• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Рыбаков Мастер

Стоит ли спешить? Размышления в «пробке».

Вот и пришло долгожданное тепло. Потянулись в поля вереницы машин: наступил огородный сезон. По пятницам — пробки на выездах из городов, по воскресеньям — такие же пробки, но в обратном направлении.

Особо нетерпеливые пытаются объехать сплошной поток машин, пыля обочиной; возвращаясь в свой ряд, они неизбежно кого-нибудь подрезают, накаляя и так далеко не прохладную обстановку на дороге и увеличивая количество ДТП.

Чаще всего подобные торопыги «подставляются» под грузовики, и несутся тогда над трассой вопли обиженного владельца легковушки: «Ты что, не видишь — я еду?!» А видит ли водитель грузовика обгоняющий его справа легковой автомобиль?

Современный грузовик в стандартной комплектации оснащен четырьмя зеркалами заднего вида — одно с водительской стороны, три справа. Нижнее регулируется так, чтобы в поле зрения попадали задняя часть тягача и начало прицепа (полуприцепа); в верхнем должен быть виден хвост прицепа (полуприцепа); в зеркале, установленном на верхнем срезе правой двери, виден участок дороги в районе переднего колеса тягача. Казалось бы, все предусмотрено для хорошего обзора, но…

В легковом автомобиле, при его ширине в среднем полтора метра, водитель может, не отрывая взгляда от дороги, оценить ситуацию по салонному зеркалу заднего вида (особенно, если оно панорамное), что называется, «одним глазом». В грузовике, при его средней ширине два с половиной метра, для того чтобы рассмотреть ситуацию справа, необходимо повернуть голову и пробежаться по трем зеркалам. При этом на несколько секунд из поля зрения выпадает ситуация впереди машины, что в условиях плотного городского движения или в загородных пробках ведет к несоблюдению дистанции и банальному столкновению. Поэтому водители большегрузных авто, памятуя о пункте 11.2 Правил Дорожного Движения, запрещающем обгон справа, направо в таких ситуациях и не смотрят.

Для того, чтобы уважаемый читатель мог яснее представить радиус обзора из кабины грузовика, я начертил небольшую схему. Размеры на ней взяты усредненные (использованы габариты грузовика Рено-Премиум и легкового авто Фольксваген-Поло), в метрах. Штриховой линией обозначена траектория взгляда водителя грузовика. Как видите, мертвые зоны достаточно велики — не стоит забывать, а тем более пренебрегать этим, дамы и господа автолюбители.

По поводу спешки вспомнился эксперимент, проведенный где-то в 78-м или 79-м году прошлого столетия журналом «Техника — молодежи» совместно с ГАИ города Москвы. В ходе эксперимента два таксиста должны были доставить пассажиров из аэропорта Домодедово в аэропорт Шереметьево через центр (расстояние около 70 километров). При этом один таксист должен был ехать «с ветерком», как обычно и ездят все таксисты, а второй — соблюдая все правила. Разница во времени между стартом и финишем у них составила всего… три минуты.

Закончить хочу таким стихотворением:

Снаружи — ночь… В глазах — темно…
Лишь изредка навстречу — фары…
Лишь встречный ветер бьет устало
мне в лобовое… Как в кино,
замедленная киносъемка:
кювет… ГАИ… груженый МАЗ…
 — Живой?..
 — Да жив! Какой-то «ас»
подрезал, гад!..
Кружит поземка,
бьет по лицу, скрывает след…

… а до утра — две тыщи лет.

Как говорится в известной водительской поговорке, «не спеши — а то успеешь». Терпения и удачи всем на дорогах!

Статья опубликована в выпуске 19.06.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (44):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 1. По поводу финальной поговорки. Мой инструктор, тогда ещё ДОСААФа, сказал так: "Не торопись. Лучше на полчаса позже быть дома, чем на полчаса раньше - в морге".
    2. Только один раз за всю мою практику, где-то между Ефремовым и Ельцом (а там однорядная двухполосная), на мою полосу из-за того склона бугра выскочила фура, обгонявшая на подъёме свою сестрёнку. Хорошо, что шёл на подъём, скорость была небольшая и ширина ГРАВИЙНОЙ обочины позволила. Ушёл. Но было очень страшно.
    Один раз. А так, по моим наблюдениям, дальнобои - одна из самых грамотных, дисциплинированных и уважающих иных участников ДД категорий водителей.
    3. До прошлого года редко сталкивался с обгоном справа, по обочине. Но как за обгон слева, по сплошной, установили лишение прав, всё. Это нарушение, как мне показалось, стало посеместным. У нас, на М-18, наверное, ширина и состояние обочин не позволяют, а на М-10, М-4, М-3, А-107, А-108 - ПОВСЕМЕСТНО. Особенно, когда, вот как описывает автор, станешь в пробке перед ремонтируемым участком.

    Оценка статьи: 5

    • Константин,
      И мои знакомые опытные водители такого мнения:
      дальнобои - одна из самых грамотных, дисциплинированных и уважающих иных участников ДД категорий водителей.

      Только что ездили в Костромскую область.
      Дороги ужасные.
      Многие фуры время от времени сами прижимаются, чтоб пропустить хвост.

      • И это нормально, Надя. Культура и уважение к коллеге- это естественно.
        Неестественно, когда видишь какой КамАЗ с прикавказскими, кавказскими номерами, перегруженный металлоломом настолько, что даже по равнине больше 60-и идти не может... а слева - сплошная. Так когда впереди виднеется заправка и до неё метров 300 полоса торможения, а за ней такая же полоса разгона... Нет, не уйдёт вправо на эти полосы, не пропустит хвост, что уже успел за ним образоваться. Так и будет ровно на своих 60-и идти...

        Оценка статьи: 5

  • Кто, если не ты?

    Константин Рыбаков,
    максимальная продолжительность работы водителя не должна превышать 9 часов в день, но нашим работодателям закон не писан: на доставку груза из Питера в Москву дается один день (700км трассы, + выезд - вьезд через пробки, + состояние дорог - согласитесь, даже на легковушке уложиться в 9 часов затруднительно). Фирма требует скорости.

    Костя, дорогой!
    Объединяйтесь, создавайте профсоюзы, правила!
    А ты, со своим пером- будь вдохновителем- организатором!
    Меня возьми в помощь.
    Я часто езжу по России, мне лично нужны выспавшиеся,
    сытые водители, безаварийные дороги!

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 21 июня 2009 в 13:48 отредактирован 21 июня 2009 в 13:55 Сообщить модератору

      Всё верно, Надя. Причём тот, кто раьботал в СовТрансАвто знает, что в Европе больше 8-и часов за рулём находится запрещено. Специальный такой бортовой "самописец" устанавливается в кабине и он уже отслеживает время нахождения за рулём. Переработка является грубым нарушением правил техники безопасности. И за это нарушение наказывается в первую очередь водитель. Потому в Италии или Германии, например, НЕВОЗМОЖНО найти того, кто на трассе работает 08 часов 01 минуту...

      Оценка статьи: 5

      • Константин Кучер, бортовые самописцы - тахографы - стоят на всех грузовиках иностранного производства уже лет 20. Именно на таких авто почти все и работают, "КАМАЗы" на дальние расстояния ходят редко. По всей Европе и Скандинавии тахограмму может проверить любой полицмен (при проверке обязательна отметка проверяющего на диске тахограммы, номерная печать); в России функции разделены: ГИБДД-шник следит за скоростью и прочими ПДД, но не имеет права проверить тахо, транспортная инспекция проверяет режим работы, но плюёт на ПДД... Есть ещё одна немаловажная деталь: в Финляндии, Швеции, Германии и т.п. через каждые 20-30 км есть стоянки для отдыха. Бесплатные. Водитель может максимально использовать рабочее время, зная, что в любой момент есть, где припарковаться. Причём я могу забыть запереть машину, уйти в лес по грибы в той же Финляндии - никто даже не подойдёт. В России даже на платных стоянках охрана и запаску сопрёт, и топливо сольёт без зазрения совести (пример - Б. Киселёнка на трассе Москва-Питер, 2007 год; полгода мы эту стоянку бойкотировали, всех предупреждали, чтоб не заезжали). За Москвой на восток стоянок мало, а на Архангельск или Сыктывкар вообще практически нет, ни платных, ни бесплатных, даже обочину широкую трудно найти!!! И как соблюсти режим труда и отдыха в такой ситуации? Порой приходится ехать сверх нормы и 300, и 500 км, добираясь до адреса загрузки/выгрузки, ночевать под охраной получателя груза

        • Спасибо, Константин, за подробные и доходчиво изложенные разъяснения.
          По профсоюзам тут всё ещё при той власти понятно было. Что нужны они исключительно для того, чтобы работника в узде держать. Так, как то власти требуется. Но работник о том - ни-ни. Даже чтобы и не подозревал. Ну, а суть этой организации, по сравнению с тем, что при Советской власти было, - она же не изменилась. Да и как, если в профсоюзных боссах остались те же люди?!
          А вот по Финляндии... Не знаю. Не утверждаю на 100%. Но вот у меня лично сложилось впечатление, что просто труба у них с этими парковками. Едешь, едешь. Едешь, едешь, а этой белой буквы на синем фоне всё нет и нет... И потому мигнёшь дальним ведущему и - к обочине. Включишь аварийку, капот и багажник откроешь, ну, и курнёшь минутки 3-4...

          Оценка статьи: 5

          • Константин Кучер, стоянок по Финляндии - масса! Я там бываю, пожалуй, чаще, чем дома. На границе можно купить карту, все стояночки отмечены. На основных трассах стоянки через каждые 20-30 км, максимум 50. Кроме того, по правилам финским, разрешается парковаться на автобусных остановках для кратковременного отдыха.

            • Константин, я ж не спорю. Может, а, скорее всего, оно так и есть. Я - про свои ощущения. Заправишься где на объездной, перекусишь и - вперёд. И точно, как Вы говорите, км через 30-50 - парковка. Зачем? Только же отдохнул. А как уставать начнёшь... И едешь, и едешь... А её, гадины, всё нет и нет. Может, просто как-то неудачно всё получалось?
              Карта у меня есть. Даже как-то приятелю давал, чтобы он по Финляндии ориентировался. Так его там аборигены на смех с моей картой подняли "Что за старьё у тебя? У нас каждые полгода новая карта издаётся. Чтобы водители на полгода вперёд знали в какие сроки и какие участки дорог ремонтироваться будут. Чтобы можно было спланировать маршрут опо оптимальному варианту. Без простоя на ремонтируемом участке"..
              Вот так. Они на полгода вперёд знают, где, когда, как долго и какой участок будет ремонтироваться.

              Оценка статьи: 5

              • Константин Кучер,
                У нас каждые полгода новая карта издаётся. Чтобы водители на полгода вперёд знали в какие сроки и какие участки дорог ремонтироваться будут. Чтобы можно было спланировать маршрут опо оптимальному варианту. Без простоя на ремонтируемом участке"..
                Вот так. Они на полгода вперёд знают, где, когда, как долго и какой участок будет ремонтироваться.


                Вот это фантастика!
                Мы каждый год ездим по стране, в этом году к маме
                в Костр.обл. Дорога от Кадыя - 400 км- тихий ужас.
                Не дорога.
                Направление, временами ремонтируемое.
                Знали бы об ужасе - поехали на поезде.

                • Надя, КадЫй? Просто, если КадЫй - не знаю. А вот КадУй, не только проезжал, но и бывал в нём несколько раз. Это районный центр Вологодской области. Если идёшь по трассе Питер-Вологда, то не доходя Череповца км 20-25 надо отвернуть влево. Ещё немного и - Кадуй. Небольшой такой, уютный городок. Но, наверное, это не то. Дорога в тех местах неплохая. До Череповецкого, в Чагодощенском и Устюженском районах, похуже, но до "ужаса", как на мой взгляд, так ещё далеко...

                  Оценка статьи: 5

                  • Надя Гаева Надя Гаева Комментатор 15 июля 2009 в 11:11 отредактирован 15 июля 2009 в 11:23 Сообщить модератору

                    Константин Кучер,

                    Именно - Кадый, сразу за Костромой на восток, на Судиславль, перед г.Макарьев ( из вики):
                    впервые упомянут читать дальше →

    • Надя Гаева, привет! Профсоюзы сохранились ещё с советских времён, ничего создавать и не надо. Только заняты сии профсоюзы политикой, зарабатыванием денег и прочими личными проблемами, сулящими выгоду... Не до водителей им. Кроме того, если раньше все транспортные компании были государственными и подчинялись распоряжениям Минтранса, то сейчас все подобные компании - частные. Есть большие, до 500 машин, есть малюсенькие - 2-3 авто, есть масса частных владельцев, выкупивших грузовик и работающих на себя. Им всем - не до профсоюза. Примерно с год назад пытались мы забастовать по случаю повышения цен на топливо, перекрыть фурами весь МКАД - по рации крику много было, а в реале пшик. Кстати, по поводу забастовок: есть международное положение по безопасности на транспорте, в котором запрещается бастовать морякам, лётчикам, водителям при нахождении на транспортном средстве. Так-то вот. Сначала машину (теплоход, самолёт) в стойло, потом гуляй, хоть с транспарантом, хоть без него. А пока гуляешь, работодатель (он же владелец средства производства) посадит за баранку другого кого, из нищих областей России, который рад будет даже за меньшие деньги работать...

  • Хорошая статья и полезная.
    Хотелосьбы чтобы культура вождения у нас все-таки повысилась. А то даже по тратуарам ходить стало опасно...

    • Спасибо, Михаил. Когда езжу в метро, невольно замечаю, что пассажиры, торопясь на эскалатор, ведут себя в точности, как водители в пробках: обгоняют друг друга, а перед эскалатором создается толпа, наступают на ноги, толкаются, возмущаются... Чтобы у водителей появилась культура вождения, надо перестать ощущать себя пешеходом на машине

  • Нужно напоминать обязательно! Спасибо и 5

    Оценка статьи: 5

  • Лет 8 назад со мной произошел случай, изображенный на втором рисунке.
    Я ожидал возможности выехать с второстепенной на оживленную главную дорогу. Сзади подъехал грузовик. Остановился метрах в трех, затем стал потихоньку, по полметра, приближаться. Я стал не только смотреть на главную дорогу, но и наблюдать за ним. Пришлось даже чуть сдвинуться вперед, насколько позволяло движение на главной.
    Он остановился на некоторое время, а потом въехал мне в хвост.
    Мне помогла спортивная реакция - я успел нажать на тормоза. Иначе он вытолкнул бы меня поперек движения.
    Позднее он объяснил, что не видел меня. Причем моя "Volvo" больше изображенного "Polo".

    • Я стараюсь просто перейти в другую полосу и быстро проскочить грузовик. Но иногда они себя просто хамски ведут на дороге. Просто знают что большой и лучше с ним не связываться...

      Оценка статьи: 5

      • иногда они себя просто хамски ведут на дороге

        Одна моя хорошая знакомая (кстати, очень хорошо водит авто) как-то сделала такое наблюдение: садясь за руль, человек скидывает маску. В повседневной, "пешеходной" жизни он может быть респектабельным бизнесменом или политиком с повадками джентльмена, но если он хам, или трус - за рулем это проявится тут же. Так что дело не в том, большое авто или малолитражка...

    • "Volvo" больше изображенного "Polo"

      "Volvo" шире и длиннее, но высота практически такая же, около 1,4 м. А еще на величину "мертвых зон" влияет высота самого грузовика: например, "Рено-Магнум" выше "Премиума" на 30 см, соответственно, видно дальше, но "мертвая зона" тоже больше. А американский "International" с остеклением кабины, больше напоминающим амбразуры ДОТа, лучше вообще объезжать за километр
      Спасибо, Валерий!

  • иногда, к сожалению, просто поджимает...

    • Так поджимает, что Вы готовы рискнуть жизнью? На моих глазах под "International" с окошками-амбразурами подлез торопящийся на огород пенсионер на "Оке" - комментарии излишни... Кстати, не стоит забывать, что водители грузовиков тоже торопятся: сроки доставки товаров достаточно жесткие, а у международников в особенности; и домой хоть пару раз в месяц хочется попасть

  • очень важно для водителей!

    Статья хорошая и нужная, да жаль, большинство автомобилистов вряд ли ее прочтут, они же на всех, кто не в собственном авто, смотрят свысока, потому и аварий много. А может причина еще в том, что за рулем много водителей, не проходивших курсы, а просто купивших права!

    Оценка статьи: 5

  • Мысли правильные и ход рассуждения также. Только так надо вести себя не только в пробке, но и вообще по ходу движения. Вообще если быть точным то от грузовика надо держаться на метр-два в сторону, ибо он может задеть сам того не подозревая.

    Хорошая статья, жаль что общество в основном не интересуется тематикой безопасности. Ему подавай "разбогатеть без напрягов"

    Оценка статьи: 5

    • ...он может задеть сам того не подозревая.

      Все правильно, Евгений. На автобусах с прицепом сзади пишут "занос 1,5 метра", а у грузовика-то он не меньше! Особенно опасно приближаться к "фуре" на поворотах, когда часть автопоезда вообще выпадает из зоны видимости водителя.

  • Да, терпения и удачи...

    Оценка статьи: 4

  • Или как гласит социальная рекламая - "Водитель! Помни, тебя ждут дома."

  • дайте мою копеечку доложить в историю! У нас по телевизору, в местных новостях, пару недель назад показывали.
    Дедулька на инвалидной коляске на заправке покупал что-то, а грузовик заправился и поехал. Дедулька в коляске ему как раз дорогу пересекал, зацепило его передним бампером грузовика и прокатился он 4 мили по скоростной дороге с большим свистом. Правда не покалечился совсем - коляска очень видно качественная оказалась! А водитель его даже не видел! Просто не мог увидеть - конструкция такая.
    Водители со скоростной дороги в полицию звонили, те конечно приехали, но все же думали что это кто-то шутит так...
    Ну их нафиг, эти грузовики!

    Оценка статьи: 5

  • Я называю грузовики - "фуры-убийцы"! Когда едешь на большие расстояния между городами, то поражаешься, куда фуры-то спешат? Иногда сильно груженные, с огромными прицепами и всё равно обгоняют! А столько их по дороге перевернутыми наблюдаешь, особенно зимой...

    • ...куда фуры-то спешат?

      По всем международным и соответствующим им Российским законам, максимальная продолжительность работы водителя не должна превышать 9 часов в день, но нашим работодателям закон не писан: на доставку груза из Питера в Москву дается один день (700км трассы, + выезд - вьезд через пробки, + состояние дорог - согласитесь, даже на легковушке уложиться в 9 часов затруднительно). Фирма требует скорости, ГИБДД - соблюдения Правил дорожного движения, Транспортная инспекция - соблюдения режима труда и отдыха, а ВСЯ ответственность - на водителе. Кстати, процент аварий у водителей-дальнобойщиков в разы меньше, чем у любителей, но последствия ДТП масштабнее, потому и заметнее.