• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Кто начинал с фильма «Всадник без головы», а закончил «Бандитским Петербургом?»

19 ноября 2006 года, два года назад, оказался последним днем в жизни человека, которого далеко не все знали, но чьи фильмы любили. А на следующий день информационные агентства сообщили трагическую новость — на 69-м году жизни скончался Виктор Анатольевич Сергеев, ведущий российский режиссер, который в свое время пять лет был директором киностудии «Ленфильм». Он начинал в качестве помощника режиссера и второго режиссера на съемках фильмов «Всадник без головы», «Ксения — любимая жена Федора» и других, проработав на киностудиях около 45 лет…

Виктор родился 3 апреля 1938 года в Ленинграде, в семье кадрового военного. С первых же дней войны Анатолий Сергеев ушел на фронт, а они с мамой остались в осажденном городе. Семья воссоединилась в 1945 году, когда офицер Анатолий Сергеев проходил военную службу в столице Восточной Пруссии — Кёнигсберге. Город был практически разрушен, но для мальчишек здесь был настоящий рай. Они с утра до вечера рыскали в развалинах, отыскивая сокровища, подбирая пистолеты, автоматы, пулеметы и штык-ножи.

Калининградская закалка

Школа послевоенного Калининграда — особая школа: она выковала мальчишек с упорным характером, отчаянно смелых и умеющих ценить все прекрасное. Жаль, конечно, что время от времени гремели взрывы, которые уносили жизни юных исследователей, у некоторых моих знакомых осколками мин и снарядов срезаны по нескольку пальцев. Но, слава Богу, сами остались живы, скольких мальчишек после сороковых-пятидесятых годов не досчитались…

Полуразрушенный город очень полюбили кинорежиссеры, которые часто приезжали для того, чтобы отснять «натуру» поверженного Берлина, Варшавы, Праги и других европейских городов. В Калининград ездить было все-таки дешевле. И те же мальчишки порой становились героями эпизодов фильмов, что поднимало их авторитет в глазах сверстников. Не исключено, что именно во время таких съемок 18-летний Виктор Сергеев и полюбил кино…

Но пробиться в него было не так-то просто. Театральные вузы можно было по пальцам перечесть, Виктор прекрасно понимал, что шансов на то, чтобы поступить, было не так-то много. Поэтому он выбрал юридический факультет Ленинградского государственного университета, в котором проучился три года. А потом тяга к кино все-таки победила, и он уехав в Минск, устроился на работу на киностудию «Беларусьфильм». Как раз именно тогда по всей стране гремел фильм «Девочка ищет отца», снятый в Минске…

Первый фильм — комом…

Впрочем, о тех фильмах, в съемках которых принимал участие 25-летний будущий режиссер, сведений почти не осталось. Известно только, что работал в Минске Сергеев с 1960 по 1964 годы, а потом вновь вернулся в родной Ленинград. И пусть не сразу, но пути-дороги привели его на студию «Ленфильм». Далеко не все знают, что еще в 1966 году Сергеев написал сценарий документального фильма с рабочим названием «Пот». Фильм был снят, но приемочная комиссия вынесла свой жесткий вердикт — в нем опорочен советский строй, к показу запретить, пленки — уничтожить!

Работая на киностудии, он поступил на режиссерский факультет Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской, который окончил в 1972 году. Тогда же знаменитый актер Алексей Баталов осуществил съемку первого в СССР фильма по роману Достоевского «Игрок», пригласив на роль своего помощника Виктора Анатольевича…

Годом позже режиссер Вайншток приступил к съемкам фильма «Всадник без головы» и пригласил в свою команду Виктора Сергеева. Участие в этом фильме стало для последнего хорошей практической школой…

Тем более удивительно, что до своего первого самостоятельного фильма Сергеев «дорос» только через 15 лет, когда рискнул поставить фильм «Клад». Скорее всего, съемки фильма рассматривались Виктором Анатольевичем, как подарок себе, ведь именно в 1988 году ему исполнилось 50 лет!

«Гений» и в Африке гений…

А дальше режиссер выдал сразу два очень качественных фильма подряд — «Палач» и «Гений». Особенно впечатлил кинозрителей «Гений» с Александром Абдуловым в главной роли. Фильм снимался в очень трудных условиях, когда не было порой ни средств, ни актеров (их приходилось собирать на съемочную площадку с разных мест). Большая часть студийцев были уверены — затея Сергеева обречена на провал, ему просто не выкрутиться. Но вопреки всему фильм вышел и даже сегодня не воспринимается, как фильм 17-летней давности…

После «Гения» последовали и остальные фильмы — «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992), «Грех. История страсти» (1993), «Любовь, предвестие печали» (1994) и, наконец, «Шизофрения» — политический детектив с тем же Абдуловым в главной роли…

А дальше тогдашний министр культуры, зная, что Сергеев умеет «выбивать деньги», уговорил его возглавить киностудию. Эти пять лет, с января 1997 по февраль 2002 года, на киностудии вспоминают как «золотой век». При этом Виктор Анатольевич сменил роль режиссера на роль продюсера, как например, в фильмах «Американка», «Молох», «Телец».

Старейшина киносъемочного цеха

Но совмещать директорство и режиссерство даже такому талантливому человеку оказалось не под силу. Он ушел с поста директора и снял сериалы «Бандитский Петербург», «Небо и Земля», «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина».

В середине 2000-х годов Виктор Сергеев тяжело заболел. Но в перерывах между больницами он не порывал с работой. Последний фильм «Призвание» вышел в год его смерти. Старейшина киносъемочного цеха похоронен под Санкт-Петербургом, на кладбище знаменитого поселка Комарово…

Статья опубликована в выпуске 19.11.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: