Валентина Пономарева Грандмастер

Рукописи не горят... А гении? Джордано Бруно

В нынешнем году — 550-летний юбилей Ноланца, известного под именем Джордано Бруно. Он появился на свет в 1548 г. в маленьком местечке Нола, что под Неаполем. А можно сказать, что невдалеке от Везувия, и потому с молоком матери-крестьянки впитал вулканическую неудержимость свободы во взглядах. А быть может, отвага передалась ему от отца-воина, который был солдатом по найму.

В детстве мальчика никто не называл Джордано. Да и с чего бы?! При крещении он был назван Филиппо, а новое имя — Джордано получил при вступлении в Доминиканский орден в возрасте 17-ти лет (некоторые источники заявляют, что ему тогда было 15, но их меньшинство). Кстати, именно там, в Ордене, он, познакомившись с классическим искусством памяти по работам Фомы Аквинского, быстро освоил его и даже прославился, демонстрируя в публичных речах, в том числе, перед Римским Папой Пием V. Этим «великим исскуством» Д. Бруно интересовался и в дальнейшем, в частности, он написал несколько трактатов, посвященных теориям Р. Луллия о механическом мышлении и памяти.

Вселенных бесконечное множество Но это потом. А сначала он окончил монастырскую школу в Неаполе, получил степень доктора богословия и стал священником (1572). Уже через 4 года он бежал в Рим, а затем — еще дальше, чтобы колесить по Европе, спасаясь от обвинения в ереси (которое содержало сто (!) пунктов). Принято считать, что Ноланец следовал учению Коперника, но в действительности он делал гораздо более радикальные выводы.

В чем же заключалась новизна взглядов Джордано Бруно?

В сочинении «О причине, начале и едином» (1584) он утверждает, что Бог (Бесконечное) — это принцип, который включает или сочетает в себе абсолютно все существующее, и любая форма существования — лишь проявление этого принципа. В том же году в работе «О бесконечности, Вселенной и мирах», опровергая аристотелевскую космологию, утверждает, что физическая Вселенная бесконечна, она содержит в себе бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и планеты, а также возможность обитаемости живыми существами (встреча с которыми для землян может быть небезопасной).

О движущих силах эволюции жизни этот вдохновенный мыслитель заявляет, что «Героическая Любовь и Героический Энтузиазм - это сила, с помощью которой можно достичь и обрести Добро, Истину, Прекрасное…», что Вселенная оживлена всепроникающей Космической Душой, которая есть не что иное, как одно из трех лиц Бога. Двумя другими он называл Высший Разум и Материю (См. «Записки странствующего энтузиаста»).

За 16 лет скитаний он приобрел как друзей-единомышленников, так и врагов-доносителей, которые преследовали повсюду: в Италии, Швейцарии, Франции, Англии, Германии. Острый и бескомпромиссный язык, откровенно критические высказывания о Доминиканском ордене в части исповедуемых постулатов и противоречащих им устоев бренного существования не могли не задевать набожные умы, видевшие защиту от них в инквизиции…

Время такое было. Впрочем, любое время чисто, это люди его раскрашивают в разные тона. И раньше, и ныне: либо действуешь во благо, либо против него. И во все времена находились те, кто предавал с искренней верой в совершаемое благо. Пока люди не поймут, что нет чести, нет правды в смертоубийстве, эта череда низменных поступков не прекратится. Впрочем, это лишь размышления. А что с фактами?

Как гений попал в тиски инквизиции, не сумевшей устроить суд скорый?

В роковом 1592-м Д. Бруно принял приглашение молодого аристократа из Венеции Джованни Мочениго, пожелавшего обучиться наукам и познать тайну превращения неблагородных металлов в золото. Он-то и выдал затем своего учителя властям (поговаривали: чтобы в одиночку получить плоды полученных знаний. Но имя презренного Мочениго никто бы и не вспомнил сегодня, если бы не его предательство). Итак, свободолюбивый Ноланец оказался в тюрьме. Но какова же была сила его таланта и насколько убедительна пламенная речь, если, отправляя несговорчивого еретика в Рим, венецианские инквизиторы в 1593 г. сочли необходимым отметить:

Памятник Джордано Бруно в Риме «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычными познаниями, и создал замечательное учение…»

Они не могли его отпустить и не могли казнить, — рука не поднималась. Среди судей в Венеции не нашлось подобного Пилату… Речь вовсе не об уподоблении узника Христу, а исключительно о характеристике властей предержащих.

В Вечном городе Джордано Бруно подвергался допросам и пыткам в течение целых семи лет, но не отрекся от своих убеждений — это общеизвестно. Смертный приговор ему содержал обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии. Но дело было не только в этом. Ведь обвиняемый имел совершенно определенные взгляды на устройство жизни церковных служителей, в частности, выступал против монастырского имущества и доходов. Как удивительно, что до сих пор неизвестно — что же в действительности инкриминировалось этому вольнодумцу?!

Почему так тщательно скрывались за общими формулировками конкретные предъявления вины? И что дало право смертнику после зачтения приговора сказать: «Вы, наверное, с большим страхом оглашали этот приговор, чем я его выслушал… Сжечь — не значит опровергнуть…». И ведь сожжение тоже было выбрано неслучайно. Могла быть и другая казнь (ужасная!): четвертование раскаленными щипцами. Но считалось, что казнь без пролития крови оставляет душе возможность достигнуть рая. Значит, это была своебразная милость блюстителей средневековых нравов обреченному на смерть?

Он взошел на костер в Риме на углу Кампо ди Фьори (площади «Поле Цветов») и переулка Лучников в предутренний час 17 февраля 1600 г. Человек, утверждавший, что «светоч знаний часто обжигает руку несущего», принял смерть от огня. Пепел от костра бросили в Тибр, и вода приняла его прах.

Через столетия на месте казни был поставлен памятник, а потом наступило и такое время, когда церковь его реабилитировала.

Но имя Джордано Бруно и сегодня вызывает полемику в некоторых кругах: считать ли его ученым? Те, кто возражает против этого, заявляют, что в своих взглядах, основанных на богатом воображении, он был чрезвычайно смел, но не заботился о точности и осторожности, обеспечивающих доказательность выводов в науке. Тогда как же объяснить совпадение идей Д. Бруно с позднейшими научными и философскими теориями?

Обновлено 8.04.2008
Статья размещена на сайте 24.03.2008

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В статье масса ошибок

    Собственно сабж. Кроме мелких, есть одна крупная: Церковь до сих пор НЕ РЕАБИЛИТИРОВАЛА Джордано Бруно. Был реабилитирован Галилей, но не Бруно. И Церковь здесь придерживается объективной позиции. То о чем говорил Галилей – факт, который доказан наукой. То о чем говорил Бруно – всего лишь теория, которая до сих пор не имеет никаких научных подтверждений, а посему может считаться ересью и сатанизмом.
    И в этом плане я понимаю церковь. Она сожгла именно еретика. Многим сегодня кажется – ах какой хороший был человек, какой принципиальный. Но это не совсем так. Бруно был революционером, причем основывал свои взгляды на чисто фантастических теориях. И кто знает, сожги в свое время Ленина или Гитлера – не было бы миллионов убитых, искалеченных, без вести сгинувших за их «красивые идеи» о равенстве братстве или чистоту расы (тоже ведь красивая идея).

    • Подробнее здесь (советую прочесть всю статью - очень интересная, об отношении церкви к науке) - http://nauka.relis.ru/01/0012/01012002.htm
      ***
      ...
      — В Ватикане мне задали тот же вопрос. Я сказал, что Галилея они реабилитировали, и это я одобряю. Джордано Бруно сожгли, но до сих пор не реабилитировали, а он относится к тем ученым, которых я уважаю... Тем не менее меня пригласили принять участие в конференции. Один доклад на ней делал Папа Римский, другой — я. Конечно же, были прочитаны еще несколько десятков докладов. Это происходило в саду Ватикана, было очень красиво. Мы обсудили с Папой Римским ряд проблем, в том числе поговорили и о Джордано Бруно. Мне кажется, Папа Римский Иоанн Павел II — самый прогрессивный человек в Ватикане. Он читал лекцию о том, что наука и религия не должны ссориться, и это было весьма любопытно. Идея его выступления состояла в следующем. И наука и религия заинтересованы в открытии истины. Наука для этого располагает экспериментальной техникой. Религия же пользуется необычной технологией поиска истины, а потому не должна оспаривать те открытия, которые делает наука. У ученых больше средств, больше контроля, вот и пусть они находят истину, а религия будет с ними соглашаться. Это первое. Теперь — второе. Ученые сами не могут использовать свои открытия, в этом они совершенно беспомощны. Они создают атомные бомбы, придумывают звездные войны и т. п. Религия же может подсказать людям, как им правильнее использовать знания, полученные наукой... Папа Римский развивал эту идею долго, приводил множество примеров, доказывал, что между наукой и религией не должно возникать противоречий.

      — Он не покаялся за сожжение Джордано Бруно?

      — Он не мог этого сделать, так как тем самым начали бы разрушаться основы католицизма....

      — Что вы имеете в виду?

      — Почему Ватикан реабилитировал Галилея? Ведь его взгляды сейчас признаются церковью. У нас неточно излагают причины, по которым преследовался Галилей. Фраза “И все-таки она вертится!”, по-моему, выдумка средневекового журналиста. Признаю, придумано неплохо. На самом деле Галилей утверждал, что теория Коперника не противоречит Священному писанию. И в конце концов Ватикан с этим согласился.
      ...
      ***

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 21 апреля 2008 в 21:41

        Это интервью одного человека.
        Вот здесь собраны ссылки на ресурсы, где указано, что Иоанн Павел II реабилитировал Джордано Бруно в 1992 году.

        Петр, укажите, пожалуйста, в чем заключаются остальные ошибки.

        • Я привел интервью официального представителя католической церкви, в котором тот прямо сказал "реабилитации Джордано Бруно не было". А вы привели ссылки на третьи источники, в которых написано, может быть все что угодно. Одним словом ссылки на ресурсы вижу. Не вижу ссылок на позицию официальной церкви.
          Остальные ошибки статьи заключаются в эмоциональном искажении фактов. Так, например, написано, цитирую: "Джордано Бруно подвергался допросам и пыткам в течение целых семи лет". Здесь есть обобщение, из которого выходит, будто Бруно все семь лет пытали. При всем моем уважении к человеческой стойкости, никто бы не выдержал пыток в течение 7 лет. На самом деле, его за семь лет, может быть, пытали раз, может два (и непонятно как пытали), а может быть и вообще не пытали, но уж точно не семь лет.
          Вот так и появляются красивые (но не соответствующие действительности) легенды о том, будто Ньютону упало на голову яблоко, или будто Галилей сказал "а все-таки она вертится", или о том, будто Бруно пытали целых семь лет, а он не раскололся.
          Обсуждать все подобные ляпы статьи нет желания, да и не нужно. Одно ясно - это профанация правды.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 апреля 2008 в 22:30

            Лично у меня нет источника точнее. Вполне возможно, что Вы правы по части "реабилитации", но по сути дела Вам завтра ответит сама автор статьи, она с документами работает профессионально.
            Вы же в полемическом запале даже не заметили, что текст, на который привели ссылку - не "интервью официального представителя католической церкви", а интервью с вполне светским академиком В.И.Арнольдом (2001 года) о его частной беседе с Папой римским (в 1998 году).
            В этой беседе говорится, и Вы процитировали это:
            — Он не покаялся за сожжение Джордано Бруно?
            — Он не мог этого сделать.

            Между тем, в 2000 году широко освещалось 400-летие сожжения Джордано Бруно и сообщалось, что Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу бесчеловечной казни. Что это, как не "покаяние за сожжение"?

            "Эмоциональное искажение фактов" - это несерьезная претензия.
            Вы составили себе какое-то представление об исторической личности, которой 400 лет нет на свете и хотите, чтобы все разделяли именно это эмоциональное ощущение.
            На основании фактов, которые автор подбирает тщательно, можно сделать разные умозаключения, и это - право автора. Ваше право - высказать своё видение этого образа, но критиковать тексты статей у нас принято так. То есть, покритиковать выражение "семь лет допросов и пыток" Вы могли бы, лишь приведя точное их "незначительное" количество и периодичность. И тогда уже аппелировать к окружающим, и не факт, что они с Вами согласились бы. Семь лет в средневековой тюрьме - само по себе пытка, на мой, к примеру, взгляд...

            • читать дальше →

              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 23 апреля 2008 в 14:44

                Петр, Ваш комментарий более чем возмутителен. Вы не знаете материала и на сотую долю того, что перелопатила автор, не обращались ни к каким первоисточникам, а считаете возможным употреблять выражения вроде "аморально", "ложь", "вранье". О чем бы ни говорила Ваша претензия, она не принимается нами.
                В этой ветке Ваши комментарии будут удаляться, можете выражать свою точку зрения в личных сообщениях, если с Вами кто-нибудь захочет общаться.

              • Петр, по-моему Вы настолько увлеклись собственными эмоциями, что не заметили, как перешли к оскорблениям. Это не позволяет мне вести с Вами диалог. Сожалею, что несколько дней была лишена возможности изложить свою точку зрения для читателей.

                1.О реабилитации

                Академик Арнольд — весьма авторитетный математик, но в данном вопросе представляется более логичным обратиться к мнению философов, занимающихся вопросами теологии. Так, Валентин Арсеньевич Никитин является не только доктором философии, но и богословом, редактором издательского отдела Московской патриархии, главным редактором журнала “Путь Православия”, членом редколлегии журнала “Символ”, издаваемого в Париже Славянской библиотекой.

                Интервью с ним портала «Кредо.ру» помещено на сайте отдела образования и катехизации Русской православной церкви, там идет речь и о реабилитации Джордано Бруно: http://www.prokimen.ru/article_2755.html

                Итак, фактически Д.Бруно был реабилитирован дважды: при покаянии католической церкви за преступления инквизиции по отношению к науке (1997); при покаянии Иоанна Павла II 12 марта 2000 г. ("День прощения") за все грехи католической церкви:
                1) "Грехи, совершенные ради достижения Истины" – нетерпимость, насилие по отношению к инакомыслящим, религиозные войны, жестокости во время крестовых походов, пытки и костры инквизиции;
                2) "Грехи против Церкви как мистического Тела Христова" – отлучения, расколы и схизмы, преследования внутри Церкви;
                3) Грехи против духа любви, мира, уважения к различным культурам и уважения к другим религиям, предписываемого духом Евангелия (в том числе юдофобия, молчание Католической Церкви в периоды гонений на евреев);
                4) Насильственная евангелизация Америки;
                5) "Грехи против человеческого достоинства и против единства человеческого рода" – дискриминация женщин, других рас и других этносов;
                6) "Грехи, допущенные против фундаментальных прав людей и против социальной справедливости" – ущемление прав неимущих, еще не родившихся, лиц, отвергаемых обществом и т.п.;
                7) Отход от самого духа Евангелия, то есть грех против Святого Духа (но не хула на Него, – это грех непростительный!).

                Официальность этого акта подтверждена документом Международной богословской комиссии "Память и примирение: Церковь и ошибки прошлого", разъясняющим, что покаяние Папы от лица всей Церкви не противоречит нормам канонического права.

                Таким образом, единственный нереабилитированный аспект деятельности Д.Бруно — поведение монаха-доминиканца и священника, выступавшего против социальной системы, к которой он юридически принадлежал.

                2.О пытках
                В тексте статьи не говорится о беспрерывных пытках: «В Вечном городе Джордано Бруно подвергался допросам и пыткам в течение семи лет». Кроме того, помимо сажания на кол и подвешивания на дыбе, общения с подсаженными в камеру провокаторами, писавшими новые доносы, он чуть не погиб при затоплении тюрьмы инквизиции во время наводнения в Риме (1598 г.). На казнь был приведен с кляпом во рту, к столбу привязан железной цепью и мокрой веревкой, которая при высыхании от жара костра врезалась в тело...

                3. О теме статьи

                Статья — о гение. Применительно к ним трудно подходить с обыденной меркой оценки характера и проч. Да, дерзок был, прямолинеен, бескомпромиссен, с высоким самоуважением. Но не это является предметом авторского интереса к его фигуре.

                Из отечественной литературы о Ноланце любимая книга: В.С.Рожицын «Джордано Бруно и инквизиция». - М.,1955

                На фото: кол как орудие пытки

                Оценка статьи: 5

  • А кто такой «смертик»?

    В третьем абзаце с конца читаем: «И что дало право смертику после зачтения приговора сказать…»

    Наверное имелся ввиду смертНик – но буква Н улетела. Впрочем, как знать. Если ввести в поисковик слово смертик, то можно встретить даже такой заголовок:
    «Террорист-смертик, взорвавшийся в Тель-Авиве, оказался британцем», вещает газета.ру

    Ergo, предлагаю переписать сентенцию следующим образом: «И где нашёл Бруно мужество после оглашения смертного приговора воскликнуть (далее идёт текст восклицания, e.g. сжечь не значит опровергнуть etc) ?»
    И дело с концом.

  • К сожалению, гениев сжигали и сжигают. 5

    Оценка статьи: 5

  • Поставила 5!

    Но, скажу я вам - страшная статья!

    Не хуже фильма ужасов!
    Это ж надо - 7лет его пытали и мучили, а он не отрекался!

    М-даа, крепкий орешек!
    А я бы отреклась, они бы меня отпустили, а я бы за тоже самое принялась!

    Похитрее же надо быть. Тем более, что они (инквизиторы) ведь и сами не сильно хотели его сжигать. понимали, что человек стОящий!

    Нет же, надо было ему на рожон лезть!

  • 550-летний юбилей великого Ноланца

    либо - 550-летие, либо юбилей. Ибо юбилей, как недавно вы, Валентина, и объясняли, есть некое -летие.
    Почему название жителя города с прописной? Житель Рима - римлянин, жительница Москвы - москвичка, да?

    Кампо ди Фьори (площади Цветов)
    - Кампо, по-моему, что-то похожее на поле должно быть. Пьяцца - площадь, кажется.

    По поводу вины - в комментариях к статье Валерия Яковлева я уже отмечалась ссылкой на документ. Все очень конкретно.

    • Люба, я чего-то не поняла про -летие. Еще подумаю, ладно? Ноланец с прописной, потому что это прозвище Бруно. И в приговоре о запрещении книг говорилось: "Джордано Бруно Ноланца все книги и писания безусловно запрещены".

      Кампо ди Фьоре (не сильна в итальянском), видимо надо уточнить "на площади "Поле цветов" - спасибо, поддалась на общеупотребительное название.

      Что касаемо вины, то в тексте копии приговора 8 февраля, предназначенного для публичного оглашения, заявлено о "еретических положениях" Д.Бруно, представленных ему ранее в конгрегации (1599 г.). Их было 8, но ни одно в этом документе не сформулировано, а по поводу документа конгреции существует вполне обоснованное мнение, что он дошел до исследователей... м-м-м... в таком виде, что не позволяет узнать, в чем же заключались эти положения. На сегодняшний день удалось восстановить лишь 3 из них (по смежным документам, говоря архивным языком).

      А сам смертный приговор - это все-таки постановление конгрегации, датированное 20 января (но не предназначенное для публичного оглашения). http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XVI/1580-1600/Jordano_Bruno2/text3.htm

      Сожалею, что не посмотрела статью Валерия Яковлева, поправлю текст, чтоб не было повторов. Уже кое-что изменила, но сейчас спешу. Вечерком закончу.

      Спасибо

      Оценка статьи: 5