• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Кто был «великим молчальником на шести языках»? Снова о любви. И о войне.

Этот человек был не только достойным представителем своего рода, но и некоторым оригиналом. Он был Генерал-Фельдмаршалом Германской службы и Генерал-Фельдмаршал Российской армии одновременно (1881 год). Наряду с Бисмарком считается одним из основателей Германской Империи, при этом был награжден орденом св. Георгия II степени русским правительством.

Знаменитый был человек, успешный в делах и военных походах. На посту начальника немецкого Генштаба он оставался до своего девяностолетия и только потом потребовал отставки, мотивировав это тем, что стало тяжеловато ездить верхом (!).

Звали этого человека Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке, но большую известность получило его официальное прозвище — Гениальный Великий Молчальник. С учетом того, что знал военачальник шесть языков, были замечательные поводы для шуток, на каком именно языке он молчит в данную минуту. А между тем Великий Молчальник написал всевозможные труды, которые составляют ни много ни мало девять томов.

Это не только военные или политические работы, но, представьте, даже роман «Два друга» (нечто исторически-рыцарское), стихи, мадригалы. А также Мольтке занимался живописью и знал толк в музыке. Не чужд был он и своеобразного проницательного юмора, когда все-таки давал себе труд высказаться. Известно его мнение о том, что войны затевают не короли, а биржи.

Может, и правда, молчание — золото?

В очень редких и важных случаях кто-либо решался нарушить молчание в его присутствии. Исключение делалось только для жены, но, надо полагать, что и она не злоупотребляла своим правом. Нетрудно представить, что прожили они ладно и счастливо, хотя и без детей, целых 26 лет. А когда супруга скончалась, Мольтке выстроил в ее честь мавзолей на холме в своем имении.

Сам Генерал-Фельдмаршал прожил 91 год (1800−1891 годы), и все, кто встречался с ним после кончины жены, замечали одну особенность. Даже если он подавал какие-то важные реплики по поводу самых насущных военно-стратегических дел, заканчивал он стандартным сожалением о том, что, если бы его жена дожила бы до этого события, оно бы ее расстроило, а, может, и сократило ей жизнь. Умер он в своей постели, глядя на портрет супруги.

Кстати, его праправнук (по линии племянника, тоже известного военачальника и тоже начальника Генштаба) — Мольтке, Хельмут граф фон — прожил намного меньше (1907−1945), но и время ему досталось трагическое. Он был юридическим советником германского командования, а использовал свою должность в соответствии со своими убеждениями. Будучи одним из руководителей движения Сопротивления и ярым противником нацизма, он оказывал помощь в эмиграции, затем помогал военнопленным. В 1944-м фон Мольтке был арестован, его обвинили в государственной измене и, соответственно, приговорили к смертной казни.

Сохранилось его последнее письмо к жене, где он писал, что считает преимуществом умереть за то, что он считал стоящим делом. Он был казнен в тюрьме Плетцензее в 1945-м в возрасте всего лишь 37 лет.

Как приятно, но как сложно читать о целых родах, где честь была честью, достоинство — достоинством, долг — долгом, любовь — любовью…

Но нет во мне глубокого бесстрастья:
И родину, и Бога я люблю,
Люблю мою любовь, во имя счастья
Все горькое покорно я терплю…

(из Мережковского)

Статья опубликована в выпуске 2.10.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: