• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Можно ли изобрести велосипед? Самобалансирующийся уницикл

Если бы меня еще недавно спросили о возможности улучшения велосипеда, я бы отнесся к этому весьма скептически. Но однажды знакомый с воодушевлением рассказал о том, что заказал себе электрический уницикл. Заинтересовавшись этим устройством, я узнал для себя кое-что новое… Впрочем, обо всем по порядку.

Videowokart, Shutterstock.com

Наверное, каждый хотя бы раз видел Segway — одно из первых устройств с электронной балансировкой. Такие транспортные средства появились лишь недавно, благодаря изобретению датчиков MEMS — микроэлектромеханических сенсоров, упрощенно говоря, пьезогироскопов. В отличие от гироскопа механического, электронные гироскопы и акселерометры представляют собой обычную микросхему ценой всего несколько долларов, способную улавливать либо отклонение по одной из осей (гироскоп), либо угол относительно земной поверхности (акселерометр).

Кстати говоря, такие датчики сейчас есть практически у каждого — в любом современном смартфоне они используются для автоматической ориентации экрана. Но вернемся к транспортным средствам. Внутри Segway находится схема электронной стабилизации, которая при наклоне ездока (а соответственно, и самого Segway) посылает команды на колеса, и они движением вперед или назад компенсируют наклон, позволяя ездоку не упасть, а транспортному средству — ехать. Все получается просто, и по отзывам пользователей, вполне интуитивно.

Всем хорош Segway, кроме габаритов, массы (более 50 кг) и цены, которая сопоставима с ценой автомобиля и составляет более 250 тыс. рублей. У инженеров возник резонный вопрос: возможно ли упростить данную конструкцию? И теперь мы плавно возвращаемся к заголовку статьи, т. е. к велосипедам.

Рецепт получается относительно прост — берем велосипед, убираем из него почти все: руль, педали, переднее колесо, переключатели и цепные передачи, взамен ставим мотор от электровелосипеда и плату автоматической стабилизации. В итоге получается нечто, очень напоминающее цирковой одноколесный велосипед (см. фото), с той разницей, что электронный уницикл едет и удерживает равновесие почти сам. Более того, это устройство фактически не имеет движущихся частей, кроме подшипников в колесе (современные электромоторы уже давно являются бесколлекторными). Некоторые разработчики пошли еще дальше, убрав и седло — его заменили подножками, таким образом на устройстве надо стоять, примерно как на самокате. Плюсом такой конструкции является еще большая компактность — устройство по габаритам лишь чуть больше самого колеса, что позволяет хранить его, например, под кроватью.

Казалось бы, вот он, идеальный вариант носимого транспорта «последней мили», который всегда с собой. Если бы не одна-единственная проблема (внимательные читатели увидели слово «почти» в предыдущем абзаце). Уницикл, благодаря наличию одного колеса, держит равновесие лишь в одной, продольной плоскости. В плоскости поперечной владельцу придется учиться балансировать и поворачивать самому, точно так же как это делают акробаты на цирковых одноколесных велосипедах. Так что просто сесть на него и поехать не получится, нужна определенная тренировка. По опыту того самого знакомого, более-менее ехать на уницикле получилось примерно через 2−3 недели эпизодических тренировок. В общем, при желании научиться не просто, но вполне реально.

Стоит ли овчинка выделки? По сути, уницикл не заменит традиционный велосипед, и тем более автомобиль. Скорость уницикла ограничена электроникой (из соображений безопасности, ведь ездок ничем не защищен) и не превышает 15км/ч, это, конечно, меньше, чем у велосипеда. Но благодаря своей компактности, уницикл будет определенно иметь свою нишу, по габаритам он скорее сравним не с велосипедом, а с «самодвижущимся скейтом», который можно взять с собой. Да и параметры весьма серьезные — при массе ездока до 100 кг, устройство имеет запас хода около 20 км, при этом в сложенном виде может переноситься в руке, как обычная сумка.

И напоследок о грустном, т. е. о цене. Унициклы пока что — товар совсем не массовый, да и в Россию они официально не поставляются (что не мешает при желании сделать заказ в интернет-магазинах с почтовой доставкой). Цена уницикла составляет от 30 тыс.р. — при самостоятельном заказе и месячном ожидании посылки, до 70 тыс.р. — при покупке «здесь и сейчас» у местных коммерсантов. Это, конечно, в разы дешевле чем Segway, но и стоимость в разы больше, чем цена обычного велосипеда.

Стоит ли покупать такой аппарат сейчас? Каждый может ответить себе сам, я для себя ответил на этот вопрос отрицательно. Дело даже не столько в цене, сколько в практически полном отсутствии инфраструктуры для велосипедов и прочего подобного транспорта. Проще говоря, кататься на уницикле (да и велосипеде), кроме как в парках, практически негде: велодорожки в городах отсутствуют как класс, обочины заставлены машинами, а движение в потоке транспорта небезопасно.

Но устройство в любом случае интересно и заслуживает внимания. А если у кого-либо имеются удобные места для поездок и нет места для хранения велосипеда, задуматься о таком приобретении, пожалуй, стоит.

Статья опубликована в выпуске 7.04.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если бы меня еще недавно спросили о возможности улучшения велосипеда

    Не особо перекликается с заголовком
    надо как то определиться, о чем разговор - об изобретении велосипеда, о его улучшении или принципиально нового аппарата.

    В отличие от гироскопа механического, электронные гироскопы и акселерометры представляют собой обычную микросхему ценой всего несколько долларов, способную улавливать либо отклонение по одной из осей (гироскоп), либо угол относительно земной поверхности (акселерометр).

    Почему либо-либо? эта штука даже механическая прекрасно определяет уклонения от ВСЕХ осей.

    Гироско́п (от др.-греч. γῦρος «круг» и σκοπέω «смотрю») — устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета. Простейший пример гироскопа — юла (волчок). (Вики)

    По сути, уницикл не заменит традиционный велосипед, и тем более автомобиль.

    Уницикл (кста, на фото скорее интрацикл) мне так кажется вполне может заменить не автомобиль (немного разные категории) но велосипед. Публика конечно его будет использовать более степенная (хотя вроде уже появились унициклоспортсмены))), в чиста прогулочно-шоппинг целях.

    И напоследок о грустном, т.е. о цене. Унициклы пока что – товар совсем не массовый

    )))

    http://m-interes.ru/published/publicdata/U2283722/attachments/SC/products_pictures/OnlyOne%20Einrad%2020%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_thm.JPG

    всего то 5499 р., но гироскопа там вроде нет.

    А если у кого-либо имеются удобные места для поездок и нет места для хранения велосипеда,

    Очень, очень маловероятное сочетание.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей В. Воробьев, к статье были приложены правильные фото, модераторы их почему-то убрали, наверно чтобы не делать рекламу производителям (хе-хе, будто они нуждаются в этой рекламе ).

      На фото к статье действительно не уницикл.
      Посмотрите ролики из первого комментария, так будет понятнее.

  • Дмитрий Елисеев Мастер 29 марта 2013 в 11:17 отредактирован 29 марта 2013 в 11:18 Сообщить модератору
  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 7 апреля 2013 в 04:13 отредактирован 7 апреля 2013 в 16:01 Сообщить модератору

    Эт-та штука опасней,чем сегвей. Это направление развития ТС считаю тупиковым. Сам изобретатель сегвея погиб на своём ТС, "принял смерть от коня своего".Я видел много видео с падениями с сегвея,наверное, уже есть и с падениями с уницикла. Чисто зрительно заметна сомнительность самой идеи. Уж лучше сделать привычный компактный, складной самокат с приводом. Зачем изобретать велосипед? - буквально подходит к этому случаю.
    Автору спасибо за хорошую подачу темы, даже с видео. Жаль, что я не могу также полно подать некоторые свои девайсы.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, безопасность этой штуки - в ее малой скорости. Во-первых, там практически нечему ломаться - мотор бесколлекторный, щеток, контактов и трущихся частей там нет, а современная электроника может работать годами.

      И наконец, поскольку человек на уницикде едет со скоростью быстрой ходьбы, даже если предположить глюк электроники, это не более опасно чем подскользнуться и упасть на бегу (что конечно неприятно но не смертельно никак).

      PS: Девайс не мой, я 30-40тыс на такое потратить не готов Когда подешевеет до 10-15тыс, может и возьму побаловаться, пока рано.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 7 апреля 2013 в 15:57 отредактирован 7 апреля 2013 в 15:58 Сообщить модератору

        Дмитрий Елисеев, я затрудняюсь от обилия возражений.(есть такая латинская поговорка)
        Недавно я неловко съёрзился с велика одним и тем же местом; один раз при трогании с места, другой на ходу. Опасность(безопасность) этой штуки не в надёжности(ненадёжности) её деталей на отказ, а в непредсказуемости дороги. Ездок беззащитен от случайной выбоины или предмета на пути следования;споткнуться ему - пара пустяков и это только "на первое".
        Вы посмотрите, как безучастны руки, они "повисли как плети", это противоречит природе движения человека;даже при ходьбе они участвуют как балансиры.
        Велосипед можно изобретать, но в рамках его определения. Вон Геннадий Колесников с сыном из Густово Ростовской области "забацали" совершенно оригинальный велик о трёх колёсаж в ряд.(можете найти в сети)
        У меня в архиве тоже есть проект ТС на одного, где ездок сидит как гребец на вёслах, только лицом вперёд и использует силу рук и ног, как на классической 8-е или 4-е.

        Оценка статьи: 5

  • Рома Болгарчук Рома Болгарчук Дебютант 7 апреля 2013 в 20:42 отредактирован 7 апреля 2013 в 20:47 Сообщить модератору

    сыровато и дорого. Хотя данные дивайсы крайне нужны, есть множество людей которые наматывают в день до 10 км или на работе или в по городу. Критика по поводу упасть преувеличена. Упасть можно с чего угодно, даже просто идя по улице. А с учетом авто аварий и опасности за руль машины а тем более мотоцикла совсем нельзя садится.
    Научится ездить то же думаю не проблема. Главное относится к этому как к виду спорта с азартом. Если человек осилил велосипед, скейт, то думаю эта штука будет под силу. Еще правда смущает вес, и конечно же отсутствие дорожек для велосипедистов на основной части постсоветского пространства, что делает данный транспорт не особо практичным. Но надеюсь все еще впереди...
    Главное то, что он как я понял и энергии не потребляет и придали крутить не надо. Удивительно! Прям вечный двигатель

    Оценка статьи: 5

    • Рома Болгарчук, нет! Опасность не преувеличена! Вы, видимо, не видели подборку видео с падениями с сегвея? Как только уницикл выпростается из разряда штучных диковинок, сразу всплывёт негативная статистика ДТП с травмами на этом ТС. Это неизбежно. Велодорожек нет и не будет в обозримом будущем - "...нету чудес и мечтать о них нечего". Деловое ТС должно быть доступно и безопасно для всего трудоспособного контингента, а не только для "здоровых и ловких",обуреваемых спортивным азартом.

      Не надо коситься на аварии на авто,великах и мотоциклах - это массовое, апробированное ТС и безопасность на них зависит только от ездоков за редким исключением от дорожных ухаб и отказа техники.
      В наш неподвижный век гиподинамии озаботиться бы больше мускулоходами разных видов.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, а ведь есть и такие аппараты:
        http://i.ytimg.com/vi/Z1YoCfm7nxU/0.jpg
        Вот на нем я бы точно ехать побоялся

        Что касается уницикла, то основа его безопасности - маленькая скорость. Упасть конечно можно с чего угодно, так и просто на бегу можно запнуться о шнурок и тоже упасть...

        • Дмитрий Елисеев, свежий пример Саакашвили: рухнул с велика в Турции,в трёх местах перелом ключицы и это на велике.
          Что значит маленькая скорость? Это когда идёшь,бежишь или быстрее? Если уж можно "просто на бегу" или наступить на шнурок, то уницикл гарантирует такие ДТП.
          Уницикл и его подобия ждёт судьба сегвея.
          Ссылку посмотрел,спасибо - тоже не вдохновляет очевидной опасностью. Такие ТС для цирка.

          Оценка статьи: 5

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 10 апреля 2013 в 18:45 отредактирован 10 апреля 2013 в 18:45 Сообщить модератору

    Джим Керри во время съёмок фильма "33 несчастья" ездил на Сегвее, когда изображал Графа Олафа. А мы-то думали, как это он так быстро туда-сюда носится...