Евгений Кудряц Дебютант

Анатолий Равикович. За что зрители любят Хоботова?

Актеры зачастую становятся заложниками одной, удачно сыгранной роли. Вячеслав Тихонов, к примеру, в памяти зрителей всегда ассоциируется со Штирлицем, хотя на счету этого выдающегося мастера немало успешных киноработ. Подобная история произошла и с Анатолием Равиковичем, блистательно сыгравшим роль мямли-интеллигента Хоботова в легендарном телефильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Уже более двадцати лет эта «кличка» намертво приклеилась к талантливому актеру.

Владивосток взят!

В детстве об актерской карьере Толик даже не мечтал, хотя и посещал школьный драмкружок, но больше из-за наличия хорошей компании и присутствия слабого пола, ведь в то время обучение было раздельным. Когда пришла пора для выбора профессии, то стало ясно: плохая успеваемость не дает ни малейшего шанса поступить в престижный вуз. На горизонте засветил театральный институт, но отец будущего актера был категорически против такой легкомысленности сына, так как считал артистов, мягко говоря, «нечистыми на руку». Сошлись на компромиссе: в выбранный отцом киноинженерный институт подается подлинный аттестат, а в театральный — копия.

Анатолий решил на вступительные экзамены в «отцовский» вуз вообще не ходить, а полностью сосредоточиться на подготовке репертуара для поступления в театральный институт. Вот как актер сегодня, спустя много лет, с юмором вспоминает этот важный момент жизни: «Я деревянным голосом читал Маяковского, в басне «Волк на псарне» изображал Кутузова, для наглядности закрывая один глаз рукой. Из прозы выбрал отрывок, в котором Тарас Бульба убивал сына. Представляю, как это выглядело со стороны, когда худенький еврейский мальчик сурово вопрошал: «Ну что, сынок, помогли тебе твои ляхи?» Ну, а для пения выбрал «По долинам и по взгорьям» — тоже героическую, но нудную песню с бесконечным числом куплетов, в которых описывается взятие всех городов на пути Красной армии до Владивостока. С первого же куплета влез не в ту тональность.

Пианистка подстроилась, а я опять ровно настолько же стал петь выше. В районе взятия Николаевска-на-Амуре забрался уже на такие высоты, что от напряжения закатил глаза к потолку. Наконец, когда пал Владивосток, опустил глаза, но комиссии не увидел — она каталась под столом от смеха. Оказывается, там давно кричали: «Пусть он замолчит! Уведите его!», но я не слышал. В институт меня приняли. Когда наш мастер собрал поступивших и каждого охарактеризовал, обо мне высказался, что, мол, взял только потому, что давно не видел такого идиота. Я показался забавным, и он предположил, может, действительно, из меня что-то получится?"

«Звездная» роль русского слуги

В процессе подготовки этой статьи я с большим удивлением обнаружил, что до появления «Покровских ворот» Анатолия Равиковича практически не снимали (а ему на тот момент исполнилось 46 лет) и фактически роль Льва Евгеньевича Хоботова стала своеобразным пропуском на большой экран. Неужели кинорежиссеры не стремились снимать этого яркого актера?

В одной из телепередач Анатолий Юрьевич очень красочно рассказал об одной неудавшейся киноэпопее, связанной со съемками знаменитого фильма «Земля Санникова». К артисту обратился ассистент режиссера и стал слезно умолять сняться в роли русского слуги (!). «Это — «звездная роль, ты с ней объедешь весь Советский Союз!», — подзадоривал он Равиковича. Честно говоря, я не знаю, каким богатым воображением и буйной фантазией нужно обладать, чтобы представить Равиковича в подобном амплуа, но, в конце концов, молодой человек согласился, хотя для кинопроб ему пришлось полностью сменить имидж, перекрасив волосы. Для кино подобные «экзекуции» не являются редкостью.

Так, например, брюнет Александр Демьяненко по воле режиссера Леонида Гайдая превратился в блондина, и таких примеров немало.

«Отягчающим» обстоятельством в случае с Равиковичем послужили его брови, которые сводили всю идею «покраски» на нет. Тогда ассистент режиссера приказал выкрасить и их. «Мы пожжем актеру брови!», — взмолился несчастный гример, но экзекуция свершилась, и Равикович превратился в блондина. На киноплощадке царила привычная суета, и ему даже не дали возможности настроиться на роль. Он что-то робко пролепетал режиссеру, но тот с кавказским темпераментом воскликнул: «Между прочим, это — производство!» и тут же обратился к оператору: «А ну подыми камеру вниз!».

Кинопробы прошли неудачно, в результате чего роль русского слуги досталась другому актеру, но на этом приключения Анатолия не закончились. «Смотрины» проходили в Москве, а на следующий день актер должен был играть в родном Ленинграде, причем героя с черным цветом волос. Перед отъездом Равикович зашел в магазин и робко попросил черную краску для волос, и уже на выходе из отдела услышал, как одна продавщица жаловалась подруге: «Ты знаешь, от этих „голубых“ совсем нет житья!». В туалете поезда актер начал перекрашивать волосы, при этом полностью перепачкал костюм и рубашку, однако в Питер приехал в образе жгучего брюнета.

«Хоботов» как зеркало мягкотелой интеллигенции

Я уже отмечал, что для многих зрителей Равикович — прежде всего Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот», но если бы звезды распорядились по-другому, то мы никогда не увидели бы его в этой роли. Дело в том, что существовало два состава исполнителей — звездный и обычный. Первым претендентом на роль Хоботова стал Андрей Миронов, однако Михаил Козаков решил рискнуть и выбрал второй состав, где не было звучных имен. Таким образом, роль Хоботова сыграл Анатолий Равикович.

Почему же зрителям так полюбился образ мягкотелого очкарика-«ботаника», абсолютно не приспособленного к бытовым проблемам жизни? Его герой, несмотря на всю эксцентричность и несуразность, по-своему лиричен и нежен, является антиподом практичного и работящего Саввы Игнатьича, с которым главной героине картины Маргарите Павловне элементарно скучно, так как он годится лишь в качестве крепкого тыла для обеспечения быта, но отнюдь не подходит для души. Этим и объясняется тот парадоксальный факт, что бывшая супруга просто не хочет отпускать Хоботова: он ей нужен, пусть даже в ином качестве.

Анатолий Равикович очень ярко и выпукло показывает нам, как нелегко жить на свете человеку «не от мира сего», для которого существует иная шкала ценностей. Когда Хоботов по-настоящему влюбляется в Людочку (в блистательном исполнении Елены Кореневой), то у него открывается «второе дыхание» и жизнь снова обретает смысл. Однако коварная Маргарита Павловна не хочет терять экс-супруга и делает все возможное, чтобы разрушить этот союз.

Финал фильма фантастично-оптимистичен: Хоботову удается сбежать с любимой, пусть в будущее, но это уже и не так важно. Главное — навсегда ускользнуть от ока бдительной «опекунши», почему-то возомнившей себя «истиной в последней инстанции». Роль Хоботова стала «визитной карточкой» актера, а фильм «Покровские ворота», собравший целое созвездие замечательных артистов, по-прежнему остается одной из любимых телелент.

Равикович и Мазуркевич

Очаровательной супругой Анатолия Юрьевича уже много лет является актриса Ирина Мазуркевич. Несмотря на солидную разницу в возрасте (двадцать один год), супруги замечательно уживаются друг с другом, а Равикович вывел секрет семейного счастья: «Нельзя смотреть на партнера как на человека, навечно данного тебе в пользование. Нужно жить с сознанием того, что он в любой момент может уйти, если ты сделаешь что-то не так. Это придает остроту отношениям, добавляет ответственности и вызывает чувство благодарности судьбе за то, что она свела его с тобой. Иначе брак превращается в скучную механическую штуку.»

Обновлено 18.05.2009
Статья размещена на сайте 13.02.2009

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: