• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Катерина Морарь Дебютант

Что такое этикет автолюбителей?

На дороге, как и в жизни, есть свои правила этикета. И неудивительно, ведь для многих автолюбителей дорога — это и есть жизнь.

Читает Олег Шубин

Эти правила никто специально не выдумывал, они рождаются сами собой и уже становятся неотделимой частью общих правил на дороге.

Их Вы не найдете ни в одном учебнике по вождению, и, хотя в автошколах Вам могут о них рассказать, все же понять дорожный этикет можно только приобретя определенный опыт вождения.

Этикет автолюбителей хоть и является некой альтернативой Правилам дорожного движения, но сам основан именно на них. То есть «вежливый» автолюбитель — это, прежде всего, правильный автолюбитель, который, соблюдая ПДД, тем самым не нарушает правил и не становится угрозой для себя и остальных участников движения. Понятно, что в жизни случаются разные ситуации, и бывает не до скрупулезного исполнения правил. Главное — этим не злоупотреблять.

Все мы куда-то спешим — на работу или на свидание, к родителям или детям, на свадьбу или на поезд. Ситуаций великое множество. И неписаный этикет автолюбителей предполагает именно понимание того, что в критической ситуации может оказаться любой, поэтому на дороге должна быть взаимопомощь и уважение, а не наглость и пронырство.

Уступите дорогу, если видите, что одна из машин в час пик пытается отъехать от тротуара или выехать из переулка на забитую транспортом улицу, или если кто-то пытается пробиться в Ваш ряд. Это самые распространенные затруднения на оживленной дороге. Проявив доброжелательность и вежливость, Вы не останетесь в долгу. Если тот, кого вы пропустили, также воспитан, он непременно в знак своей благодарности подарит вам благодарственный жест или кивок головой, возможно, моргнет фарами или «аварийкой», а если за рулем прекрасная дама, то она одарит Вас чудесной улыбкой, что само по себе не может не радовать.

Если водитель остался холоден к проявленной Вами доброте, не переживайте — в следующий раз Вас пропустят, а вот его — нет. Так всегда и бывает. Кстати, когда Вас пропустят, не забывайте и сами об этом вежливом жесте.

Всем известно, что главный враг на дороге, помимо неадекватных водителей, — инспектор ГБДД. Вряд ли есть желающие лишний раз с ним пообщаться, даже если грехов за душой нет (что тоже почти невероятно). Поэтому существует еще одно правило дорожного этикета: если Вы только что заметили на дороге притаившегося в кустах «гаишника» или еще какое-то опасное препятствие, то поморгайте встречным фарами (короткими дальними). Так Вы предупредите их об опасности, дав им возможность подготовится или сбавить скорость движения.

Но фарами моргают не только в знак благодарности или намекая на «гаишников». Ими же Вы можете выразить свое негодование тем, кто нагло лезет в Ваш ряд или едет слишком медленно и не в своем ряду. Таким образом, светотехника на дороге превращается в Ваш язык, средство выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных. Поэтому не стоит громко ругаться и сквернословить. Вы только испортите себе настроение. Воспользуйтесь лучше языком света! Пусть Ваш автомобиль выразительно скажет за Вас то, что Вы думаете!

В обратной ситуации, когда Вам моргают с явно недружелюбными намеками, а Вы — неопытный водитель, оставайтесь спокойны и не нервничайте. Именно суета и желание как-то исправить ситуацию в спешке для Вас может выйти боком — Вы можете совершить неоправданно резкий маневр, допустить ошибку или столкновение.

Разумеется, в разных городах разная специфика движения. Например, в Москве при перестроении практически никто не пользуется «поворотниками». Здесь другие скорости и другое движение. Это просто не принято, все так привыкли, да и дорогу никто не будет уступать иногда потому, что это может привести к аварийной ситуации. Поэтому иногородний водитель должен быть готов к этому. А вот Питер наоборот славится воспитанностью на дороге (конечно, ведь это Питер!). И в данном случае уже москвичу, попавшему в северную столицу, важно вспомнить о забытых правилах дорожного движения и включить «поворотники». По-другому здесь ездить просто неприлично!

Есть еще правило «три Д» — «Дай дорогу дураку!» Если вдруг Вы заметили на дороге неадекватного водителя, который елозит из ряда в ряд, выходит на встречную полосу, бешено сигналит — лучше пропустите его. Ему и Вам здоровее будет!

Ну и напоследок хотелось бы напомнить о двух общепринятых правилах, несоблюдение которых часто можно заметить на дороге.

Пропускайте пешеходов! В конце концов, Вы и сами когда-то им были и, не дай Бог, снова можете стать! Да и потом вспомните о Ваших близких, которые, возможно, тоже сейчас стоят уже минуты три у «зебры» в ожидании вежливого водителя.
Не ослепляйте дальним светом фар встречных водителей! И помните о тех, кто едет впереди Вас, ведь Ваш свет отражается в их зеркалах, ослепляя и раздражая.

Взаимоуважение на дороге — это основа автомобильного этикета, а также залог Вашего хорошего настроения и благополучного движения! Помните, что библейский завет действует и тут: «Не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой». Пусть, пропуская торопящегося водителя, вы и теряете пару минут, зато сами получаете лишние бонусы от Жизни! Она о Вас позаботится в нужный момент, не сомневайтесь!

Удачи на дорогах!

Статья опубликована в выпуске 25.10.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо. Хорошая статья. Но мне кажется, автолюбителям эти истинны давно известны. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Розовая трепология дилетантки.
    Это ужасно, что большинство комментаторов нашли в ней что-то полезное.

  • Большинство водителей в Москве все-таки пользуются поворотниками и ПДД соблюдают. Нельзя однако не согласиться, что достаточно велико некоторое количество людей, которые
    - машину купили,
    - права купили,
    - как ездить не купили.

  • Полезная статья!
    А вот фраза "в Москве при перестроении практически никто не пользуется «поворотниками» " немного удивила. Мне кажется, большинство все-таки пользуется

    Оценка статьи: 5

    • Вам так только кажется.

      • В США существует специальный термин driver's aggression syndrome. В среднем мы проводим за рулем 3.5 часов в день. Расстояние в 60 миль до работы и 60 обратно считается нормальным. Учитывая, что системы городского транспорта практически не существует (в понимании россиян), что во многих районах не существует даже пешеходных тротуаров, пешком практически никто не ходит. Поэтому проблема агрессивности водителей - одна из актуальнейших. От 16 лет и до упора человек передвигается на машине. По машине на рыло в семье. А города и основные развязки строились давно и уже давно не соответствуют нагрузке. Отсюда и стрельба за поднятый палец, и таран и сталкивание на обочину. Но в целом, сравнивая с Питером и Москвой, здесь культура вождения выше. Пешеход царь и бог. Где бы он не переходил дорогу. За это никаких штрафов не предусмотрено законом. Понтов "баба за рулем" здесь нет, тут каждая баба за рулем, причем по статистике бабы водит менее аварийно. Кроме того, нет понтов какая машина едет, мерс или сраненький нисан.
        А честно говоря, так надоело. И процентов 80 так же чувствуют себя. Кто бы что ни говорил, но вождение - работа, а не удовольствие. Особенно на хайвеях, при скорости 65 миль в час.
        Полезная статья. Хорошая, главное, чтобы все следовали совету ДДД

  • Renat Mursalimov Читатель 25 октября 2007 в 10:58 отредактирован 20 мая 2018 в 18:32 Сообщить модератору
    Глупость

    Что за откровенная глупость, что в Москве при перестроении практически никто не пользуется «поворотниками»? Автор живет в каком-то идеальном мире и ездил только по Москве и Питеру.
    Я езжу по многим регионам страны и могу смело сказать, что культура вождения в Москве намного лучше, чем в остальных городах.

  • Всем известно, что главный враг на дороге, помимо неадекватных водителей, – инспектор ГБДД
    вообще-то это не корректные слова. Они справедливы лишь в том случае, если перед вами нечестный на руку человек. При другом раскладе вся его вражесть заключается в том, что он мешает людям НАРУШАТЬ ПДД. При соблюдении скоростного режима, и других правил боятся их нечего.

    • При соблюдении скоростного режима, и других правил боятся их нечего.
      Вашими бы устами... читать дальше →

      • Меня трижды останавливали просто в ходе проверки. 1 раз поинтересовались здоровьем, другой мило побеседовали. При этом гаец попросил свалисть с дороги чтобы не сбили. 2 жды тормозили за превышение. Оба раза квитанции.

        Надо просто знать психологию людей. и НЕ понтоваться перед ними, в том числе и корочками капитана.

  • Я думаю русским нужно учиться этике у поляков - они на дороге очень вежливые.

  • Мне кажется, что отдельного этикета автолюбителей нет. Как и водителей - профессионалов.
    Какой человек в жизни - такой он и на дороге.

  • на самом деле, очень приятно, когда ты пропускаешь кого-нибудь (даже тех же самых пешеходов) и они тебе кивают головой...такое ощущение - что ты подвиг совершил

    Оценка статьи: 5

  • Основное правило вежливости на дороге - держать себя в руках и не давать волю эмоциям.
    По поводу поучиться - учиться надо у всех, если есть чему. Кстати поляки не самые вежливые, но до них все очень хорошо доходит. Открылась дорога на запад, оттуда и пришла вежливость на польские дороги.
    Приведу восточный пример. Лет 20 назад в таджикском городе Ленинабаде был очевидцем ДТП, жигуль с молодым парнем за рулем сбил мотоциклиста. Улетел последний в придорожный арык, выбрался оттуда весь окровавленный. Ну думаю, сейчас он этого пацана по асфальту размажет. Ничего подобного, подходит, первым делом ассалям алейкум и руку для пожатия протягивает. Вот так вот, есть чему учиться.