Юрий Москаленко Грандмастер

Что мы знаем об основателе компании «Dolby digital»?

Сегодня, 18 января 2008 года, миллиардер Рей Долби, его супруга Дагмар и оба сына с невестками и внуками соберутся вместе, чтобы отметить 75-летний юбилей Рея, простого американского инженера, которому посчастливилось открыть систему подавления шумов в магнитофонной записи. Как давно это было?

Рей родился 18 января 1933 года в американском Портленде (штат Орегон), и ему, по большому счету, повезло в двух моментах. Во-первых, он не «дорос» до призыва в армию во время второй мировой войны, а во-вторых, сразу после нее США стремились стать лидерами абсолютно во всем, в том числе и разработках новых систем в индустрии теле- и радиовещания. Уже в возрасте неполных 17 лет, в 1949 году, он пришел в известную американскую организацию — Ampex Corporation, где и приступил к работе над различными аудио-проектами.

Почему именно империя звука? Дело в том, что с малолетства Рей обожал музыку: вначале он научился играть на фортепиано, чуть позже он отдавал почтение кларнету, а уж о том, что парень терзал гитару, можно было и не упоминать. Родители, люди не бедные, решили «перебить» увлечение сына, и это им удалось. «Разлучницей» с гитарой стала обыкновенная кинокамера, с которой Рей практически не расставался. А чтобы научиться снимать профессионально, юный Долби устроился механиком в городской кинотеатр. А уж оттуда его путь и продолжился в корпорации.

В те далекие времена одним из самых перспективных направлений было создание видеомагнитофона. Как мы уже знаем, 11 ноября 1952 года в Беверли Хиллс, штат Калифорния, Джон Маллин и Уэйн Джонсон продемонстрировали своим коллегам первый видеопроигрыватель. А в 1956 году Рей Долби, Чарльз Гинзберг и Чарльз Андерсон представили публике первый видеомагнитофон. В том, что такую важную составляющую нового видеомагнитофона как звукозапись поручили «зеленому» Рею Долби, был, конечно, известный риск. Но он себя оправдал. Тогда, когда другие валились с ног от усталости, молодой организм Рея требовал только пары чашечек крепкого кофе.

Больше всего успеху Долби удивились его преподаватели из Стэнфорда. От кого-кого, а от вечного «прогульщика» они такой прыти не ожидали. Они уже было совсем списали нерадивого студента со счетов, а тут, хочешь не хочешь, а диплом выписывать пришлось… Но Стэнфорд оказался не последней «академией» Рея, спустя некоторое время он поступил в Кембридж, что было не совсем обычно, ведь чванливые американцы предпочитали учиться на родине…

В Англии талант Долби тоже оценили очень высоко: он даже был консультантом по… атомной энергетике (Рей был очень разносторонним человеком). А свое 30-летие американец решил встретить в… Индии, устроившись советником ООН по этой стране. Как человек целеустремленный, он сумел добиться и этого. В течение двух лет индийцы могли наблюдать чудака, который повсюду таскал за собой огромный бобинный магнитофон, на который, как Шурик из «Кавказской пленницы», собирал фольклор, песни, обычаи, обряды…

Однако, вернувшись в гостиницу, Рей Долби частенько психовал из-за того, что нежные звуки музыкальных инструментов были заглушены шумом записывающей аппаратуры. Практически многие усилия пошли насмарку. Именно в Индии изобретателю и пришла в голову революционная мысль — сделать так, чтобы шумы не забивали искусство. В 1965 году была создана лаборатория Долби, где Рей принялся за изобретение своей системы…

Не хочу утомлять читателей техническими тонкостями того, как происходило превращение «шумной» ленты в «чистую». Как вырезал высокочастотные звуки и оставлял низкочастотные. Как мучался над вопросом, как защитить свое изобретение от пиратов, и не нашел ничего лучшего, кроме как сделать, чтобы подделывать его ленту было просто экономически невыгодно…

Уже спустя три года, в 1968 году, на рынок были вброшены открытые катушечные магнитофоны компании KHL с шумоподавляющей системой Dolby B-type. Качество звука для того времени было превосходным, однако вскоре стало очевидным техническое несовершенство катушек на бобинах — лента часто перекручивалась, соскакивала с катушки. Долби поставил перед коллективом срочную задачу: найти способ «упрятать» магнитную ленту в удобный футляр, избавлявший потребителя от необходимости распутывать и укладывать ленту руками. И это было первым шагом к созданию кассет…

В начале 80-х стало бурно развиваться домашнее видео, сначала с моно-, а затем и со стереозвуком, в 1980-м появился лазерный видеодиск. А в 1982 году Dolby представила домашний декодер для окружающего звука. Сначала этот декодер мог декодировать только три канала — левый, центральный и правый, а спустя 5 лет был представлен Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать из двухканальной фонограммы на видеокассете все четыре дорожки окружающего звука. Так началась эра домашних кинотеатров…

За все время Рей получил более 50 патентов США на свои изобретения. Но мне хотелось бы рассказать и о том, что, даже став миллиардером, Долби не утерял своего умения удивляться тому, что его окружает. Он неизменно ставит перед собой цели и добивается их, даже несмотря на то, что многим они кажутся фантастическими. Так, например, он мог бы не рисковать собой, осваивая самолет. Но его верная Дагмар во всем старается поддерживать мужа. Не всякая жена рискнет с мужем даже в машину сесть, если это его первая поездка за рулем, а тут не побоялась подняться с мужем в воздух…

Однажды друзья спросили Рея, чего он опасается больше всего? Он улыбнулся: тревоги во сне! Просыпается в холодном поту от того, что ему кажется, будто очередная затея окажется невыполнимой…

Но, похоже, нет пока такой крепости, какую бы не взял Рей Долби — человек-легенда… ]

Обновлено 18.01.2008
Статья размещена на сайте 12.01.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: