Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер

Ксенон ли главный в ксеноновых фарах?

Различные газы уже 100 лет помогают автомобилистам освещать дорогу. В начале прошлого века изобретение ацетиленовых фар позволило всё быстрее передвигающимся автомобилям безопасно ездить и ночью. Для питания фар использовался специальный газогенератор, в котором вода капала на карбид кальция, а выделяющийся газ по трубкам подавался в горелки фар. Это было сложно и небезопасно.

Электричество позволило сделать новый шаг в улучшении освещения дороги. Уже в 20-е годы почти все автомобили имели в фарах знакомые нам вакуумные лампы накаливания.

Вакуум в колбе необходим, чтобы вольфрамовые нити не сгорали быстро в присутствии кислорода. Но вакуум не проводит тепло, нити перегревались и всё равно перегорали. Для увеличения потока света без потери долговечности при том же нагреве нити делали длиннее. Но их свет труднее фокусировать, поэтому стёкла фар стали «ребристыми», чтобы хоть как-то собрать свет в пучок и направить на дорогу.

В 50-е годы снова вспомнили о газах. Колбу лампы стали заполнять инертными газами. Они отводили от нити лишнее тепло и создавали внутри давление, что уменьшало испарение вольфрама. В таких лампах нить можно было разогревать уже сильнее, она стала короче. И сами лампы стали меньше, а светили ярче. И свет их белее. Помните, и в квартирах появились криптоновые лампы? Они были меньше, и напоминали не грушу, а грибок.

В наших же автомобилях эти лампы появились позднее. Даже в фарах первых «Жигулей» еще стояли круглые вакуумные лампы. Я где-то в середине 70-х купил и поставил новые оптические элементы с такими лампами в свою «двойку». Дело было зимой, и мне показалось, что заснеженная дорога перед моей машиной стала просто искриться. И многие оглядывались мне вслед. И я был очень доволен. Да и безопасность движения улучшилась.

И где-то до конца 90-х галогеновые (в них к инертному газу добавлены ещё галогены йода или брома для снижения испарения вольфрама нити) лампы в фарах были основным средством освещения дороги.

Но прогресс не стоял на месте. Нить накаливания уже некуда было дальше усовершенствовать.

Вспомнили об электрической дуге. Она даёт яркий свет, ещё ближе к солнечному, но в воздухе электроды быстро сгорали. Требовалась постоянная регулировка их положения.

Но там, где яркий и белый свет был важен, например в кинопроекторах больших кинотеатров, дуга сохранилась и до начала нынешнего века.

А для автомобиля опять вспомнили про газ. Если электроды дуги находятся в инертном газе, то они и не сгорают. И не требуют регулировки. В стеклянной палочке сделали пустоту, миллиметра 3 в диаметре, ввели туда две иголочки, заполнили ксеноном (он оказался наиболее подходящим). И получилась такая лампочка, которая не боится и сотрясений.

Но как её зажечь?

Пришлось создавать целый блок питания. Он преобразует 12 вольт сначала в 25000 вольт. Между иголочками возникает электрический разряд, который зажигает дугу. Для поддержания дуги подаётся уже 80 вольт. Сложно? Да! Но современные автомобили и так уже напичканы электроникой. Прибавилось ещё два блока под капотом сзади каждой фары.

А что это дало? Прежде всего — безопасность! Дорога становится ещё виднее.

Свет стал ещё ярче, ещё белее. Точечный источник света стало легко сфокусировать на дороге. Стало возможным отказаться от «ребристых» стёкол фар. Лампы стали впятеро экономичнее. 35-ваттная дуговая ксеноновая лампа даёт вдвое больше света, чем 100-ваттная галогеновая. Да, ксеноновая фара гораздо дороже старой. Кроме блока питания у неё еще есть механизм передвижения лампы из фокуса ближнего света в фокус дальнего и обратно. Есть автоматическая регулировка наклона светового потока в зависимости от загрузки автомобиля. Обязательно автоматическая, так как ослепление встречных водителей ксеноновым светом недопустимо.

Но оборудование автомобиля такой дорогостоящей системой освещения всё равно выгодно. Да и это оборудование постепенно дешевеет.

Когда я в 2001 году заказывал в автосалоне комплектацию своего «VOLVO», мне за ксеноновый свет пришлось доплатить больше тысячи долларов! А сейчас это уже вдвое дешевле. Когда стал ездить на новой машине, с улыбкой вспомнил себя, радовавшегося за 25 лет до этого галогеновым лампам. Опять многие оглядывались. Когда на трассе нагонял кого-нибудь, даже с ближним ксеноновым светом, мне сразу освобождали дорогу. Сейчас уже много машин ездит с такими фарами, и не так их «уважают». А безопасность-то повышается!

Так вот, желание некоторых задёшево пофорсить привело к появлению на рынке обычных нитевых галогеновых ламп с голубым покрытием колбы. Они вставляются в обычный 12-вольтовый патрон фары. Покрытие задерживает часть и так более слабого света. Поэтому такие лампы выпускают повышенной мощности — 150 и более ватт. А на коробках крупными буквами пишут «КСЕНОН». И на эту удочку, бывает, попадаются водители, которые просто хотят повысить безопасность своей езды. А получается наоборот. Мощная лампа перегревается. Это приводит к короблению пластиковых отражателей, не рассчитанных на такую температуру, и нарушению пучка света фар. Бывает, перегретое стекло фары трескается при попадании на него брызг. Садится и аккумулятор, так как генератор не рассчитан на такую нагрузку. И в самое неподходящее время можно остаться вообще без света!

Итак, главное в ксеноновых фарах — не ксенон, а конструкция ламп и самих фар. Это нужно знать!

Безаварийной и приятной вам езды с правильными фарами любого типа!

Статья опубликована в выпуске 10.08.2007
Обновлено 24.04.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: