Ольга Конодюк Грандмастер

Кого называли «королем» русского романса?

В Москве на Площади звезд у Концертного зала России среди известных имен артистов эстрады светится и звезда Вадима Козина.

За год до смерти известного певца в Магадане широко отметили его 90-летний юбилей (дата рождения, правда, неверна, но до настоящего он и не дожил). Из Москвы приехала представительная делегация деятелей искусств. В это же время о Вадиме Алексеевиче снимали фильмы, делали передачи на телевидении, у него брали интервью местные и центральные газеты. На него смотрели с обожанием и восторгом. Никто не верил, что это — «тот самый»… Козина за эти годы уже успели предать забвению.

В этом невысоком человеке с печальными глазами трудно было узнать дивного исполнителя романсов «Мой костер в тумане светит», «Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг…», «Осень, печальное утро», «Калитка», «Люба-Любушка». Ангельский голос Козина, казалось, проникал в самые сокровенные уголки души, вызывал трепетные чувства. Когда-то его песни постоянно звучали по радио, в концертных залах и на танцевальных площадках. Современники вспоминали, что

«Козина всюду сопровождали аншлаги. За пластинками выстраивались очереди. Во избежание беспорядка приходилось подключать даже конную милицию».

Вадима Алексеевича поклонники встречали после концертов, писали письма. За свою жизнь он получил более десяти тысяч посланий благодарности и любви. Все повторяли: «Ах, ах, Козин, это же здорово! Козин — это замечательно! Это — величина!»

А его тонкие губы едва заметно дрожали. Он был подлинно народным артистом. Человек-эпоха…

На самом деле Вадим Алексеевич родился 21 марта по старому стилю (а по новому — 3 апреля) 1905 года, в Петербурге, в семье певицы, цыганки по происхождению, Веры Ильинской и купеческого сына Алексея Козина. Мальчик был первенцем. Потом у Вадима появилось еще четыре сестры.

С самого рождения он был погружен в мир музыки и пения. Мать, выйдя замуж, перестала выступать, но продолжала общение с артистами. Став уже «звездой» эстрады, Вадим Козин иногда в кругу друзей рассказывал о своем детстве:

«Вот слышатся шаги отца. Он улыбается, подхватывает на руки меня, садится рядом с матерью. Она берет гитару и грустно перебирает струны. Потом начинает петь. Такие тихие вечера были редкостью в доме. Большей частью в квартире царили шум и веселье от множества гостей. Приходили артисты, поэты, цыгане. Иногда появлялась несравненная певица Анастасия Вяльцева, знаменитый баритон Юрий Морфесси».

Как-то он усадил Вадима к себе на колени и попросил что-нибудь спеть. Потом с удовольствием сказал: «Вот растет наша смена…»

Музыкальная карьера сына не входила в планы семьи Козиных.
Но жизнь внесла свои коррективы. Революция оставила семью практически без средств к существованию. В 1928 умирает отец, и Вадим становится кормильцем многочисленного семейства. Он работает грузчиком, расклейщиком афиш, тапером в кинотеатрах, выступает с группой артистов в Народном Доме. Пел он тогда много, без устали. В каждом концерте без усилительной техники исполнял до сорока песен.

Многое меняет в жизни Вадима Алексеевича переезд в Москву.
С этого времени начинается его «звездный» взлет. Гастроли на стране, новые площадки театров, концертных залов. Он знакомится с известными в то время исполнителями песен, композиторами.

С началом Великой Отечественной войны Вадим Алексеевич участвует в концертах фронтовых бригад, поет в госпиталях, выступает перед бойцами на сколоченных наспех сценах.

Жизнь Вадима Козина всегда была непростой. Она словно испытывала его на прочность.

В мае 1944 года Вадим Алексеевич был арестован и осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Версий, за что певца лишили свободы, несколько. Есть легенда, что певец отказался сочинять песню о «любимом вожде всех народов» — Сталине, о чем прямо сказал Берии. Говорили, что Козина шантажировали, заставляли писать доносы на своих товарищей по работе, а затем его «убрали» как нежелательного свидетеля. Другие исследователи его творчества считали, что певец сам стал жертвой доноса.

Козин был открытым для общения человеком, но уже избалованным славой, жившим в мире музыки, страстей и иллюзий. Он не был аскетом в личной жизни, чем мало отличался от многих своих коллег. В воспоминаниях Дина Климова, его поклонница, которая провела рядом с ним последние годы его жизни, приводит свой разговор с певцом:

«Мы много говорили о любви. Я спросила его, любил ли он кого-нибудь? Он мне ответил так: „Нет, не любил никого, но жил как все. А любил только тот образ, который я пел“. Вот я думаю: отчего мы так воспринимаем его пение? Вероятно, в его песнях заложена большая энергия любви, с которой он пел этот образ — невостребованной любви».

В год досрочного освобождения на руки Вадиму Козину выдали справку в управлении лагерей, где запись в графе «по какой статье осужден» отсутствовала.

Пока в Козине еще теплилась надежда на перемены в жизни, которую он не мыслил без песен.

Свое освобождение он принимает как подарок судьбы. Он триумфально выступает по городам и весям Сибири и Волги. Как у каждого талантливого человека, были у Вадима Алексеевича и многочисленные завистники, недоброжелатели и конкуренты. Ему не простили его «серебряный» голос, лирические мелодии и… вдруг возродившуюся известность.

И вот она, еще одна «ласточка». Приезд в Москву в 1956 году. Первый и последний концерт после освобождения на столичной сцене. В столице говорили, что ему предложили несколько концертов в Центральном доме железнодорожников, но Козин не согласился. Он мечтал о Колонном зале, где когда-то блистал до войны. Получив отказ, решительно уехал в Магадан.

Слухи и сплетни о певце следовали за ним по «пятам».

Во второй раз он попал в тюрьму в 1959 году. Когда вышел на свободу, поселился, теперь уже навсегда, в Магадане, где все до боли знакомо. Он понимает, что на его карьере поставлен крест, на имя наложено «табу». Но Вадим Алексеевич не сломлен. Никто не может у него отнять песни. Он продолжает музицировать, сочинять новые песни, выступать на предприятиях. Работает библиотекарем, коллекционирует книги. После музыки книги становятся его второй страстью. Иногда Вадиму Алексеевичу предлагали выступить в местном театре, чтобы «спасти» план. И Козин пел. Как всегда, проникновенно, с душой, голосом, который его поклонники называли «божественным эхом».

С годами подкралась старость. В 1973 году Козин дал свой последний концерт в Магадане.

Переиздание его пластинок было официально запрещено. А ведь когда-то, во время войны они выпускались с пометкой: «Переплавке не подлежит».

Он порой и вспыльчив, и замкнут, испытывает материальные трудности, но они не пугают его. Люди едут и идут к нему, в его однокомнатную квартиру, желая встретиться с интересным собеседником, послушать пение уникального «соловья». Иногда с материка Козину присылали посылки. Самыми ценными для старика были послания с луком, чесноком и лекарствами.

Председатель исполкома Магадана Геннадий Ефимович Дорофеев, вспоминает Дина Климова, провел 13 заседаний, чтобы открыть в городе музыкальный салон. Он доказывал всем членам исполкома, что салон надо открыть, пока жив Вадим Козин.

Музыкальный салон теперь действует как мемориальный музей Вадима Козина. В салоне уникальные фотографии, афиши, личные вещи певца. Здесь же стоит красный рояль, который так любил Вадим Алексеевич. Его он получил к 90-летию из родного Санкт-Петербурга.

Не стало Вадима Козина в декабре 1994 года. Стоял сильный мороз. В последний путь его провожал весь город.

Обновлено 25.11.2016
Статья размещена на сайте 13.01.2008

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В жизни многих известных певцов, музыкантов, актеров можно найти "темные пятна". Но зачем их искать, если человека давно нет в живых? Зачем мне знать плохое о человеке, если его песни до сих пор радуют душу, его дивный голос проникает в сердце? Я очень люблю романсы в исполнении Вадима Козина, талантливого певца , часто слушаю их с диска - спасибо тем, кто сохранил их для потомков, перезаписал. Это только у русских больная страсть рыться в "грязном белье "после того, как человек ушел из мира сего? - это я по поводу некоторых комментариев. Козин настрадался при жизни, так не надо тревожить его память дурными, может и придумааными, фактами.А автору за статью большое спасибо.

    Оценка статьи: 5

    • Разве все люди, о которых мы пишем, спустились с небес? Они такие же грешники, как и все остальные. Жили, совершали ошибки, были в чем-то неправы. Сейчас многое видится не так, как "тогда". Рамки статьи не позволяют "раздувать" их биографии до беспредельности, вдаваясь во все подробности их бытия. Да, и Козин был не святой. Что теперь об этом толковать? Если у Вас, Игорь, есть свое представление о нем как о певце, Бог Вам в помощь. Гертруда, спасибо за прочтение статьи. Я вовсе не претендую на высокую оценку. Просто каждому дано право иметь мнение.

    • Никто и не спорит о величии В.К. как исполнителя романсов. К сожалению, певцу не повезло в смысле исследователей его жизни и творчества. Как следствие - из того, что мы имеем сейчас в "официальном козиноведении" - огромное количество мифов и баек (которые сам Маэстро под занавес жизни пек, как пончики). На мой взгляд, сам В.К. не хотел остаться в памяти народной, как пассивный гомик и активный стукач (число посаженных по его доносам людей исчисляется десятками, если не сотнями; из наиболее известных Леонид Варпаховский). Отсюда - байки про дружбу со Сталиным (и Лениным!), Тегеран-43, умопомрачительный репертуар, бабка Варя Панина и т.п., и т.д. Ситуация же со знаменитым "музеем" в Магадане - хороший пример нравственного мародёрства властей предержащих. От этого позора городу ещё отмываться много лет.

      • Его бабушка - действительно Варвара Панина
        у цыган очень хорошо хранятся детали генеалогического древа
        что позволило цыганскому писателю Алексею Ильинскому в книге "Цыгане. Три столетия в России" подробно и красочно описать историю своего рода, в т.ч., как его частичного представителя - Вадима Козина
        там же (либо во второй редакции книги) даётся информация о Варваре Паниной
        цыганские хоровые роды почти все друг с другом были в родстве - тут нет ничего удивительного

      • Вы знаете, мне кажется, что дальше Магадана его уже никуда было сослать.Судьбой он наказан. В полном расцвете сил оказаться в холодной "дыре"... Кстати, где в то время было много хороших людей. Что же касается, как Вы сказали "стукачества" со стороны Козина, лично Вы обладаете такими официальными данными? Они у Вас на руках? Есть копии? Доказательства? Даже если это так, то их тоже сейчас можно назвать байками. Почему сейчас, спустя столько лет, надо верить одним людям и не верить другим? Откуда критерии? Если Вы заметили, Игорь, редакция прислушалась ко многим Вашим замечаниям, спасибо ей, некоторые факты исправлены. А насчет, как Вы пишите "музея" - позора, то это еще вопрос. Решить его может только время. Многие и сейчас все удивляются, как удавалось Высоцкому писать песни, ведь он же пил. Это я так, к примеру. Извините, может и неудачному. Да, пил. Потому и лежал фильм Э. Рязанова о нем десятилетия на "полке". Теперь мы говорим о нем много и хорошо. Да, господи, примеров, хоть отбавляй. Как говорят, "не суди, да не судим будешь".

  • А можно простым смертным узнать, что это за загадочная история с орденом?

    Оценка статьи: 5

    • Орден Козин получил во время войны. Он много ездил и выступал в концертных бригадах. Никакой загадки. Об этом известно из многих источников. Но со временем, видно тут ничего не поделать, такие личночти обрастают мифами и легендами. Кто-то верит во что-то, кто-то нет. Бог всем судья. Спасибо, Екатерина, за просмотр статьи. Для меня это было очень важно.

  • Комментарий к статье "Кого называли королем русского романса"

    Все это уже было, начиная с книг Б. Савченко и повторено стократно. Из принципиальных моментов:
    1. В. Козин родился 21 марта 1905 г., т.е., учитывая старый стиль, 3 апреля 1905 г.
    2. За границей В. Козин не был, тем паче, на оккупированных территориях.
    3. Репертуар певца насчитывал чуть больше 100 песен, из которых примерно в десятой части он выступал, как соавтор.
    4. Дина Климова отродясь не была "журналистом" (равно, как "литератором", "учительницей" и т.п.) Работала на многих ответственных должностях, включая "продавца прохладительных напитков", "товароведа" и "слесаря по ремонту теплотрасс".
    5. Розы (как, впрочем, и другие цветы) В. Козин не переносил на дух; дорога на кладбище, усыпанная розами - плод больного воображения г-ки Климовой.
    6. Сажали Козина по ряду статей, из коих основные - "мужеложество" и "развратные действия в отношении малолетних".
    7. История с орденом - байка (равно как и большинство историй о Маэстро).
    8. Дабы прояснить роль г-ки Климовой в жизни певца, рекомендую посмотреть фильм "Певец из Сибири", снятый незадолго до смерти Козина операторами студии ZDF (Германия), расшифровка этого прелюбопытного документа есть в одной из моих "полосных" статей.

    • Спасибо за внимание к статье. О Козине длительное время молчали по вполне понятным причинам. Даже в период перестройки его имя "вымарывалось" из всех журналистких материалов. А тем не менее он работал с такими аккомпаниаторами, как Д.Ашкенази, А.Покрасс, М. Дулов и другими. В 1981 году к Вадиму Козину приезжал Борис Штоколов.Иосиф Кобзон, единственный из современных вокалистов не побоялся ввести песни певца в свой репертуар. Более того, Кобзон организовал в 1993 году за свой счет празднование 90-летнего юбилея певца. Сколько всего песен написано певцом? Разные источники "говорят" по-разному. Вопрос, какие это были песни? Песни, которые жили и будут жить. Дина Климова, которая была "продавцом" и т.д. а не литератором, вовсе не лишена человечности по отношению к своему кумиру. Как известно, любые воспоминания всегда субьективны. Вы пишите, что история с орденом -байка. Я с этим не согласна. Вокруг имени Козина сейчас родилось много домыслов. Впрочем, они были и при его жизни. И это закономерно. Вокруг неординарных личностей всегда соседствуют ложь и злопыхательство. Козина можно любить и не любить, обожать и ненавидеть, - как кому угодно. Он ничего теперь "не скажет". Можно писать тома о его личной жизни, кому "это" интересно. Но разве это умаляет его талант? Разве из-за этого Козин "выпал" из истории музыкальной жизни прошлого века? Только время может все раставить по своим местам.Фильма, о котором идет речь, я не видела. Но с Вашей "полосной" статьей ознакомлюсь.