Евгений Кудряц Дебютант

Чем отличается Саша Чёрный от Саши Белого?

Имя этого поэта-сатирика, к большому сожалению, не так широко известно, как имена его коллег по юмористическому цеху: Аркадия Аверченко или Надежды Тэффи, хотя творчество этого талантливого писателя-юмориста, страстно «желавшего отдохнуть от сатиры», и сегодня вызывает немалый интерес не только у специалистов-литературоведов, но и у рядовых читателей.

Настоящая фамилия Саши Черного — Гликберг, а секрет появления на свет данного псевдонима предельно прост. Вот что об этом писал сам поэт: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей „литературы“ что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем».

Еще с младых ногтей Саша отличался от других братьев и сестер буйной фантазией. Например, он то пытался сделать непромокаемый порох из серы, зубного порошка и вазелина, то изготовлял чернила из сока шелковичного дерева, превращая квартиру в небольшой химический завод. За такие «невинные шалости» маленький Александр частенько получал от строгого отца по «полной программе», так как последний обладал на редкость крутым нравом и никогда не прощал сыну подобных «химических опытов».

Бегство от родных пенатов
Побег из дома в 15 лет, с одной стороны, можно рассматривать в качестве протеста против постоянного отцовского гнета, часто напоминавшего татаро-монгольское иго, а с другой — как слепое подражание старшему брату, который в свое время тоже сбежал из родного дома. Пьянящий дух свободы недолго радовал юношу, так как вскоре, не сдав экзамен по алгебре, он оказался без средств к существованию. Саша, глубоко спрятав гордость в карман, написал письмо родителям, но те были непреклонны и наотрез отказались помогать беглецу.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая жизнь будущего сатирика, если бы не добрые люди, приютившие несчастного отрока. А встреча с Константином Константиновичем Роше, весьма состоятельным господином из Житомира, стала просто подарком судьбы. Он не только предоставил Александру кров, но и, обратив внимание на незаурядные поэтические способности, дал пареньку первые уроки стихосложения.

Не имея реальной возможности подробно осветить насыщенную биографию Саши Черного, хочу на этом месте ее прервать, тем самым, уделив больше внимания его творчеству. Принято считать, что Саша Черный, прежде всего, сатирический поэт. Однако, наравне с этим, мы можем найти в его творчестве и лирические стихотворения, показывающие многоплановость Александра Гликберга. Поразительно современно и злободневно в середине восьмидесятых годов прошлого века прозвучали пронизывающие строчки поэта «Дух свободы… к перестройке вся страна стремится», написанные в далеком 1905 году.

Следует отметить, что именно благодаря перестройке, имя Саши Черного было вновь открыто для советской аудитории. В это время начинают активно издаваться произведения писателей-эмигрантов, навсегда покинувших Родину и не принявших Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию: Аркадия Аверченко, Надежды Тэффи, Ирины Одоевцовой и многих других. Александр Гликберг также оказался в их числе.

Кому в эмиграции жить хорошо
Наиболее любопытной для наших читателей является поэма Саши Черного «Кому в эмиграции жить хорошо». Само название является явным парафразом на тему некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чего автор абсолютно не скрывает. Поэт всеми силами пытается ответить на поставленный вопрос, но ответ неутешительный, хотя и ожидаемый: «Хорошо там, где нас нет!» На протяжении всей поэмы ее герои проводят «опрос общественного мнения», но его итоги неутешительны: многие эмигранты, не имея возможности продолжить карьеру, вынуждены заниматься не своим делом: гаданием, разведением кур и тому подобным, чтобы элементарно выжить.

Постепенно ирония и бодрость автора уступают место ностальгии и боли, чувствам так знакомым эмигрантам всех «волн», в том числе последней, на гребне которой мы, в частности, оказались в Германии. Не стоит даже говорить, насколько актуально сегодня звучат строки поэмы, написанной более семидесяти лет назад. Порой складывается впечатление, что за эти годы отношение к эмигрантам со стороны «аборигенов» вообще никак не поменялось! А в компании Саши Черного все это можно: он несерьезен, в самом желчном и наилучшем значении этого слова.

Саша Черный и Германия
Одним из любопытных фактов биографии стало недолгое, но яркое пребывание поэта в Германии. В 1906—1907 годах Саша Черный проучился два семестра в знаменитом университете города Гейдельберг (Heidelberg). Язвительная муза Саши Черного ему не дала продержаться в Гейдельберге дольше двух семестров. Все-таки атмосфера города определялась консервативными студентами-корпорантами из самой Германии, а отнюдь не революционно настроенными студентами-эмигрантами из России.

В начале двадцатого века к мещанским удобствам, к европейской ухоженности тогдашней немецкой жизни посетители с Востока относились с нескрываемым презрением. Стихотворения невероятно популярного в то время в России Саши Черного — прекрасный камертон общественных настроений и, прежде всего, напряжения, которое не только нарастало в межгосударственных отношениях, но и закрепляло старые стереотипы восприятия русскими немцев силой поэтического медиума.

Заключение
Саша Черный — поэт большого дарования. Его сатирические произведения, несмотря на кажущуюся резкость, пропитаны тонкостью и иронией. Ему удалось соединить казалось бы несоединимое — сатиру и лирику. Один из циклов так и называется «Лирические сатиры», а первое стихотворение «Под сурдинку» можно считать программным творческим манифестом.

Мне кажется, что в душе Саша Черный был лириком, а его сатира являлась защитной реакцией на жестокую и часто несправедливую жизнь. Одним из секретов его волшебства было искусство перевоплощения. Он мог без всякого труда представить себя даже бабочкой, опрометчиво залетевшей в комнату. Вот она бьется о стекло, рвется на волю, вот сложила крылья, задумалась. О чем она думает? И тут рождается чудный вымысел: похоже, что Саша Черный когда-то до своей земной жизни уже бывал скворцом, белкой, пчелой — так достоверно их глазами он описывает мир.

«Саша любил все земное, дышащее и ползающее, летающее и цветущее. Он мне раз сказал: «Никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости», — вспоминает Валентин Андреев, запомнивший уроки Саши Черного, полученные в детстве в Риме, когда они жили в одном доме.

Саша Черный прожил всего пятьдесят два года и так и не стал Александром, до последних дней сохранив бунтарский мальчишеский характер. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, он услыхал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту действия, помогая вытащить из огня детей. Дома поэт немного поработал в саду, где почувствовал себя плохо, и через несколько часов умер из-за сильного сердечного приступа.

Я надеюсь, что мне в некоторой степени удалось рассказать нашим читателям о жизни и творчестве Саши Черного. Сегодня, в наш прагматичный, циничный век у молодежи совсем другие кумиры. Сейчас их идолом является Саша Белый — главный герой-уголовник из сериала «Бригада». По иронии судьбы он носит светлую фамилию, в отличие от Саши Черного, взявшего псевдоним по цвету волос, а не темноте души.

Обновлено 6.07.2008
Статья размещена на сайте 19.06.2008

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Забавная перекличка названий с моей статьей о нем.

    Правда, я никакого Белого кроме Андрея Белого не знаю.
    А статья познавательная.

    Оценка статьи: 5

  • По поводу названия главки. Пенаты – боги, покровители домашнего очага. Бытовало выражение «вернуться к родным пенатам» – к ним, а не в них, не в богов. Сомневаюсь, что можно бежать из богов.

    Оценка статьи: 5

    • Виктору

      см. gramota.ru

      Толково-словообразовательный
      ПЕНАТЫ* мн.
      1. Боги - хранители домашнего очага, покоя (в древнеримской мифологии).

      ПЕНАТЫ мн.
      1. Домашний очаг, родной дом.


      Словарь трудностей
      ПЕНАТЫ, род. пенатов (не рекомендуется пенат).

      Оценка статьи: 5

      • Я всё думал, как объяснить. Что «пенаты» закрепилось в значении «родной дом», мне известно. Я другое имел в виду. Сейчас говорят и пишут: «Нина Петровна – учитель». Но тогда, по логике, надо писать: старая, опытная учитель. Так вот, помня, что Нина Петровна – женщина, я всегда напишу: учительница первая моя, а не первая учитель. Так же, помня, что пенаты – это боги, я не убегу из них и не вернусь в них. А кому неизвестно исходное значение, тот пишет это легко. То есть вопрос в знаниях, в культуре. Извините, если этим утверждением я себя похвалил.

        Оценка статьи: 5

        • Родные пенаты

          Словосочетание "родные пенаты" стало в русском языке устойчивым, и про богов все давно забыли, а хвалить себя Вы можете и дальше!

          • Словосочетание "родные пенаты" стало в русском языке устойчивым, и про богов все давно забыли.

            Евгений, если позволите, еще одно уточнение по поводу пенатов, вернее, еще одна цитата - для полноты картины.

            "В современной устной и письменной речи нередко встречаются неправильные, искаженные выражения вернуться в свои пенаты или вернуться в родные пенаты, оказаться в родных пенатах и т.п.
            Ошибка возникает в результате полного забвения буквального, мифологического смысла всего выражения и входящих в него слов, а также под влиянием ложных аналогий с такими оборотами, как вернуться в свой дом, вернуться в родные места, в свою семью, в родные палестины и т.п.
            В современном литературном языке допустима только конструкция с дательным падежом и предлогом к: вернуться к своим (или к родным) пенатам".

            Большой толковый словарь правильной русской речи, 2006.

            Еще раз извините. У нас так случается: прицепятся комментаторы к какому-нибудь слову, и словно свет клином на нем сошелся.

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 июля 2008 в 19:55

              А родными пенаты в таком случае могут быть? "Родные боги очага" это все же несколько иная конструкция, нежели "боги родного очага"... Или они предки? Или это у кого-то другого было?

              • Пенаты - с лат. буквально "домашние боги", расширительно - "отчий дом". Пенатами у древних римлян назывались божества, охраняющие семью и домашний очаг. Почитание пенатов было связано с обожествлением умерших предков, хранителей рода, семьи, а затем и всего народа, нации.

                А родными пенаты в таком случае могут быть? "Родные боги очага" это все же несколько иная конструкция, нежели "боги родного очага"...

                Когда говорят "родные пенаты", имеют в виду всё же не богов, а отчий дом. Если вы о том, почему же мы не можем в таком случае сказать "из родных пенатов" или "в родные пенаты", так это потому, что мы имеем дело с устойчивым фразеологическим оборотом, который, как известно, приравнивается к слову - как в слове нельзя менять и переставлять буквы, так и в идиомах нельзя менять и переставлять предлоги и слова - это будет стилистической ошибкой. Поэтому позволю себе повториться:

                в современном русском литературном языке слово пенаты (мн.) употребляется обычно в составе устойчивого, фразеологического оборота вернуться к своим (или к родным) пенатам; возвратиться к своим пенатам и т.п. Буквально это выражение означает "вновь прийти к родному очагу", а переносно - "вернуться после долгих странствий домой, в родные места, на родину".

                Своим пенатам возвращенный,
                Владимир Ленский посетил
                Соседа памятник смиренный,
                И вздох он пеплу посвятил...
                ***

                Он ездил... в Австрию, во Францию и другие страны и вновь возвращался к своим пенатам.
                Н.И.Греч. Путевые письма
                ***

                Эти интимные отношения, конечно, открылись. Прозорову пришлось вернуться к своим пенатам.
                Д.Н.Мамин-Сибиряк. Горное гнездо

    • В российской культуре слово обрело несколько иной смысл - в связи с названием усадьбы Репина. Потому, наверное, и родился такой подзаголовок. И, в общем, потому, слегка покривившись, можно признать правомерным такое употреблением слова (с той же ностальгией сравните). Но все равно - не пенатов, а пенат.

  • Особенно хороши стихи Саши Чёрного положенные на музыку и исполненные Александром Градским. Всем, кому интересно творчество поэта - рекомендуется к прослушиванию.

    Оценка статьи: 5

  • С отличным дебютом в ШЖ!
    Очень интересная и познавательная статья.
    Удачи!

    Оценка статьи: 5