда не добьёшься высоких результатов. И я сразу учу своих учеников ездить рационально и быстро. Об этом я уже писал, правда, с уклоном на психологию.
Скорость автомобиля нужно регулировать только педалью газа. Нажимая на неё для разгона и отпуская для торможения двигателем. Если же сцепление нажато, то приходится тормозить тормозами. А они нужны только для экстренного торможения. И вообще — чем опытнее водитель, тем реже он пользуется тормозами.
Музыкант, например, прежде, чем сыграть даже простую мелодию, овладевает своим инструментом — куда и с какой силой нажимать или дуть, играет гаммы.
Мы с учениками тоже овладеваем машиной сначала на площадке. Играем гаммы — трогаемся и останавливаемся, вырабатываем автоматизм нажатия на педали. Я объясняю, как это нужно делать и почему именно так. И только когда ученик уже достаточно овладел управлением, выезжаем на улицу.
Инструкторы же автошкол показывают, где какие педали, и сразу выезжают на улицу. И их ученики глохнут или нажимают не ту педаль на перекрёстке, пугаются этого. А сзади ещё гудят другие водители… А инструктор кричит на ученика. И страх перед вождением остаётся надолго. И переучить потом такого водителя гораздо сложнее, чем научить другого с нуля сразу правильно.
Почему же в автошколах так учат? Большинство инструкторов там — обычные шофёры, прошедшие месячные курсы автоинструкторов. Они не имеют ни педагогического, ни специального технического образования. Методика обучения — делай, как я. А если у тебя сразу не получается — ты дурак или дура. Это уровень ПТУ. В удостоверении автоинструктора так и написано: «Присвоена квалификация — мастер производственного обучения».
А большинство учащихся автошкол — не призывники, а люди с высоким образованием, добившиеся успехов в своём деле и привыкшие к другому кругу и стилю общения. Отсюда и многие проблемы при обучении.
Многие же частные автоинструкторы имеют высшее образование и понимают, как лучше учить. Совершенствованию их методик обучения способствует и жёсткая конкуренция. Предложений в Интернете очень много. Конечно, частные автоинструкторы бывают разные. Их правильный выбор — тема отдельной статьи.
А у опытных и результативных частных автоинструкторов работает, в основном «сарафанное радио» — старые ученики рекомендуют их новым. И хотя час обучения у них дорогой, но этих часов требуется меньше. А результат — ученик уверенно себя чувствует на дороге и может легко маневрировать среди других машин во дворах и автостоянках. Причём как передним, так и задним ходом.
Так почему же люди идут в автошколы, а не к частным автоинструкторам?
То, что без автошколы не обойтись — миф, выгодный и автошколам, и гаишникам. Но в каждой области есть отделения МРЭО ГИБДД, где принимают экзамены у самоучек экстерном. Причём экзамены бесплатны. В Москве два таких отделения, в Московской области — три. Такие отделения есть по всей России. Это определено Федеральным Законом о безопасности дорожного движения. Статья 26, пункт 2.
Научиться водить у частного инструктора, а затем сдать экзамен на права экстерном обойдётся дешевле и займёт гораздо меньше времени, чем через автошколу. А знания получите гораздо лучшие.
Конечно, автошколы, как и частные автоинструкторы, бывают разными. Но опыт общения с выпускниками автошкол, а на улицах и площадках с инструкторами, заставил меня выразить своё мнение.
Закончить статью хочу слегка изменённым её заголовком: «Зачем вы идете в автошколу?»
Раз уж вы написали в заголовке За чем, будьте последовательны: пишите что бы, а не чтобы.
0 Ответить
Сказки да и только, где вы таких инструкторов нашли, которые учат хорошо, в основном только деньги выманивают в свой карман и главное ни за что не отвечают, кого обучили, ни какой ответственности...
0 Ответить
Учился в автошколе. Изначально ставил перед собой задачу именно научиться управлять автомобилем, поэтому с инструктором занимался много. И на площадке, и по городу. Инструктор не орал, а учил ездить как на 40 км/ч по мелким улицам, так и по достаточно оживленным, где ездили уже со скоростью потока. На перекрестках, бывало, глох, но инструктор спокойно объяснял, что не нужно суетиться и обращать внимание на истеричные гудки некоторых «бывалых водил». Просто спокойно включите зажигание и трогайтесь с места.
Ну и про сцепление. На площадке я только на нем и делал «четыре стандартные фигуры» А вот в городе инструктор всякий раз напоминал мне, чтобы я лишний раз не жал на сцепление.
В общем, не во всех автошколах учат одинаково. Я считаю, мне повезло как с школой, так и с инструктором.
0 Ответить
Валерий Яковлев,
Автошкола - это особый мир. И каждый видит в нем что-то свое.
А ученики, как во всякой школе, самые разные - в этом и интерес.
• Урок в автошколе.
Учитель:
- Сегодня мы изучаем запрещающие знаки. Вот этот круглый знак с красной каймой и двумя машинками внутри означает то, что обгон запрещен.
Специально для блондинок подчеркиваю - запрещен обгон всех машин, а не только красненьких и черненьких!!!
• Две подруги:
- Ну, как твои курсы шоферов? На экзаменах машину водила?
- Водила!
- И задом сдавала?
- Да весь экзамен только задом и сдавала!
0 Ответить
Очень точно описано обучение с инструктором автошколы. Я лет 9 назад пошла учиться, а до этого за рулем вообще не сидела. Каков был мой шок, когда на первом же уроке вождения мы сразу в город выехали... Ну конечно, сначала были всякие лекции несколько дней, но они совершенно не касались вопросов управления автомобилем. Знаки, медицина - ну а потом за руль... Инструктор (не самый худший из этой автошколы) все положенные уроки убеждал меня, что не мое это, что не ездить мне за рулем - и убедил на несколько лет. А потом я решилась-таки купить машину. Получила пару уроков от частного инструктора, потом мы с ним съездили за 1000 км по моим делам (он был за рулем) - я внимательно смотрела на все его действия, примечала тонкости. После этого уже сама. Через неделю ежедневных выездов уже чувствовала себя уверенно, и сегодня просто не мыслю себя без машины. И мой сын решил не в автошколе учиться, а сдать экстерном.
0 Ответить