Галя Константинова Грандмастер

Баранов-Россине. Что общего между камуфляжной формой и аппаратом для газировки?

Пятнистая военная форма (патент 1939 года, она же — «пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — хамелеон-метод) была не единственным изобретением Владимира Баранова-Россине.

Этот разнообразно талантливый человек придумал и цветомузыкальное пианино — инструмент, позволяющий объединять звук и изображение в духе идей А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, называемый также оптографическим пианино.

Он же изобрел и прибор для измерения чистоты драгоценных камней — хромофотометр. И тут же — машину для изготовления и разлива газированных напитков (за это изобретение даже последовало вознаграждение).

А был Владимир Баранов-Россине (1887−194?) замечательным художником, картины которого находятся в крупнейших музеях мира. Тем не менее, в России его имя не слишком известно, биография изучена недостаточно. Даже точной даты смерти нет, по разным источникам — 1942 или 1944 год. Зато известно место гибели — немецкий концлагерь Освенцим (или Аушвиц, как его еще называют)…

Автопортрет Настоящая фамилия этого человека была просто Баранов, зато настоящее имя — Шулим Вольф Лейб. И с последующим написанием фамилии нет полной ясности: значится и Баранов-Россине, и Баранов-Россинэ.

Родился этот замечательно одаренный человек в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (сейчас Украина), начал учиться живописи поздно, сначала в Одессе, потом в Санкт-Петербургской Академии художеств (но отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса).

Как многие художники этой страшной переломной эпохи, Баранов-Россине скитался по миру, деля свою жизнь между Россией, Норвегией, Парижем. Он и числится во всех энциклопедиях как французско-русский художник.

Первый раз он уехал в Париж в 1910 году, жил на Монмартре, в знаменитом парижском доме художников «Улье», дружил с Шагалом, Штеренбергом, Архипенко, Модильяни. Там он и выбрал себе творческий псевдоним — Даниэль Россинэ. Об этом псевдониме тоже идут споры: произошел ли он от коня Россинанта (как символа движения вперед), то ли все же в память о родине.

Гийом Апполинер называл его французским футуристом. Встречался Баранов-Россине и с другими представителями русского авангарда: Гончаровой, Бурлюком, Ларионовым. На всю жизнь сохранил крепкую дружбу с супругами Делоне.

Пейзаж с красными крышами В 1915 году художник совершил большую поездку по Скандинавии. Там он увлекся идеями математика Мебиуса, стараясь воплотить принцип «ленты Мебиуса» в живописи. В Норвегии он уже оставляет себе и двойную фамилию.

Увлеченный идеями революции, Баранов-Россине возвращается в Россию в 1917 году. Стал профессором Вхутемаса, работал в Большом театре и у Мейерхольда. Он даже оформлял Петроград к первой октябрьской годовщине, писал революционные панно.

Давал также много концертов с оптографическим пианино, которое сам сконструировал. Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету (проходящий через оптические фильтры свет проецировался на экран). Инструмент был разрушен, но впоследствии восстановлен старшим сыном, и сейчас хранится в Парижском Национальном музее современного искусства. На этот инструмент существует сразу два патента: и в России, и во Франции.

В 1922 году Баранов-Россине, вместе с семьей, вновь оказался в Париже, где уже постоянно жил до момента своего ареста и заключения в концлагерь. Работал, был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей), перебивался и случайными заработками, не связанными с изобразительным искусством.

Информации о последних месяцах, уже после того, как его забрали в гестапо, нет. Известен только лагерь, где и погиб художник и изобретатель Владимир Давидович Баранов-Россине. Правда, и здесь возможны разночтения: в книге «Художники русской эмиграции» известного искусствоведа А. Толстого Владимир Баранов-Россине значится как участник французского Сопротивления, а местом гибели называется концлагерь в Компьене, Франция.

Принципы художественного авангарда начала XX века, которые многим кажутся высосанными из пальца, в действительности могут быть глубоким проникновением художника в суть вещей. Как видим, все его изобретения имеют практическое применение по сию пору.

А может быть, это просто свойство определенного видения мира. И творить можно не только на холсте…

А самое главное, что имя Владимира Баранова-Россине не забыто и в России. Состоялось уже несколько персональных выставок художника, в том числе, и в Русском музее, и в Третьяковской галерее.

А уж с одним из его «произведений» — пятнистым камуфляжем — сталкивался каждый из нас. Хорошо это или плохо, но это самое известное «произведение» художника, чьи картины на аукционах сейчас бьют все рекорды по стоимости.

Обновлено 19.02.2009
Статья размещена на сайте 26.11.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: