• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Что оставил нам в наследство Филипп Вигель?

О Филиппе Филипповиче Вигеле в наши дни знают немногие, хотя в последние время его «Записки» выдержали несколько переизданий и на книжных прилавках не залеживаются. А воспоминания, стоит заметить, прелюбопытнейшие, ведь Вигель близко знал практически всех ведущих литераторов своего времени, а также многих военачальников и государственных деятелей. К тому же, он обладал прекрасной памятью, острой наблюдательностью и редким даром писать изящно, образно и точно, используя по максимуму возможности «великого и могучего».

Родился Филипп Вигель 12 ноября 1786 г. в селе Симбухово, что в Пензенской губернии, в семье генерала, служившего в тот период пензенским гражданским губернатором. Детские годы провел в Киеве, затем жил в Москве и в имении князей Голицыных, где ему довелось недолгое время учиться русской словесности у баснописца Крылова, чем он впоследствии немало гордился.

Филипп Филиппович Вигель
Фото: ru.wikipedia.org

В 14 лет для Филиппа началась чиновничья служба, сначала в московском архиве Коллегии иностранных дел, затем в различных ведомствах в столице. Довелось ему даже в далекий Китай с посольством съездить. Несмотря на отсутствие систематического образования, чиновником он оказался грамотным, старательным и исполнительным, поэтому по чиновной лестнице поднимался быстро. В 1824−26 годах он уже вице-губернатор в Бессарабии, затем два года градоначальник в Керчи. А по возвращении в Петербург — сначала вице-директор, а вскоре и директор Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. В отставку Филипп Филиппович вышел в 1840 году в чине тайного советника, что соответствовал чину генерал-лейтенанта. Поселился в Москве и зажил жизнью степенной и размеренной.

«В эту зиму, — вспоминал С. М. Загоскин, — приехал на жительство в Москву Филипп Филиппович Вигель и стал часто посещать матушку, нередко обедая со мною и братьями; хотя я и прежде видал его в нашем доме, но только с этого времени ближе познакомился с этим умным занимательным собеседником.
Вигель, старик лет 67, небольшого роста, сгорбленный, одетый по-стариковски в долгополый сюртук и всегда в черных укороченных панталонах, походил на какого-то приказного или подьячего старого времени. Лицо его было выразительное и умное; маленькие огненные черные глаза ехидно смотрели из-под нависших бровей; тонкие губы насмешливо улыбались, а небольшой горбатый нос придавал его лицу вид хищной птицы. Речь его была тихая, плавная, увлекательная, но порой ядовитая и даже злая».

В Москве на досуге занялся Вигель мемуарами, а вспомнить ему было что. Он одним из первых вступил в литературное общество «Арзамас», где имел псевдоним Ивиков Журавль. Тогда же он познакомился и близко сошелся с Пушкиным. Впоследствии он вспоминал об отношении арзамасцев к поэту в период окончания Пушкиным Лицея: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены „Арзамаса“ как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в „Арзамасе“, казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

Немаловажно, что Вигель — один из немногих мемуаристов, общавшихся с поэтом в период его пребывания в Кишиневе и Одессе. Причем, тогда их отношения были практически дружескими, и именно Вигелю читал Пушкин первые главы «Евгения Онегина». Их отношения, но уже не столь близкие, продолжились и в 30-е годы. В январе 1834 года Пушкин, после очередной встречи с Вигелем, отметил в дневнике: «Вчера был он у меня. Я люблю его разговор — он занимателен и делен».

Благодаря «Арзамасу» круг литературных знакомых Вигеля был обширен, он был постоянным посетителем литературных вечеров, устраиваемых Жуковским, и долгие годы состоял с ним в переписке. Ему было что вспомнить о встречах с Вяземским, Карамзиным, Гоголем, Бестужевым-Марлинским, Батюшковым и многими другими. Как высокопоставленный чиновник, он мог наблюдать «государственную кухню и её поваров» изнутри, что позволило ему дать в воспоминаниях интереснейшие зарисовки, посвященные Румянцеву, Сперанскому, Кутайсову, Багратиону, Воронцову, Раевскому. Любопытны его описания событий, происходивших в Петербурге в период войны 1812 года. Он подробно рассказывает о перипетиях назначения Кутузова, о восприятии петербургским обществом известий о Бородинской битве и оставлении Москвы, о закулисной борьбе в среде высшего генералитета.

Стоит отметить, что в его воспоминаниях меткость суждений и мастерство рассказчика соседствуют с едкостью языка и явной предвзятостью в отношении многих описываемых им лиц. А вот бытописание дворянской жизни точно и скрупулезно, но преподносится так увлекательно, что при чтении зримо воспринимаются и уют старинных «дворянских гнезд», и многонедельный утомительный путь по разбитым российским дорогам с неспешными чаепитиями под придорожными липами и ночевками в протараканенных станциях, и азарт карточных баталий, и пропитанная пылью, скукой и подобострастием атмосфера присутственных мест.

Вигель не только дал интереснейшие литературные зарисовки дворянского быта начала XIX столетия, но и оставил прекрасную коллекцию литографированных портретов своих современников, которую собирал всю жизнь. В 1852 году он передал её в дар Московскому университету. В отчете университета за 1853 год отмечено: «Тайный советник Вигель пожертвовал в пользу Московского университета собрание 3139 отдельных гравированных портретов и до 800 рисунков, в особых изданиях помещенных». Коллекция находилась в прекрасном состоянии, а на некоторых гравюрах даже были автографы авторов или изображенных лиц. Так, на портрете А. С. Пушкина, выполненном Н. И. Уткиным с оригинала О. А. Кипренского, был автограф поэта.

Среди гравюр были и истинные раритеты, например, два портрета З. А. Волконской, портреты адмирала И. М. Головина и Н. А. Дуровой, парный портрет наследников престола — Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны (будущих Петра III и Екатерины II). Кроме работ Уткина в коллекции были представлены произведения практически всех ведущих российских граверов той поры и многих иностранных мастеров: Е. П. Чемесова, И. А. Берсенева, Д. Ф. Герасимова, Г. Шмидта, Дж. Уокера, Т. Райта и других.

Любопытно, что о своей коллекции Вигель не упоминает в воспоминаниях, нет о ней ничего и в его переписке с современниками, во всяком случае, в той её части, которая сохранилась в архивах.

Кроме графических работ Вигель собрал прекрасную библиотеку, содержащую более 2 тысяч книг, главным образом, по истории и искусству.

Умер Филипп Филиппович Вигель 20 марта 1856 г. в Москве. Собранная им коллекция хранится в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. Но лучшим памятником ему, несомненно, стали «Записки», которые читаются как увлекательнейший роман.

Статья опубликована в выпуске 21.04.2008
Обновлено 20.07.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: