• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Юрий Москаленко Грандмастер

Как был получен первый синтетический краситель?

12 марта 1838 года, 170 лет назад, в семье английского строителя Перкина родился сын, названный Уильямом в честь великого драматурга Шекспира. Так настояла мама малыша, которой очень нравился театр.

Но отец не горел желанием, чтобы Перкин-младший стал завзятым театралом, а еще хуже — актером. Он прочил ему лавры архитектора, на худой конец, строителя. Но человек полагает, а Бог располагает. Еще во время обучения в школе (а дело происходило в Лондоне) Уильям не на шутку увлекся химией. Особенно ему нравились опыты, когда на глазах у изумленных учеников преподаватель получал из одного вещества другое.

Конечно, это увлечение не нравилось отцу, но сын был очень настойчив, и в 15-летнем возрасте, едва окончив школу, поступил в Королевский химический колледж, где его наставником стал Август Вильгельм фон Гофман, человек, буквально помешанный на различных опытах. Он даже дома развернул лабораторию, чтобы не отрываться от работы.
Буквально два слова о Гофмане. В 1841 году он обнаружил в каменноугольной смоле анилин и хинолин. В 1845 году выделил из каменноугольного дегтя бензол; обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин. В том же году он создал в Лондоне Королевский химический колледж, где и был директором в те времена, когда в него поступил Перкин.

Юноша понравился ему сразу. Прежде всего, высокой культурой проведения опытов, скрупулезностью и трудолюбием. В первый же год учебы юного Уильяма учитель предложил ему поработать своим ассистентом, то есть готовить различные химические вещества к лабораторным занятиям. Дальше — больше. На второй год Гофман только проверял, все ли правильно получилось, а на третий — доверил Перкину заниматься в лаборатории даже тогда, когда его самого в ней нет. Таким образом, юноша получил возможность работать вечерами, пока за полночь его не прогонял сторож.

Уильям решил открыть новое средство для борьбы с малярией. До этого главным антималярийным препаратом считался хинин, который добывали из коры дерева. Но так как процесс его получения был очень трудоемким, получаемое средство оказывалось очень дорогим. Учитель Гофман заранее предположил, что ничего у студента не получится…

В пасхальные каникулы 1856 года, когда многие студенты разъехались по домам, а господин директор в колледже отсутствовал, Перкин занимался своей рутинной работой. Вместо хинина он получал густую черную массу, похожую на деготь. Но это не остановило юношу. Он решил провести опыты с этим дегтем и был очень удивлен, когда увидел, что после ряда опытов с бихроматом калия черное вещество превратилось в лиловое…

Когда директор колледжа пришел после праздника в учебное заведение, в лаборатории его ожидал торжествующий ученик, держащий в руках колбу с ярко-лиловой жидкостью! «Ну и что с этим делать?» — спросил Гофман. «Не знаю, — пожал плечами Перкин, — я не знаю и как покажусь домой. Я случайно капнул этим веществом на свою белую сорочку, и там теперь огромное лиловое пятно, которое не отстирывается».

Дома ему, конечно, влетело от матери, а практичный отец, повертев сорочку, задумчиво сказал: «Все, сынок, на этом твоя учеба в колледже закончилась. Ты получил то, что способно принести деньги! Скажи только, этот краситель очень дорогой, если перевести на деньги?»

Оказалось, что недорогой. А потому отец и старший брат купили участок земли в Гринфорд Грине недалеко от Лондона, на котором и построили первый не только в Англии, но и во всем мире завод по получению мовеина (так был назван краситель лилового цвета). Перкин покинул колледж к большому разочарованию Гофмана. До конца дней своих великий химик считал, что ученик совершил непростительную ошибку. Но в 1862 году, когда на Королевской выставке королева Виктория вышла к подданным в шелковом халате, окрашенном мовеином, цвет, полученный Перкиным, стал очень модным.

Следующей ступенькой для Перкина стало производство красного синтетического красителя, получаемого химическим путем с добавлением корня марены. В 1868 году химику удалось найти способ гораздо более дешевый, и он обеспечил работу своему заводу на несколько лет вперед.

Позже, когда не стало сначала отца, а потом и брата, Уильям решил отказаться от своего завода, продав его за значительную сумму. Произошло это в 1874 году, с этого времени он занимался теоретической химией, добившись некоторых успехов. В частности, его научный багаж составляет более 60 статей…

К тому времени он уже пять лет был секретарем Королевского химического общества, а спустя 9 лет стал его президентом. Но гораздо важнее для Уильяма стал тот факт, что его старший сын — Уильям Генри Перкин-младший — пошел по стопам родителя, став спустя годы профессором химии.

В 1906 году, Англия отмечала 50-летие открытия первого искусственного красителя. В честь этого события королевский дом принял решение возвести Уильяма Генри Перкина в рыцари. Но в этом качестве изобретатель прожил чуть больше года. Он скончался 14 июля 1907 года, не дожив до своего 70-летия считанные месяцы.

Статья опубликована в выпуске 12.03.2008
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "учебы юного Уильяма, учитель" - тут разве нужна запятая?

    "Но так как процесс его получения был очень трудоемким, получаемое средство было очень дорогим" - был-было, может, "было" заменить "оказывалось"?

    анилин представляет собой одну субстанцию, в то время как хинин совершенно иную - непонятный аргумент. Противомалярийные свойства веществ чем обусловлены? Лучше б эти рассуждения о субстанциях здесь вообще отсутствовали, а то мысли на эту тему ненужные возникают. Просто бы обмолвиться, что Гофман к идее Перкина отнесся скептически, но препятствовать не стал.

    "корня морены" - травка называется - марена.

    "В эту честь королевский дом" лучше бы: в честь этого события, в честь этой даты...

    Да и заголовок - вместо "Каким образом" лучше б выглядело "Как". Короче. На мой взгляд.

  • Я вот все думал, чего же не хватает статье?

    Вроде и факты есть, и статья такая гладкая, "причесанная", и воды в ней мало.
    Понял, чего не хватает.
    Собственного мнения автора.
    Непонятно, что он сам об этом думает.
    Что он хотел статьей сказать? просто урок истории?