• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как Иван Гончаров заподозрил своего литературного собрата-классика в плагиате?

Южная ночь окутала корабль, и только иногда, нарушая тишину, хлопнет обессиленный парус. Колеблющийся огонек лампы отбрасывает на стены каюты угловатые тени. Иван Александрович Гончаров склонился над листом бумаги, пытаясь передать словами всю прелесть южной ночи. Перо выводит восторженные строки: «На востоке сверкают и блещут миллионы глаз: звезды и звезды, и между ними скромно и ровно сияет Южный Крест! Наступает душно-сладкая долгая ночь, с мерцанием в небесах, с огненным потоком под ногами, с трепетом неги в воздухе».

В путешествие на фрегате «Паллада» в 1852 году Гончаров отправился уже известным литератором, автором нашумевшего романа «Обыкновенная история». Предложение адмирала Е. В. Путятина — сопровождать его в качестве секретаря в кругосветном плавании, было неожиданным и крайне заманчивым.

Оставлены за кормой тысячи миль. Впечатления переполняют писателя, хочется рассказать об увиденных неведомых островах и таинственных племенах, жестоких штормах Атлантики и буйной природе южной Африки. Итог двухлетнего путешествия — путевые очерки, названные автором «Фрегат Паллада», были восторженно встречены читателями.

Вернувшись из путешествия, Гончаров другими глазами увидел жизнь патриархальной России. То, что было привычным и казалось незыблемым, как древние храмы, теперь выглядело отжившим свой век и препятствующим стремлению к свободе и прогрессу. Писатель с увлечением продолжил работу над давно начатым романом. В «Обломове», ставшем плодом долгих раздумий и мучительного переосмысления всей жизни русского общества, автор вынес художественный приговор крепостничеству, выразил стремление передовых людей своего времени к обновлению и гуманизму. Он развил и углубил проблемы, которые начал исследовать еще в «Обыкновенной истории», — столкновение двух миросозерцаний, двух жизненных позиций: сентиментальной мечтательности, разбавленной ленью, и бесстрастной рационально-напористой энергичности.

Роман вызвал острые споры, но и читатели, и критики сходились в одном — это безусловно талантливое произведение. Общее мнение наиболее емко выразил И. С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова».

Третий роман «Обрыв» тоже был задуман в сороковые годы и тесно связан общностью проблематики с уже изданными произведениями. Недаром сам Гончаров отметил: «Я вижу не три романа, а один… В сущности, это одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи старой жизни…». Над новым романом автор работал с перерывами двадцать лет. В нем он стремился показать болезненный процесс расставания с прошлым, обострение борьбы «нового» и «старого» в обществе, в отношениях между людьми, в каждом человеке.

«Обрыв» стал последним крупным произведением писателя. Гончаров всем своим творчеством показывавший читателям необходимость глубоких перемен в русском обществе, оказался не готов принять бурную общественно-политическую жизнь 70−80-х годов. Ему осталась чуждой характерная для того времени идеология народничества и либерального народолюбия. А писать о том, что его не захватывает, не поглощает все мысли и чувства, Иван Александрович просто не мог, считал безнравственным.

Романы Гончарова многоплановы и многомерны. Автор дает в них «срез» жизни русского общества 40−60-х годов XIX века, блестящие описания своей эпохи. Его произведения отличаются чрезвычайным вниманием к особенностям дворянского и мещанского быта, мелочам повседневного обихода. Благодаря им можно узнать, как и во что одевались, что ели, какой посудой пользовались, как совершали покупки и ходили в гости люди того времени, а также много других мелких подробностей, которые другие писатели не считали нужным замечать. А нам сегодня именно они крайне любопытны.

Стоит отметить, что Гончаров прекрасно знал ту среду, в которой живут его персонажи. Он родился в 1812 году в богатой купеческой семье в Симбирске, образование получил в Московском университете. Литературную деятельность успешно сочетал с государственной службой, начав ее с должности чиновника при канцелярии губернатора в Симбирске. Затем служил в департаменте внешней торговли Министерства финансов, секретарствовал у Путятина на фрегате «Паллада», был цензором Министерства внутренних дел (мягко выражаясь, странная должность для известного писателя), поработал главным редактором правительственной газеты «Северная почта», а закончил службу членом Совета по делам печати, уйдя на пенсию статским генералом.

Интересна манера работы Гончарова. Он годами вынашивал образы в голове, делая разрозненные наброски на листках. Этих записей накапливались кипы. Затем наступал период, когда в них приходилось длительно разбираться, систематизировать, а уже потом писать черновики глав. В этом «разгребании» архива ему неоднократно помогала писательница Екатерина Павловна Майкова. Подобная длительная и кропотливая проработка сюжета и характеров персонажей в конце концов сыграла с ним злую шутку. Гончаров любил делиться своими задумками с собратьями по перу, особенно с Тургеневым, хотя и ревновал его к успеху у публики. Однажды разгорелся страшный скандал, когда Гончаров посчитал, что Тургенев, который писал значительно быстрее, воспользовался рассказанными ему сюжетами в «Дворянском гнезде» и «Накануне». Последовало обвинение в плагиате. И, видимо, какие-то основания у Гончарова были, так как Тургенев вынужден был убрать из рукописи «Дворянского гнезда» несколько глав.

С годами характер у Гончарова основательно испортился, он стал мнительным, считал, что не только Тургенев использует его сюжеты, а этим же грешат и другие собратья по перу. Все это привело к тому, что он отдалился от литературного сообщества, а в последние годы жизни окончательно замкнулся и перестал посещать даже своих старинных друзей Майковых.

Иван Александрович Гончаров создал произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Его романы и сегодня вызывают интерес, по ним снимают фильмы и ставят спектакли, о них спорят читатели и умудренные опытом литературоведы. Произведения Гончарова на удивление актуальны, так как идеи глубокого обновления общества, духовного и нравственного перерождения нам близки и понятны.

Статья опубликована в выпуске 11.12.2007
Обновлено 6.12.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: