• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Максим Грек. Как флорентийский монах стал русским святым?

«Посылаю …тетраткы десять, содръжаща различно некое сказание и… словес душеполезных…».

Есть во Флоренции небольшой монастырь Сан Марко. Сначала был он собственностью монахов-сильвестринцев, затем был передан Доминиканскому братству. Жили там Святой Антоний и замечательный художник раннего Возрождения Фра Беато Анджелико.

А еще там жили и водили знакомство знаменитый Джироламо Савонарола и некий грек Михаил Триволис.

Первый, благодаря проповедям, собиравшим весь город, а также сбывающимся пророчествам, был назначен настоятелем этого монастыря. Удивительный, но известный факт, что после речей Савонаролы дамы перестали надевать украшения в церковь, а купцы делились нажитым добром. По предложению Савонаролы государственное устройство Флоренции было полностью реорганизовано. Отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены.

Понятно, что такая деятельность во благо отечества не могла остаться безнаказанной. Монастырь был осажден, Савонарола брошен в тюрьму, где в перерывах между пытками продолжал писать книги, затем повешен, тело сожжено (по другим данным, он был сожжен живьем).

Затем учение его, как полагается, было оправдано, в честь него есть церковная служба, стоит памятник в Ферраре.

А что же его сосед по монастырским стенам? Он уезжает в монастырь на Святой Горе Афон, возвращается в православие, принимает постриг и становится монахом. Оттуда его уже по приглашению Василия III отправили в Москву. Не знающего языка — но с задачей переводить и править священные книги.

И стал Михаил Триволис преподобным Максимом Греком, знаменитым русским богословом, философом, филологом и публицистом. В 1988 году он был причислен к лику святых…

Как же сложилась в России жизнь грека, учившегося во Флоренции и общавшегося с Савонаролой? Нелегко, конечно.

Прибыв в Москву в 1518 году, Максим Грек при виде великокняжеской библиотеки с удивлением отметил, что такого изобилия рукописей нет ни в Греции, ни в Италии. Поселился он в Чудовом монастыре в Кремле, занимался первоначально переводами священных текстов. Затем сам начал писать, сохранились его труды (около 150 сочинений).

Всякая инициатива наказуема, а уж писать книги и вразумлять — прямой путь попасть в опалу…

Первое осуждение на соборе он получил, потому что выступил против развода Василия III с Соломонией Сабуровой и женитьбы царя на Елене Глинской. Затем его обвинили в ереси и даже измене, Максим Грек был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Затем он был снова осужден по обвинению в волшебстве и чернокнижии, а также в нестяжательстве. Максим Грек в своих проповедях и публицистических статьях поддерживал нестяжателей, выступая против накопления церковью богатств за счет крестьянства, чем вызвал гнев духовенства.

«Меня морили дымом, морозом и голодом».

Собственно, всю оставшуюся жизнь пробыл Максим Грек в заточении, только в 1553 г. его перевели в Троицкую лавру, там же он и нашел упокоение. Тем не менее, стал Максим Грек авторитетнейшим православным мыслителем, даже Иван Грозный не раз приезжал к нему за советами. Вряд ли пользовался ими, конечно… Известно, что в этом же году Иван Грозный, отправляясь на богомолье, посетил преподобного Максима Грека, который посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом — заботой о семьях павших под Казанью воинов.

Савонарола как обличитель людских пороков остался на всю жизнь идеалом Максима. О судьбе Савонаролы Максим Грек напишет в своей книге «Повести страшной и достопамятной…». Многие исследователи сравнивают эти две судьбы. И даже называют Максима Грека русским Савонаролой. Много общего прослеживается в жизни двух соседей и знакомцев, однако судьбу Максима Грека можно все же назвать более благополучной…

Сам грек, ставший русским, обрушивался на всяческого рода злоупотребления, дурные нравы, астрологию («лжесловцы звездочетцы»), уже тогда вовсю морочащую головы гражданам.

А также на прочие известные всем нам пороки: «Не достойно ли слез, что некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник ради большого спасения, а на винопитии сидят целый день и только ищут, где братчина или пирование, упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития, потому что лишнее винопитие — причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не бывает».

Канонизирован Русской православной церковью в 1988 году — в год празднования 1000-летия Крещения Руси.

День памяти 21 января (по новому стилю 2 февраля)..

Статья опубликована в выпуске 2.02.2009
Обновлено 13.02.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: