• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Когда в супермаркетах появились тележки для продуктов, и кто их придумал?

15 ноября 1898 года, 110 лет назад, в небольшом американском городке Ардморе (штат Оклахома), не путать с новозеландским городом, в семье эмигранта из Латвии, владельца небольшого магазина по фамилии Голдман родился сын, которого назвали Сильваном. Он был младшим в семье и родители со старшими братьями ничего не жалели для мальчишки. Во всяком случае, его отдали в школу не в простую, а в частную, где учились дети состоятельных родителей. Соответственно и знания давали на более высоком уровне.

Когда Сильвану исполнилось 16 лет, началась Первая мировая война. Часть мужчин были призваны в армию, так что парню пришлось помогать в галантерейном магазине отцу и дяде, где он выполнял любые поручения: и бухгалтером был, и грузчиком, а чаще всего, старшие использовали его в качестве своеобразного зазывалы. Магазином пользовались, в основном, женщины, которые относились к Сильвану по-матерински. Особенно те, у которых сыновья сражались в Европе…

Кому война, а кому — школа мужества…

Вскоре наступил призывной возраст и у Голдмана-младшего, его призвали в армию и отправили за океан, во Францию. Здесь ему поручили очень ответственное дело — быть поваром батальона. Это позволило Сильвану изучить особенности торговли в одной из самых развитых европейских стран, ведь ему часто приходилось закупать что-то вкусненькое, помимо того, что поступало в американскую армию по центральному снабжению.

С войны Сильван вернулся в марте 1920 году, возмужавшим и «голодным» до настоящего дела. Убедившись в том, что он серьезный молодой человек, старший брат Альфред предложил младшему создать свой бизнес. Выделенных отцом денег хватило на покупку склада, где братья разместили оптовый склад по продаже фруктов. Это случилось уже 3 апреля 1920 года. Братья сами разъезжали по Оклахоме и другим американским штатам, с целью поиска более дешевых товаров. И однажды в Калифорнии увидели чудо-магазин, в котором были собраны практически все продовольственные и непродовольственные товары, которые можно было себе представить: и молочные, и мясные, и бытовая химия, и галантерея. «Давай и мы такое у себя соорудим, — предложил Альфред Сильвану, — это же удобно, когда под одной крышей можно купить все…».

Голдман и все-все-все

Сказано — сделано. Они открыли один магазин, потом, когда дела пошли лучше — второй. А уже полтора года спустя по всей Америке насчитывалось два десятка магазинов, принадлежавших братьям Голдманам. Все это было объедено в одну торговую сеть, которую назвали несколько вычурно — «Бакалея Солнца». Причем, как ни удивительно, но старший брат предложил младшему стать президентом компании, а сам занял пост вице-президента.

Это был выигрышный ход, потому что Сильван ощущал себя на рынке, как рыба в воде. Именно он почувствовал, что в сельском хозяйстве начинается кризис перепроизводства и предложил Альфреду продать их бизнес, пока не поздно. Они успели это сделать за несколько месяцев до начала Великой американской депрессии, а вырученные деньги вложили в надежный банк. Это оказался очень мудрый шаг, потому что сети магазинов «рушились» одни за другими.

Малыш на всю жизнь

Мозговитый Сильван вовремя просек и «критическую точку» кризиса, и вновь, для блезиру, посоветовавшись с братом, купил почти что задаром торговую сеть «Шалтай- Болтай». Почему для блезиру? Дело в том, что к тому времени Сил был уже женат, это торжественное событие произошло 7 июня 1931 года, а его избранница Маргарет, которую новоиспеченный муж называл «Малыш Кац», оказалась практичной не меньше мужа и была советницей и наперсницей Голдмана более чем полвека. В первую очередь он советовался со своим «Малышом».

Итак, после небольших ремонтов, магазины «Шалтай-Болтай» заработали вновь. И практически сразу же выделились, стали заметно отличаться от своих конкурентов. Во-первых, здесь был очень профессиональный персонал, который старался угадывать любые желания клиента, во-вторых, Голдман никогда не скупился на рекламу, и, наконец, он привык завозить в магазин все лучшее, но время от времени проводил акции, продавая некоторые товары с существенной скидкой…

Страна потихоньку приходила в себя после депрессии, люди стали больше средств тратить на покупки, иной раз одной корзины на товары не хватало, и тогда Голдман придумал блестящий ход — как только корзинка покупателя заполнялась, возле него тут же вырастал грузчик, который сам относил продукты к кассе…

Монте-Кристо помог папе

Как была изобретена тележка для перевозки продуктов? Первая версия такая.
Однажды в супермаркет заглянула Маргарет с их старшим сыном, которого они назвали Монте-Кристо в честь героя Александра Дюма. Сынок решил помочь мамочке и, отважно приподняв ее тележку, поставил ее на свой игрушечный грузовик. А потом гордо проехал мимо отца: смотри, мол, какой я уже взрослый помощник.

Сил, конечно, отметил это про себя. Но что-то еще его зацепило. Ага, если малышу под силу везти тяжелую тележку на колесиках, так почему это не сделать взрослому человеку? Это заметно облегчит доставку товаров к кассе…

Но не все оказалось так просто — вместе с плотником Фредом Янгом они работали над созданием тележки около года. Но и презентовал ее Сильван не абы как и когда. Для этого он выбрал субботний день и пятеро добровольцев. Три женщины разных возрастов и два мужчины. Они нагружали тележки товарами, и весь день разъезжали по магазину, показывая, как это удобно!

Впрочем, прошло еще 10 лет, пока тележки Сильвана Голдмана не завоевали все супермаркеты Соединенных Штатов, а потом перекочевали и в Европу…

Существует еще вторая версия, изложенная здесь https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/17204/.

Но, в конце концов, для нас, наверное, не столь важно, при каких обстоятельствах появилась тележка и что вдохновило Сильвана на ее изобретение. Мы с вами пользуемся этим необходимым предметом, не задумываясь, как и когда он появился…

Они жили долго и счастливо…

Остается добавить всего несколько штрихов к биографии изобретателя тележки для супермаркета. Он был не жадным человеком: постоянно спонсируя те или иные общественные мероприятия, скажем, выделил деньги для строительства Института крови в Оклахоме, где медики испытывали новые средства для борьбы с лейкемией, построил Центр человеческих отношений, помогал религиозным общинам. В 1965 году его наградили премией Элеоноры Рузвельт, в 1971 году он стал почетным профессором университета Оклахомы.

Как я уже говорил, вместе с Маргарет они прожили более полувека, а точнее 53 года. 15 ноября 1984 года Сильван отметил свое 86-летие, а спустя три дня неожиданно скончалась его супруга. Еще на похоронах «Малыша Каца» Голдман почувствовал себя неважно. Без жены он не прожил и недели — его не стало 25 ноября 1984 года.

А говорят, у богатых людей нет сердца…

Статья опубликована в выпуске 15.11.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Оригинально. 5+

    Оценка статьи: 5

  • И мне понравилось

    Оценка статьи: 5

  • Не знала.5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Что-то не очень внятно в эпизоде с уже тележкой и детским грузовиком. Я познакомился стемой изнутри, когда работал секкером в маркете и катал эти тележки, сколько хотел и сколько было надо. Перед праздниками случались запарки, когда сам менеджер был мобилизован на откат тележек с парковки в фойе. Норма состава была 5 единиц, но в таких запарках брали и больше. Состав в фойе на ворсовом пократии поворачивать было трудно и я приобрёл на этих поворотах паховую грыжу, долго ходил с бандажом, потом сделали успешно операцию, наложили заплатку и ,слава богу, до сих пор ОК.
    Но эта нужда подвигла меня на рацуху. я сделал строп с двумя крючками и за ручки стягивал состав тележек на 15 см. Передние и задние колёса поднимались над асфальтом, образуя правильную дугу. Поворот стал легче, особенно на в/покрытии в фойе. я набирал до семи-восьми единиц, но шеф мне показфвал пятерню, дескать держись нормы. Я пытался осчатливеть коллег, но увы, не получилоь. Фото не нашлось, Посылаю д/коляску с самокатом. Под уклон можно ехать самому на самокате, притормаживая от опасного разгона.