Ольга Конодюк Грандмастер

Можно ли любимой подарить театр?

Игорь Петрович Владимиров родился 1 января 1919 года, 90 лет назад, в Екатеринославе (Днепропетровск). А спустя 15 лет в Ленинграде на свет появилась Алиса Фрейндлих. У нее была знаменитая родословная и актеры-родители. Есть сведения о том, что художников-стеклодувов Фрейндлихов из Германии в Россию привез Петр I.

Владимиров сначала окончил кораблестроительный институт, а потом, увлекшись театром, к удивлению родителей получил второе образование — актерское. В семье Игоря никто не интересовался театром всерьез.

Родители Алисы познакомились в Ленинграде, где вместе посещали драматические курсы театра рабочей молодежи (ТРАМ). Отец стал профессиональным актером, мать, вынужденная воспитывать дочь, оставила театр. Но разговоры о театральной жизни маленькая Алиса слышала с детства. Выбор профессии был для неё предопределен.

А.Фрейндлих  в первые годы работы в театре. После школы она окончила в родном городе театральный институт им. А. Островского, тот же, в котором учился несколько лет назад Владимиров. Когда преподаватель Борис Вульфович Зон провожал молодую Алису на работу в театр им. В. Ф. Комиссаржевской, он ей сказал: «Алиса, вы умеете играть, петь, танцевать. У вас многогранный талант, грех всему этому не найти применение».

Долгое время Игорь Петрович и Алиса Бруновна ничего не знали друг о друге, но потом жизнь их сама соединила…

В начале 50-х годов главным режиссером Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом») был назначен подающий надежды молодой постановщик Георгий Товстоногов. Товстоногов много и охотно давал главные роли актеру Игорю Владимирову. И хотя он был превосходным театральным актером, его работы знают немногие. Большинству зрителей он запомнился по кинофильму «Тайна двух океанов», где создал образ лейтенанта Скворечни: высокий, широкоплечий, с детской улыбкой.

И.Владимиров на репетиции. Владимиров начинает ставить свои первые спектакли. Их отличал задор, юмор. В это время Алиса Фрейндлих почти 4 года играла в спектаклях, от которых отказывалась другие актрисы. Вспоминая свои первые роли, Фрейндлих говорила: «Я страшно переживала, до слез, что не могла сыграть то, о чем мечтала. Теперь я понимаю, что это все к лучшему. Чтобы быть мастером, надо много пережить».

Совпадение это или судьба, но свой последний спектакль «Случайные встречи» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской Алиса Фрейндлих играла под руководством Игоря Петровича. Он ставил спектакли в разных театрах и играл во многих из них, Владимиров был ненасытен, если дело касалось работы. Но тут Игорь Петрович превзошел самого себя и сделал блистательную постановку. Причиной тому была Алиса Фрейндлих, в которую он сразу влюбился. Вот как потом она напишет: «Я не знаю, как это было. Возникло творческое влечение или личное… Эта такая гремучая и прекрасная смесь — и что здесь превалирует…»

Театр им.Ленсовета. Театральная жизнь в 50−60-е годы в Ленинграде бурлила. Когда из театра им. Ленинского комсомола Товстоногова перевели в Большой драматический театр (БДТ), который не имел популярности у зрителей, Георгий Александрович предложил Владимирову пойти вместе с ним. Тот согласился. Скоро стало сенсацией не только для БДТ, но и для города, когда здесь впервые стали показывать спектакли-мюзиклы. Игорь Петрович ставил спектакли в разных театрах и играл во многих из них, Владимиров был ненасытен, если дело касалось работы.

Кто знает, как бы повернулась творческая жизнь Игоря Владимирова и Алисы Фрейндлих, если бы… Если бы Игорю Петровичу не предложили в горкоме партии стать главным режиссером театра им. Ленсовета. Актриса Фрейндлих получала множество приглашений из различных театров, ее «руки» настойчиво добивался Московский «Современник». Она же, связав свою жизнь с Владимировым, пошла за ним, в «его» театр.

Игорь Петрович знал, что ее родители разошлись, что Алиса нежно любит отца, знал о ее мимолетном замужестве в студенческие годы. Угадал в ней огромный творческий потенциал, которым никто из режиссеров не сумел воспользоваться в начале ее карьеры. Словом, он хорошо понимал, что его молодая жена создана стать замечательной актрисой. А для этого необходимо одно — играть.

Игорь Петрович и Алиса Фрейндлих вместе занимались становлением своего «ребенка» — театра им. Ленсовета. С появлением в театре композитора Г. Гладкова почти все постановки стали музыкальными. Один за другим шли спектакли: «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья», «Варшавская мелодия», «Игроки», «Таня» и наконец любимый всеми «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Только за 5 лет спектакль «Пигмалион» прошел около трехсот раз.

А.Фрейндлих с дочерью Варварой. Тогда в Ленсовете вместе с Фрейндлих «лицедействовали» актеры М. Боярский, А. Равикович, Е. Соловей, А. Петренко, Д. Барков, Л. Дьячков и другие. Это принесло свои успехи. «Лишнего» билетика достать в Ленсовет было невозможно. Но журналисты неустанно ругали театр. Критиковали спектакли, режиссера, актеров… Когда театр был на гастролях в Москве, вышла статья «Театр одной актрисы!» Непьющий Владимиров от негодования и злости хотел напиться.

Вспоминая то непростое время, Алиса Бруновна скажет: «Мне было сложно. Игорь Петрович от меня, конечно, требовал больше чем от других актрис. Я много играла, иногда по 20 спектаклей в месяц. Но жаловаться на трудности не могла, боялась, что сочтут это моей «звездностью». В 33 года она родила дочь Варю, и мир воцарился в их семье.

Но со временем сначала творческая, а потом и их семейная жизнь дала трещину. Владимиров ставил спектакли, но в театре, по словам, Алисы Бруновны, началась «пробуксовка». От Владимирова стали уходить актеры, а он никого не останавливал. Временное «топтание» театра на месте Игорь Петрович ставил себе в вину. Этот большой, как-то по-старомодному красивый человек, смущенно твердил: «Мы сошли с „колеи“, но временно». Владимиров был к себе беспощаден. Он продолжал с упорством работать…

А в Алисе Фрейндлих что-то надломилось. Через 22 года совместной жизни и работы они решили расстаться. За 5 лет до того, как распался этот союз, вышел фильм-спектакль режиссера Э. Савельевой по пьесе А. Арбузова «Старомодная комедия», в котором главные роли играли, скорее, проживали Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих. До сих пор нельзя без волнения смотреть, как любят друг друга эти два немолодых человека.

И.Владимиров в последние годы жизни. Алисе Бруновне было около 50 лет, когда она, безусловная прима театра им. Ленсовета, по приглашению хорошо знавшего ее Товстоногова перешла в БДТ.

Владимиров же работал в театре им. Ленсовета до конца жизни. Целая эпоха — почти 40 лет. В 80-е годы Игорь Петрович открыл филиал Ленсовета — молодежный театр. Актеры, ученики Владимирова по театральному институту, играли на сцене «взрослого» театра и на малой сцене филиала. Затем филиал стал самостоятельным театром (в наше время известен как театр на Фонтанке).

Игоря Петровича не стало 10 лет назад. В фойе театра им. Ленсовета есть мемориальная доска с барельефом выдающегося режиссера. Сегодня в его кабинете открыт музей памяти Игоря Петровича. Профессор Владимиров участвовал в создании Санкт-Петербургской академии театрального искусства в родном городе.

За последние 15 лет Алиса Фрейндлих сыграла множество ролей в БДТ им. Товстоногова, но ни одна из них не стала событием в мире театра, как это было в Ленсовете. На счету этой замечательной актрисы немало ролей в кино. Она живет в ладу со своей дочерью Варварой, которая тоже стала актрисой, любимыми внуками — Никитой и Аней.

Обновлено 16.04.2018
Статья размещена на сайте 29.10.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: