• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Груздев Грандмастер

Автомобильное топливо недалёкого будущего. Простой бытовой мусор?

— Док, зачем ты пихаешь мусор в топливный бак? — Мне нужно хоть какое-то топливо! (Из фильма «Назад в будущее»)

akiyoko, Shutterstock.com

В том же фильме указан и год, с которого, по мнению безумного доктора, авто будут заправлять обычным городским мусором, — 2015-й.

Безумный доктор не ошибся. Заправлять баки бензином, сделанным из обычного мусора, в принципе можно уже сейчас. Себестоимость получения бензина, по данным разработчиков, составляет всего 4 копейки, по другим данным — 4 рубля (репортаж 5-го канала российского ТВ).

При этом бензин получается без примесей, самой высшей пробы, соответствующий стандарту «Евро-5» (опять же, по данным разработчиков). Для продвижения (монетизации) своего проекта разработчики даже подали заявку на участие в чемпионате России по автокроссу, причём гоночное авто будет работать исключительно на «мусорном бензине».

Установка, прозванная самими разработчиками (Томской компанией «АИСТ-Т») «бензиновыжималка», по документам величается «АИСТ» (Альтернативный Источник Синтезированного Топлива).

Принцип действия прост до гениальности. Любой мусор, содержащий углерод и водород (дерево, пластик, бумага, продукты питания, канализационные стоки и т. д.) расщепляется на составные части — углерод и водород. Далее из них синтезируется простое газообразное соединение, а уже из него путём перенастройки агрегата можно получить автомобильный бензин, дизтопливо, авиационный керосин, ацетон, различные технические спирты… А можно использовать просто как газ для обогрева.

И ещё внимание! «АИСТ-Т» полностью автономна. Если её завести и отключить от электросети, установка всё равно будет функционировать. Только успевай мусор в неё пихай! Устройство в том виде, который существует уже сейчас, поглощает 3 кубометра прессованного мусора в час, вырабатывая при этом в час до 200 литров бензина!

Установка переваривает даже самый сложный в переработке пластиковый мусор и состоящие из различных слоёв упаковочные материалы. «В установке происходит разрушение углеродосодержащих веществ под воздействием высоких температур, а потом в реакторе синтеза из углерода и водорода получаются молекулы бензина», — отметил один из разработчиков С. Зотов. По его словам, к примеру, из 1 кг прессованных пластиковых бутылок получается около 900 граммов топлива. Отходы — сплавленный металл и кремнистый песок из оплавленного стекла может быть использован в производстве стройматериалов.

По словам руководителя проекта Сергея Жерняка, такие установки будут экономически оправданы уже при подключении трёх многоэтажных домов. Смотрите: нет оплаты за вывоз мусора, за канализационные стоки. И ещё по заказу или газ, или бензин, или самогон из этой штуки получают. А может, сразу свет и тепло, если установка собрана для какой-нибудь фермы, находящейся «у чёрта на куличках». Расчетная стоимость промышленного образца составляет от 12 до 17 млн. рублей. Изготовление первого промышленного образца запланировано на 2012 год.

Проект уже одобрен российской академией наук и Советом Федерации Р Ф как «стратегически важный для России». Ага, ещё бы. Сколько проблем сразу решается! И экология очищается, и бензин (газ, свет и т. д.) практически бесплатный. Кроме того, мусор — продукт возобновляемый. Пока будут жить люди, он никогда не кончится.

Подобные разработки ведутся практически во всех развитых странах с 80-х годов прошлого века. Во всяком случае, в Советском Союзе была целая программа получения топлива для военной техники на случай, если заводы для переработки нефти будут разрушены в результате ядерного удара. Ближе всех к россиянам, по информации разработчиков, приблизились японцы, но их бензин загрязнён примесями и для использования в качестве автомобильного топлива требует сложной дорогостоящей системы очистки.

Подобные установки есть и в Америке, но пока американцы отстают от россиян (по словам С. Зотова) на два-три года. То есть задерживать переход подобных установок из научной экзотики в промышленные образцы никак нельзя, иначе мы же будем потом их покупать у американцев или японцев.

Статья опубликована в выпуске 7.05.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вадим Копытов Читатель 10 мая 2012 в 09:37 отредактирован 27 мая 2018 в 13:17 Сообщить модератору

    Интересующимся тематикой газификации конденсированных топлив, в т.ч. произведённых из отходов различного происхождения, с целью получения генераторного газа и синтез-газа, в т.ч. с последующим получением из последнего различных синтетических соединений, включая жидкие моторные топлива, предлагаю ознакомиться с рукописью книги на данную тему, размещённой на сайтах techlibrary.ru и twirpx.com

  • Я вообще-то химик, но в ТАКОЕ верю с большим трудом. На разложение пластика потрачено столько усилий а тут - в полукустарных условиях (маленькая установочка, которой хватает мусора от трех домов), да еще и мусор нестандартный (не только пластик, но и всякая гадость вроде металла)...
    Гораздо реальнее другое решение - более радикальное, позволяющее вообще обойтись без бензина. Например, электромобиль.
    В Израиле недавно было сделано изобретение, призванное вывести электромобиль из области фантастики в область практики. Идея в том, что аккумулятор сделан легко сменным. Разумеется, такой аккумулятор (он рассчитан на пробег то ли в 160 километров, то ли 180 - точно не помню) для человеческих рук, мягко говоря, несколько тяжеловат. Зато робот меняет его за пять минут. Роботы в Израиле сегодня уже границу патрулируют, так что это далеко не фантастика.
    Фирма называется "Better Place". Изобретатель (его имя Шай Агасси) в 15 лет закончил хайфский Технион (технический университет), потом сделал некое изобретение в компьютерной области, потом это изобретение было у него куплено аж за 300 миллионов "зелененьких", которые он инвестировал в свое следующее изобретение. Побольше бы нам таких мальчиков...

    • Нью Йоркер, "По шири, по делу, по крови, по духу" - статья как-будто из "ИР"а. "АИСТ"ы заслуживают одобрения только за то, что копают эту жилу. Только усилиями таких энтузиастов мы купаемся в разных удобствах. Я был знаком и даже помогал по мелочам одному такому энтузиасту, который самолично собирался сделать установку для получения дизельного топлива из отходов комбикормового производства. Он говорил, что в Германии таких установок больше 100, что выхлоп такого топлива чистый и даже "пахнет блинами".
      Нужно установить мониторинг за продвижением Томского проекта. (Томск университетский город, это не Урюпинск)

      Оценка статьи: 5

  • Первая мысль - не первое ли апреля. Выглядит фантастично... Революция, что ли, грядет?

  • То, что любая органика может быть источником энергии, понятно и такому профану, как я. Весь вопрос, как её (энергию) из этой органики извлечь? Раз находятся люди, занимающиеся этим вопросом профессионально, он будет решён - раньше или позже. Оказывается, уже понемногу решается. Хотелось бы, чтобы люди, которые над этим работают, обратили внимание на Арктику. Вот где накоплено сырья для такого производства!
    Автору + + +

  • Любой мусор, содержащий углерод и водород (дерево, пластик, бумага, продукты питания, канализационные стоки и т.д.) расщепляется на составные части – углерод и водород. Далее из них синтезируется простое газообразное соединение, а уже из него путём перенастройки агрегата можно получить автомобильный бензин, дизтопливо, авиационный керосин, ацетон, различные технические спирты…
    А золотые монеты с благородным профилем короля Пия Шестого эта установка не вырабатывает?
    Очень похоже на рекламу очередного шарлатанства.

    • Аркадий Голод, учебник по органической химии, 10 класс. Должен бы помочь.

      • Денис Толстун, а на какой странице этого учебника описан синтез ацетона из углерода и водорода?
        Почему только технические спирты? За что этиловый обидели?

        • Аркадий Голод, "технический спирт" - это не столько конкретное вещество, сколько степень очистки. Этиловый спирт тоже может быть "техническим": а нем остаются такие примеси, что пить его откровенно небезопасно. В виде примеси может быть, например, его "братец" - метиловый спирт (он же называется метанол), от которого слепнут (хоть и пахнет он так же). До питьевого качества такой спирт надо хорошенько очистить - убрать метанол и прочую гадость.
          А могут еще и специально какую-нибудь вонючку добавить - чтобы у нормальных людей не возникало желание его пить совсем уж спившийся алкаш выпьет все что горит...) Такой спирт называют денатурированным.

        • Аркадий Голод, мусороперерабатывающая установка работает путем пиролиза органических соединений, или конверсией до условного названия "углерод" и "водород", хотя, конечно, же в настоящих реакция участвуют полурадикальные соединения, например, так называемый "синтез газ", "генераторный газ", из которых в два счета можно синтезировать то, что нужно. А спирты технические - потому что используются для технических нужд. Чаще всего получают метанол, как наиболее простой и удобный горючий материал. Но и этанол наша химическая промышленность использует не реже.

          • Денис Толстун, всезнающий Яндекс не нашел ни одного ответа на вопрос о полурадикальных соединениях, равно как и о полу-радикальных.
            Поскольку учебник по органической химии для 10 класса я держал в руках страшно с казать, сколько лет назад, не могли бы Вы выписать оттуда сюда, как в два счета можно из синтезировать из генераторного газа ацетон или керосин?
            При этом обходясь без внешнего источника энергии.
            Можно и в четыре счета, я не обижусь.

            • "как в два счета можно из синтезировать из генераторного газа ацетон или керосин?
              При этом обходясь без внешнего источника энергии."

              Аркадий Голод, источник - горящий внутри синтез-газ. Мини тепло электростанция.

              • Михаил Груздев, Я не говорю, что это невозможно.
                Получать из опилок золото - это тоже возможно.
                Вопрос в том, сколько будет стоить это золото. Или этот бензин - в приведенном Вами описании.

                Вы же хорошо разбираетесь в технике. Почему Вы так легковерны за пределами оружейной сферы?

            • Аркадий Голод, сойдемся на трех. Буду краток:
              1) C + H2O=H2 + CO
              2) nCO + 2nH2=(CH2)n + nH2O (алканы, алкены и кислородсодержащие соединения. Все очень зависит от катализатора. Вообще, это классический синтез Фишера-Тропша).
              3) n(CH2)n через оксосинтез, или через реакцию Лебедева хоть в ацетон, хоть в этанол, хоть в уксус.

              Без внешней энергии можно обойтись, но для этого придется жечь часть генераторного газа для поддержания температуры в установке и работу её механических частей. Все реально, просто никто не хочет делать свою работу по совести и жить, стремясь улучшить мир, а не свое благосостояние.

              • Денис Толстун, Вообще, это классический синтез Фишера-Тропша
                Проинято.
                Теперь перейдем от теории к практике.
                Имея на входе нестандартное сырье, содержащее бОльшую часть таблицы Менделеева, в том числе галогены, металлы, азотистые соединения и прочую благодать,будем на маленьком автономном заводике, который стоит всего как не самый престижный автомобиль, будем "с пользой для экологии" выдавать соответствующие стандарту продукты "классического синтеза".
                По 4 - 400 копеек за литр.

                Угу. Все реально, просто никто не хочет делать свою работу по совести.
                Я Вам верю.

                • Аркадий Голод, любой мусор на входе в завод сепарируется, именно для того, чтобы разнокомпонентные его фракции утилизировались лишь для них приемлемым способом. Непонятно, зачем из стоков и продуктов питания кто-то собрался получать бензин, ведь для них есть свои эффективные пути утилизации, да и про цену в 4 копейки за литр бензина производители, конечно, наврали. Но, если прочесть статью внимательно, то "польза для экологии" вообще не обсуждалась. Сама формулировка "польза для экологии" для биолога, эколога звучит так же, как "польза для физики тонких пленок", или "польза для неэвклидовой геометрии". Экология - это наука.

                  Завод этот планируется не как пиролизный и мусоросжигательный, а как перерабатывающий. На выходах тех. схем обязательно устанавливаются катализаторы, циклоны, пылеуловители и фильтры тонкой очистки, которые не позволяют недогоревшим и непереработанным частицам улететь в атмосферу. Сегодня нужны заводы, нужна система знаний, которая позволит гарбологии заявить о себе как о науке. Чтобы через несколько десятилетий можно было изменять парадигму отношения человечества к мусору. Ведь каждая новая вещь сегодня обречена оказаться на свалке. И нынешняя культура не только этому не противится, но и всячески поощряет. Вот в чем проблема.

                  • Денис Толстун, проблема в том, что Ваши рассуждения настолько же бесспорны, насколько далеки от данной конкретной шарлатанской рекламы.

                    Кстати, словоупотребление изменяется.
                    В современной речи "экология" - это не только название науки, но и обозначение экологической обстановки, мероприятий по ее поддержанию в должном состоянии и т.д.

                    Разумеется, из бытовых отходов возможно и нужно вырабатывать полезные продукты.

                    Невозможно это делать так, как описано в данной статье:
                    на крохотной установке ценой в четверть "Роллс-Ройса", без подвода внешней энергии, без расхода природных ресурсов (Вы себе представляете такое производство без чистой воды?) и по цене ослиной мочи.

  • Обнадёживающая инфа ! Вот на какие проекты должна открывать финансирование ГД,Совет Федерации и складываться олигархи.
    Хотелось бы дожить до триумфа разработчиков и наблюдать вытеснение натурального топлива "мусорным".

    Оценка статьи: 5