Юрий Москаленко Грандмастер

Как трое литераторов начали с провала, достигли славы, но умертвили героя?

7 апреля 1908 года, 100 лет назад, умер Алексей Михайлович Жемчужников. Последний из тройки русских литераторов, которые в 1851 году создали легендарный образ Козьмы Пруткова. Он на 33 года пережил своего двоюродного брата Алексея Константиновича Толстого, скончавшегося в 1875 году, и почти на четверть века своего младшего брата Владимира. Еще один брат — Александр — к Козьме Пруткову имеет минимальное отношение…

Алексей Михайлович родился 10 (22) февраля 1821 года в г. Почеп Черниговской губернии (ныне — Брянской области) в семье офицера, участника Отечественной войны 1812 года и потомственной дворянки из рода Разумовских-Перовских. Отец стал действительным тайным советником, губернатором Санкт-Петербурга, сенатором. А мама воспитывала шестерых детей, правда, она очень рано ушла из жизни, в возрасте 33 лет, самому старшему сыну — Алексею шел только 12-й год.

Литературное дарование старшего из братьев Жемчужниковых складывалось под негласным влиянием родного брата матери — писателя Антония Погорельского, автора «Лафертовской маковницы». Это одно из любимых моих произведений, и, готовя этот материал, я с любопытством узнал, что и Александр Сергеевич Пушкин был в восторге от этой повести. Недаром же он написал: «…что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три (фоном) Фал (елеичем) Мурлыкиным…». Но гораздо больше известна другая повесть Погорельского — «Черная курица, или Подземные жители».

Алексей прекрасно знал, что его дядя близко знаком и с Пушкиным, и с Жуковским, и с Вяземским. Вот почему начинающий литератор решил попробовать себя в поэзии. И постепенно у него начали получаться неплохие стихи.

Рождение Козьмы Пруткова произошло, очевидно, в самом начале 1850 года, когда оба брата с кузеном Алексеем Толстым решили совместно написать пьесу, которую назвали «Фантазия». В январе следующего, 1851 года, пьеса была поставлена в Александринском театре комедии. На премьере присутствовал сам император Николай I. Он не понял истории пропавшей моськи Фантазии, его раздражал лай собак, по ходу пьесы бегавших по сцене. Царь уехал посреди представления со словами: «Много я видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видел».

Хорошо еще, что пьеса была подписана псевдонимом Y и Z. Под этими буквами в прессе появлялись басни и стихи, и только в 1854 году, таинственный «игрек-зет» обрел имя — Козьма Прутков. Ему даже была придумана вполне правдоподобная биография. Причем, настолько удачная, что даже Федор Михайлович Достоевский долгое время считал, что это существующий писатель, а не симбиоз трех родственников.

Несмотря на растущую популярность, литераторы вскоре разочаровались в своем литературном творце, и на долгие шесть лет Козьму поразил творческий кризис, он перестал выступать со своими произведениями в печати. Просто у каждого из братьев судьба повернулась так, что им было, мягко говоря, не до веселья. Например, Алексей Михайлович увольняется со службы, расставшись со званиями помощника статс-секретаря государственного совета и камер-юнкера, во многом это был жест протеста, впрочем, никем не оцененный. Так иногда ожидания несколько превышают получаемый результат.

Но и годы, проведенные в Калуге и Москве, нельзя отнести в минус Жемчужникову. В эти годы он сближается со своим шурином — калужским губернатором Виктором Арцимовичем, бывшими декабристами.

Козьма Прутков снова объявился уже после того, как все более менее «устаканилось». Он снова блистал острой наблюдательностью, меткими афоризмами и едкими фразами, готовыми пригвоздить к «позорному столбу» всех тех, кто позорит гордое звание человека.

Но вторая попытка оказалась еще короче первой. Граф Толстой увлекся историческими исследованиями, создав в 60-е годы такие свои «фирменные произведения», как Князь Серебряный" (опубликован в 1863), драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). До басен ли было ему?

Алексей Михайлович Жемчужников женился, но в первые годы его счастье было омрачено смертью маленького сына. А Владимир особым литературным даром не обладал, и единственный из триумвирата не оставил ничего значительного в области литературы. В том же, 1863 году, в газетах было объявлено, что Козьма Петрович Прутков скоропостижно скончался на 63-м году жизни…

Литературные дороги братьев разошлись. Алексей настолько погрузился в семью, что практически ничего не писал, наслаждаясь воспитанием двух дочерей. К тому же в 1863 году он уехал за границу, жил в таких странах, как Германия, Швейцария, Италия, Франция. К сожалению, он практически повторил судьбу отца, и тоже похоронил любимую супругу на 13-м году совместной жизни. И только после возвращения в Россию, а оно случилось как раз перед смертью младшего брата, в 1884 году, Алексей решил поступить по-русски: заглушить боль потерь работой до изнеможения…

Правда, первая книга стихотворений Жемчужникова была напечатана только в 1892 году, с портретом автора и автобиографическим очерком. А следующей книги пришлось ждать еще 8 лет, в 1900 году, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет сборник «Песни старости». В том же году он был избран почетным академиком Российской Академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьева и других крупнейших деятелей русской культуры.

Последние годы жизни Алексей Михайлович провел в Тамбове, выступал с лекциями в учебных заведениях города, читал произведения русских писателей для слушателей народных чтений. Умер он в Тамбове. В 1989 г. дом, в котором он скончался, был по необдуманному решению властей Тамбова снесен…

По завещанию Жемчужникова его тело было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище.

Обновлено 19.10.2011
Статья размещена на сайте 2.04.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: