• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Аркадий Гайдар! Это кто?

Детский писатель. Почему раньше ничего о нём не слышала… А что за книги? «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Названия интересные, надо почитать. Так… С чего же начать? Ну, Наверное, с того же, с чего и он.

У него в начале писательского пути была «Школа», и у меня в начале моего жизненного пути тоже школа. Время, конечно, разное. Значит, и школы тоже разные. Ну что ж, прочитаем и сравним…

Я, вообще, заметила, что у Гайдара есть особенно важные и значительные слова, к ним относится и слово «время». Писатель умеет добиться нужного ему понимания подбором эпитетов, словесным обрамлением: «странное, оживлённое время», «время-то какое, чувствуешь?», «времена такие весёлые подходят».

И вот в такие «весёлые» времена в жизни Бориса Горикова происходит моё знакомство с героем гайдаровской «Школы». Моим ровесником, который показался мне поначалу обычный наивным и доверчивым пареньком. Но наступает момент, когда главный герой задумывается о своей жизни. «Ведь это уже всерьёз! Всё, что происходило в моей жизни раньше, было, в сущности, похоже на игру…» В этих словах — история жизни Бориса, для которого было всё впереди: взлёты и падения, успехи и неудачи! Только мои уроки с теми, которые жизнь преподносит Борису Горикову, ни в какое сравнение не идут. И если в начале повести это славный парнишка, озорной, хулиганистый, забавный борец за сомнительную справедливость, то в конце книги — это тяжело переживающий свою вину человек, впервые осознавший, что он уже не мальчик, что всё, совершённое им, — уже не игра, а суровая действительность, и что за ошибки расплачиваются не наказанием, а кровью и даже жизнью. Он вырос и возмужал. Перед нами теперь твёрдый и мужественный человек, узнавший страдания, муки совести, гибель близких и прошедший самую лучшую школу — школу жизни. И мне очень захотелось, чтобы такой парень, как Борис Гориков, учился в нашей современной школе XXI века. Наверное, он бы не курил на переменах и не хамил на уроках. Я думаю, что он никогда не стал бы в ряды скинхэдов и не поднял руку на узбекскую девочку. Не такими были гайдаровские герои, и не тому учат нас книги Аркадия Гайдара.

«Он прошел по жизни как удивительный рассказчик, трогавший до слез детские сердца, и, вместе с тем, как проницательный товарищ и воспитатель», — писал о нем К.Паустовский. Хотите верьте, хотите нет, а я действительно плакала, но над другой книгой Гайдара — «Судьба барабанщика». Знаете, как было жалко Сережу Щербакова, запутавшегося, совершившего из-за своего одиночества много промахов и ошибок и ставшего невольным соучастником преступления.

В самый критический момент своей жизни он вспоминает историю маленького героя, француза-барабанщика: «Это я…, то есть он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину, опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал тревожные сигналы». Сережа находит в себе силы выпрямиться. И причина этому — большая любовь к родине, к людям.

Никто так не любил родину, как сам писатель. И поэтому постоянно защищал её на фронтах и в своих книгах. Это теперь звучит красиво и романтично: в пятнадцать командовал взводом, в семнадцать стал командиром полка. Но стоит задуматься, какая тяжесть ложилась на плечи такого командира. Наверное, такая же, как та, что ложилась на плечи наших парней в Афгане и Чечне. Войны и враги у них были разные, но кровь, пот и жестокость одинаковые. И тогда, и теперь для них это была война за правое дело. Гайдар и наши ребята были молоды, и молодость их пришлась на «очень дымное, тревожно-счастливое время».

На такое же время пришлись и события повести «Тимур и его команда». Вот в ней-то особенно ярко видна любовь писателя к родине. Большая, настоящая, искренняя. Это для нас, нынешних, у кого свет клином сошелся на импортных жвачках и мак-дональдсах, он написал когда-то: «…Скучаю уже я по России. Где мой труд? Где мой луг? „Гей вы, цветики мои, цветики степные!“ Всех я хороших людей люблю на всем свете. Восхищаюсь чужими долинами, цветущими садами, синими морями, горами, скалами, утесами. Но на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул, преклонился, и потянуло опять к себе, в нижегородскую или рязанскую!»

Но не меньше, чем свою страну, он любил нас, ее граждан. Хотел, чтобы все мы выросли смелыми, правдивыми и гордыми, как Тимур Гараев — главный герой последней книги Гайдара. Во все времена люди всех возрастов задавали себе одни и те же вопросы: как жить? Что делать? Своей повестью писатель дает ответы. Люби Россию, не сиди, сложа руки, займись настоящим делом, приносящим пользу людям. Уважай дисциплину, прояви изобретательность, благородство. Учись жить в коллективе, умей отличить друзей от врагов. Ну, так ведь лучших правил для нас, молодых, живущих в XXI веке, не придумать! Хочешь чего-то в жизни добиться, следуй им, и у тебя все получится.

Как получалось это у самого Гайдара, который и был главным героем этой книги. Сама удивляюсь, но все мне в ней близко и понятно. А ведь ей уже почти семь десятков лет! Ох, с каким удовольствием ранним утром тайком я бы складывала дрова во дворе у старухи-молочницы. Или, крепко обняв Тимура, мчалась с ним на мотоцикле через ночь… Читала, сравнивала и переживала. За себя, своих ровесников, свое время.

Борис Гориков, Сергей Щербаков, Тимур Гараев… Они свой ЕГЭ — единственный главный экзамен на преданность и верность, мужество и благородство, честность и порядочность сдали на «отлично». А мы? Оправдали ли мы надежды Гайдара, стали ли такими, как он мечтал?

Возможно, это о нас он написал когда-то: «Подрастает такое поколение, которое поражений знать не может и не будет». Если бы вы знали, Аркадий Петрович, как нам сейчас нелегко! Как «достали» нас учебники по истории России, изданные на деньги американского бизнесмена Сороса, бесконечные бразильские сериалы и вездесущий Гарри Поттер! Зачем они мне, русской девчонке Маше из села Новобогородицкого Петропавловского района Воронежской области? Чувствуете, как от одних этих слов русских русским духом пахнет?

Этот самый наш родной дух в Ваших книгах. Неужели этого не чувствуют те, кто составляет школьные программы и учебники? Они, когда заменяли Ваши произведения японскими хокку и небылицами Джеральда Даррелла, у нас спросили? Ну, хватит уже нам глаза замазывать и от настоящей жизни уводить! Да, время сложное, и мы — не подарок, но так с нами нельзя. Да, мы такие: балдеем от модных групп и часами зависаем в Интернете, но нам тоже дороги такие понятия, как честь, смелость, правда. Мы тоже хотим жить полезно и интересно. И уже сейчас стараемся принести пользу людям, России.

В нашей школе работает пионерская дружина. Она носит имя героя Великой Отечественной войны А.Покрышкина. Одной из главных задач является помощь тем, кто защитил нашу страну от фашистов. Правда, нет у нас штаба с проводами, как у Тимура, и ультиматумов местным «Квакиным» мы не предъявляем. А вот сажать огороды, наводить порядок во дворах у стариков — это у нас получается не хуже, чем у тимуровцев. Приводим в порядок братскую могилу и мемориал в центре села, готовим чествования ветеранов и приглашаем их в гости к себе в школу.

Конечно, всего этого очень мало. Но ведь и мы прожили ещё не так много. И пусть сейчас не такое время, о котором писал Гайдар, но для справедливых и смелых, изобретательных и решительных дел ещё очень много.

Да, на дворе XXI век, и над нами мирное небо. Но нам, правнукам Аркадия Петровича, его соратникам в борьбе за новую Россию, есть, чем заниматься и сегодня. В своих юношеских стихах как он написал когда-то.

«Всё прошло. Но дымят пожарища
Слышны рокоты бурь вдали.
Все ушли от Гайдара товарищи.
Дальше, дальше вперёд ушли».

Мне кажется, это он о нас писал, своих читателях, учениках, товарищах. Уже после гибели писателя стали возникать догадки, откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое. Автором версии, получившей широкое распространение, стал писатель Борис Емельянов. От него и пошло: «По-монгольски „гайдар“ — всадник, скачущий впереди».

И я себе представила, как гордо мчится по бескрайним просторам нашей Родины сильный и мужественный всадник сквозь время и пространство. А из-под копыт его коня улетают прочь из нашей жизни подлость и трусость, хулиганство и предательство, лень и жадность. Он так мечтал об этом в своем XX веке и так надеялся, что мы сделаем это в наше время — веке XXI. И мы обязательно выполним гайдаровские заветы. Только для этого нужно, чтобы все мы были вместе: Россия, Гайдар и мы!

Статья опубликована в выпуске 25.05.2008
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • 5!

    Мария, как я рада, что прочла вашу статью! Вы молодец! Ведь в последнее время все больше ругают советских писателей, хотя порой и не читали их книг. Аркадий Гайдар - он и через сто лет останется своим для подростков, тех, кому дороги честность, верность Родине, смелость. Спасибо, пишите дальше!

    Оценка статьи: 5

  • Было б лучше, если бы, тоскуя о счастливом сказочном мире Гайдара, автор не противопоставлял, по обычному советскому шаблону, свою страну - Западу и Востоку.

    Чем вам, Маша, японская поэзия не угодила? Или Гарри Поттер, или Даррел? Почему нельзя читать ВСЕ, что хочешь?

    Вы, Маша, не нюхали тех времен, когда огромного количества произведений отечественных писателей просто-напросто нельзя было найти - они либо не печатались, либо были под запретом. Хорошо это - на нынешних возможностях сидючи, брезгливо отмахиваться от одного-второго-третьего - мол, это нам не нужно, это не русским духом пахнет, а это - русским, но несколько иначе, чем у Гайдара.

    Вам, Маша, повезло, вам не пришлось, как мне, допустим, долго-долго, до отвращения к писателю и его произведениям, пережевывать эту самую "Школу". Вы изучали историю не по этим насквозь пропитанным идеологией учебникам советским - и вы можете осознать, как это ужасно - стать командиром воинского подразделения в пятнадцать лет, в пятнадцать лет получить право убивать людей. И - убивать!

    Конечно, время было такое, гражданская война, брат встал на брата. Но ведь это страшно - подросток с оружием в руках, подросток - убийца. История новейшего времени имеет множество примеров такого использования детей разными режимами. И это - жуткие примеры. Вообще, страшная практика - сбить 12-17-летних в отряды под каким угодно знаменем, в Китае, Камбодже, в Африке, дать в руки автоматы и сказать - идите, защищайте режим. Убивайте!

    Маша, нам в школе не говорили о Нагорной проповеди, не говорили о заповедях. Позором надо было клеймить абстрактный гуманизм.

    Не надо Гайдара отождествлять с его героями. Не надо вообще писателя отождествлять с его героями. Да, в каждом герое писатель живет - но, чтобы осознать, какова эта жизнь, надо иметь понятие о реальной жизни этого писателя.

    Гайдар-писатель вовсе не был тем мальчишкой из своих книжек. Он, взрослый человек, в начале своей взрослой жизни ощутивший вкус вражьей крови, - не мог не осознавать тяжести такого жизненного опыта. Гайдар от армии был отставлен в результате психиатрического и общего мед. освидетельствования, с диагнозом - нервное истощение, функциональные нарушения сердечной деятельности. Плюс ранения, контузия, конечно. Известно о его жестокости во время подавления восстания на Тамбовщине, во время операции в Хакассии. Если учесть, что речь идет о подростке, все становится понятным, для подростка вообще нет полутонов. Враг - так к стенке!

    Сниться эти убитые им люди будут Гайдару позже - все в той же взрослой жизни. Ни пьянство, ни попытки самоубийства от этого не лечили. С этим приходилось жить, время от времени лечиться у психиатров.

    Афганцы и чеченцы могут рассчитывать на лечение и реабилитацию - как участники военных действий. Гайдару все это пришлось пережить тогда, когда о психологических проблемах ветеранов еще и не думалось.

    Маша, из учебников истории вы знаете, что был в истории СССР такой год - 1937-й. Возьмите тот учебник, который издан на бюджетные деньги - Соросовское "Открытое общество" из России ушло в конце девяностых, кажется. Так что вряд ли вам пришлось учиться по книжкам, созданным и изданным на гранты "Открытого общества" (ротация школьных учебников - три года). Почитайте про 37-й год и поймите, в какое время жил и писал Гайдар. Что он видел и что писал. Может, тогда вы "Судьбу барабанщика" иначе прочтете. Есть еще и дневники Гайдара - тоже достойное чтение, полезное для желающих прозреть.

    • Особенно мило в статье звучит предположение, что вот это самое, родное, "Новобогородицкое" - это и есть то, что защищал Гайдар. Сколько таких Новобогородицких стали Красными, Октябрьскими, сколько церквей в них разрушено, отдано под склады...

      Небылицы Даррелла - ссылочку можно, Мария? Да, многие названия животных мы впервые узнали из его книг, на уроках нам о них и не рассказывали... Но знаете, это не повод считать, что хоть что-то из его автобиографичных книг - придумано.

    • Каждому свое. Для Гайдара Родина. Для Любы Мельник режим. Одни защищают Родину, убивая врагов, другие рассуждают об АБСТРАКТНОМ гуманизме.
      К счастью для России, войну встретило поколение, которое изучало в школе Гайдара и Толстого, Блока и Пушкина, а не Нагорную проповедь и абстрактный гуманизм.

      Оценка статьи: 5

      • Александр, о какой родине могла идти речь в гражданскую войну? Те мужики, которых Гайдар убивал - что, безродные космополиты были? Ту землицу, которую они сами, их отцы и деды пахали, потом поливали, - родной не считали?
        В 1941 году, как известно, война была против внешней угрозы.

        Пушкин-Толстой-Блок - вообще классическая литература - как раз и способствует "очеловечиванию" человека, она и несет эту самую мораль Нагорной проповеди. Опосредованно, но душу человека воспитывает.

        Кстати, Аркадий Голиков был воспитан на той же классике и в той же морали. И когда схлынуло с него подростковое дикарство, муки душевные его одолевать начали. Его жизнь - тому свидетельство, его литература.

        А что касается "абстрактного гуманизма" - хе, помню-помню я те времена, когда это выражение жупелом было.

        Вообще, Александр, постарайтесь обходиться в комментариях без личных выпадов и навешивания ярлыков на авторов статей или комментаторов, это здесь не поощряется.

        • "О какой родине могла идти речь в гражданскую войну?" О России. Победа белой армии, ориентированной на Антанту, превращала России в колонию.
          Это прекрасно понимало лучшая часть офицерского корпуса русской армии, половина из которого защищала Россию в рядах Красной Армии, в том числе 46 процентов (639 человек, из них 252 генерала) элита офицерского корпуса - офицеры Генерального штаба.
          Практически все руководители будущей белой армии деятельные участники февральской революции, развалившей армию (знаменитый "Приказ № 1") и Россию. К июню 1917 отделилась Украина и Финляндия, в сентябре Северный Кавказ, в ноябре Закавказье, в декабре Бесарабия и Литва.

          "Те мужики, которых убивал Гайдар", вели борьбу против государства, как такого, т.е. против России. Не какой власти, никаких податей. Яркий пример Махно. Родина заканчивается за моей хатой и моим амбаром.

          Так что за Родину дрался Гайдар. И действительно, свидетельством тому его книги. Как и вся Русская классическая литература.

          Абстрактный Гуманизм - это что вроде позиции Янкеля: «Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл» (Гоголь Тарас Бульба).
          Русские классики на стороне Тараса - "Я тебя породил, я тебя и убью".

          "Вообще, Александр, постарайтесь обходиться в комментариях без личных выпадов и навешивания ярлыков". Боже упаси, ничего личного, ни одного ярлыка. Только цитаты из Вашего сообщения

          Оценка статьи: 5

  • Я в 15 лет так писать не умел и не пытался. Маша просто молодец. 5+
    А идеализация в этом возрасте - даже хорошо, зрелость и более глубокое понимание придет позже. Всему свое время.

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемая Люба!
    Владимир абсолютно прав, Маша просто молодец!!!
    Девочке, возможно, нет и 15 лет, а она уже замечательно пишет, но самое главное - умеет думать, делать выводы и выражать свои мысли. Может быть, несколько максималистичные и местами не совсем правильные в историческом или каком-нибудь еще смысле, но тем не менее, добрые, искренние и чистые. И дневники Гайдара она прочтет, в свое время, и сделает правильные выводы, уверен.
    А Вы так зло на нее - "чем не угодила", "не нюхали тех времен", "брезгливо отмахиваться". Что такого плохого Вы нашли в "Школе", что "пережевывали ее с отвращением"? А сейчас в школе, кстати, не только "говорят о Нагорной проповеди", но вообще собираются христианскую чушь вводить в обязательную программу. А дети, тем временем, не знают, кто такой Ленин, самым важным событием второй мировой войны считают нападение на Перл-Харбор и так далее. Это - нормально?
    А Маше - 5+!

  • Я тоже ставлю "пять", даже с плюсом. Просто, как глоток чистой воды или , скажем лучше, свежего воздуха в душной атмосфере засилия прозападными культурными "ценностями". Я не против западной культуры в целом, но я лично против того, чтобы , как говорится, молодые неокрепшие души подвергались отлучению от родной культуры.
    Интересно, что буквально пару дней назад скачала из интернета рассказ Гайдара "Чук и Гек", чтобы еще раз перечитать его. Я в шутку называю так малышей своего сына, который тоже геолог.

    Так что, Маша - молодец! И если вдруг тебе понадобится поддержка или просто пообщаться, пиши мне.

  • По советской версии "Гайдар" переводится как "всадник, скачущий впереди". А по другой версии по-хакасски "гайдар" - происходит от "хайдар", что значит что-то типа "злобный, сеющий смерть".
    Кто-нибудь знает как на самом деле?

    • Вот здесь:

      «Когда Аркадия Петровича спрашивали, что означает его псевдоним, то он говорил, что так в Хакасии называют боевых командиров. Когда его отряд выезжал из села, то встречные бросали: «Хайдар Голиков». Один из биографов трактовал перевод этого слова с монгольского так: «Гайдар - это всадник, скачущий впереди».

      Звучит красиво. Но стоило сделать простую вещь - просмотреть словари, чтобы убедиться: ни в монгольском, ни в двух десятках других восточных языков такого значения слова «гайдар» попросту нет.

      Оказывается, на хакасском языке «хайдар" означает: «куда, в какую сторону?» То есть когда хакасы видели, что начальник боевого района по борьбе с бандитизмом едет куда-то во главе отряда, они спрашивали друг друга: «Хайдар Голиков? Куда едет Голиков? В какую сторону?» - чтобы предупредить других о грядущей опасности.

      Но сам Аркадий Петрович так никогда и не узнал об истинном значении своего псевдонима. Он ушел на одну войну в четырнадцать лет и погиб на другой - в тридцать семь. Конечно, на тех войнах он был вооружен самой действенной ленинской идеей, которая автоматически давала всем красным командирам индульгенцию от мук совести».

      В статье - одна из версий, из книги Тимура Гайдара об отце (которую Тимур Аркадьевич, между прочим, еще и опровергает. Кстати, неплохо было бы как-то проверить насчет этого "монгольского" слова):

      «...в 1923 году. И уже тогда прозвучало - Гайдар. Может, если полистать подшивки газет, выходивших в Красноярске в 1923 году, вдруг и обнаружится это имя на их страницах.
      Но почему в таком случае и над повестью «В дни поражений и побед» и над первой публикацией «Р.В.С.» он поставил - Арк. Голиков? И откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое?
      Аркадий Гайдар на такой вопрос не отвечал. Если приставали, отделывался шуткой.

      Уже после его гибели стали возникать догадки. Автором версии, получившей широкое распространение, стал писатель Борис Емельянов. От него и пошло: «По-монгольски «гайдар» - всадник, скачущий впереди».
      Есть в ней, по-видимому, какая-то доля истины. Ну хотя бы то, что Аркадий Голиков действительно бывал в Башкирии, потом в Хакасии, а имена Гайдар, Гейдар, Хайдар на Востоке распространены.

      Но чего бы вздумалось девятнадцатилетнему Аркадию Голикову брать иноплеменное, хотя и звучное имя?
      Думаю, не потому, что означает это слово – «всадник, скачущий впереди». Во-первых, в монгольском языке слова «гайдар» в подобном значении не существует. А во-вторых, не был Аркадий хвастлив и нескромен. Зато всегда, с детства, был большой выдумщик. В реальном училище пользовался шифром собственного изобретения.

      Разгадать загадку, которую задал нам писатель, удалось его школьному товарищу А.М. Гольдину. Вспомним сначала, что в детстве Аркадий учил французский язык. Всегда любил ввернуть при случае французское словечко. «Сережа! Завтра - 22 января - мне стукнет ровно без шести лет сорок. Молодость – «э пердю! Ке фер?» - написал он С. Розанову.
      Напомним еще, что во французском языке приставка «д» указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д'Артаньян - из Артаньяна.

      Итак: 1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Путь кадрового командира РККА, начатый так уверенно, заволокли тучи. Что делать дальше? Как жить? Созревает решение - литература.

      Тогда и придуман, найден литературный псевдоним: «Г» - первая буква фамилии Голиков; «АЙ» - первая и последняя буквы имени; «Д» - по-французски – «из»; «АР» - первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним. Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар».

  • Маша, молодец! Душевная статья.

    А что до критики, то найдутся люди, которым не нравятся патриотические настроения других, может быть потому, что нет у них таких чувств. Им надо всегда найти какие-то гадости, чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток.

    Даже сделать однобокие выводы из простого вопроса. Выяснить куда поехал, чтобы предупредить своих.

    Что касается проповедей и т.п. заповедей, то сколько религий - столько и поучений. Реальная жизнь проходит совершенно по другим законам. Так что, в школе надо изучать то, что одинаково действует на все религиозные концессии, например, закон тяготения.

    Оценка статьи: 5