Юрий Москаленко Грандмастер

Как Кукрыниксы хотели помочь Веронике Полонской, и что из этого вышло?

15 мая 1980 года знаменитое творческое трио карикатуристов Кукрыниксы вместе с писателем Виктором Шкловским обратились с письмом к секретарю ЦК КПСС Михаилу Зимянину. В нем они коротко рассказали о том, какие взаимоотношения связывали пролетарского поэта Владимира Маяковского и тогда еще 22-летнюю актрису МХАТа Веронику Полонскую. В конце письма авторы приводят цитату из предсмертного письма поэта: «…Товарищ Правительство, моя семья это: Лиля Брик, мама, сестра и Вероника Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь, — спасибо».

И далее Кукрыниксы со Шкловским обращаются с просьбой: «Всех названных, кроме последней, уже нет в живых, сообщают авторы письма, а Полонская не имеет никаких средств к существованию, помимо пенсии в 60 рублей 50 копеек. Нам кажется, что из уважения к памяти поэта и к его последней просьбе пенсию следовало бы увеличить».

К решению судьбы вышеназванной актрисы мы еще вернемся, а пока расскажем немного о ней самой.

Первый российский экранный секс-символ

Вероника родилась в 1908 году в семье актеров Малого театра Витольда Полонского и Ольги Гладковой. Их роман был стремителен, но брак, к сожалению, не очень продолжителен, он распался в 1917 году. Кто-то говорит, что Витольд не выдержал испытания славой, иные намекают на появление в его судьбе другой женщины, но, скорее всего, «жигало немого кино» в час трудных испытаний сразу после революции просто побоялся взять на себя ответственность за жену и дочь, одному пробиться в это тяжелое время было несравненно легче. А может быть, его настолько захватила идея участвовать в новых съемках, что он бросил самых дорогих ему людей, жену и дочь, фактически на произвол судьбы, а сам уехал в Одессу в составе съемочной группы, в том числе со своей постоянной партнершей на экране. Он должен был поддерживать славу первого экранного секс-символоа.

А буквально через несколько месяцев, в феврале 1919 года, Витольд Полонский скончался, отравившись недоброкачественными продуктами. И остались у его 10-летней дочки воспоминания о том, что ей удалось с папой несколько раз сняться в немом кино.

Но его имя, как человека, сыгравшего немало интересных ролей, в том числе и роль князя Болконского в фильме «Наташа Ростова» в 1915 году, в чем-то помогло дочери. Во всяком случае, ее заметили кинематографисты, и в 1928 году Лиля Брик (та самая первая возлюбленная Владимира Маяковского) сняла Нору (так звали Веронику в честь героини драмы Генриха Ибсена) в своем фильме «Стеклянный глаз». А в следующем году, на скачках, Веронику, к тому времени выскочившую замуж за небезызвестного Михаила Яншина, познакомил с Владимиром Маяковским его «сводный брат» Осип Брик.

А был ли мальчик?

О взаимоотношениях Вероники и пролетарского поэта написано немало. Причем, в последнее время журналисты не очень-то стесняются в различных домыслах. Скажем, с некоторого времени начали гулять слухи, что ей даже пришлось делать аборт из-за того, что отцом будущего ребенка был Владимир Маяковский. Но это маловероятно. Яншин был достаточно ревнив, но если даже он до определенного момента не верил в то, что между Вероникой и Маяковским могли быть какие-то еще отношения, кроме дружеских, то, очевидно, он все-таки контролировал жену. Есть свидетельства тому, что супруги очень любили друг друга, и если Полонская согрешила, то жила одновременно и с мужем, и с любовником. Ну, и как тут определить, от кого именно ребенок?!

То, что она любила Яншина и не собиралась от него уходить, подтверждает и то обстоятельство, что поэт решил свести счеты с жизнью после ссоры с Вероникой. Она видела, что он на взводе, но у нее к тому же была запланирована репетиция в театре, так что «ум, честь и совесть» пролетарской поэзии она удерживать не стала: развернулась и пошла, предварительно взяв у Маяковского два червонца на такси…

После гибели поэта отношения между Яншиным и Полонской совершенно расстроились. Мать и сестра Маяковского обвинили в трагедии именно Веронику, мол, если она, действительно, питала какие-то чувства к Владимиру, она должна была принести в жертву себя, а не его. Яншин ушел от нее к примадонне цыганского театра «Ромэн» Ляле Черной. Впрочем, и она не осталась в долгу — вскоре вышла замуж и родила сына.

Последняя роль — в 74 года…

Но главной ее любовью был и едва ли не до конца жизни оставался театр. До 1939 года она играла во МХАТе, позже ушла в театр Завадского, но, в конце концов, оказалась в театре им. Ермоловой, где и проработала до 1973 года. В кино ее приглашали исключительно редко, чаще всего на эпизодические роли. Но однажды произошло своеобразное дежавю — Сергей Бондарчук пригласил ее на роль одной из пожилых дворянок в свой эпохальный труд — «Войну и мир». Хотя не исключено, что это был пиаровский ход — дочь первого российского «Андрея Болконского» снимается у Бондарчука.

А последний фильм, в котором Вероника Полонская снялась — это историческая лента «Мать Мария», которая вышла на экраны в 1982 году. Это трогательный рассказ о судьбе поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, оказавшейся в эмиграции во Франции. Она становится монахиней в миру и принимает имя Мать Мария. В 1932 году Мать Мария открывает приют для обездоленных, а в годы второй мировой войны активно участвует в Движении французского сопротивления…

Примерно в таком же приюте, по сути, оказалась на старости лет и Вероника Полонская.
Последнее ее пристанище — Дом ветеранов сцены, где ей были выделены две маленькие комнатки. Здесь она и закончила свое земное существование в сентябре 1994 года.

А как же добавка к пенсии, о которой просили Кукрыниксы и Виктор Шкловский? Через месяц авторы письма получили ответ из Секретариата Ц К КПСС: оснований повышать Полонской пенсию не найдено…

Обновлено 13.05.2008
Статья размещена на сайте 13.05.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: