• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Почему морской офицер Федор Поленов стал хранителем дома-музея над Окой?

Федор Поленов был главным хранителем музея-заповедника имени Василия Дмитриевича Поленова почти 30 лет. Федор Дмитриевич очень похож на своего деда, известного художника, который в начале 90-х годов ХIХ века основал дом-музей, разбил парк. А еще семья Поленовых построила церковь Святой Троицы на беховском холме и две школы — в деревнях Страхово и Бехово.

Выбирая место у Оки для строительства дома, живописец Поленов, мечтал не только в нем жить, но и сделать общедоступным музеем. У него в гостях часто бывали и работали друзья — художники И. Репин, И. Левитан, К. Коровин, В. Васнецов, И. Шишкин. До сих пор в комнатах музея можно увидеть их картины, как и картины только начинавших свою жизнь в искусстве живописцев…

Федор Поленов родился 21 июня 1929 года в Москве. Его отец, Дмитрий Васильевич, был профессором Московского университета, который окончил перед Первой мировой войной. Ему все пророчили большое будущее ученого-биолога. Из науки Дмитрий Васильевич ушел по просьбе своего больного отца, который не хотел, чтобы музей попал в чужие руки. Кстати, со своей невестой, ставшей впоследствии женой, медсестрой Анной Павловной, Дмитрий Поленов познакомился в доме отца, за которым она ухаживала.

Когда Федору исполнилось 8 лет, его мать и отец были репрессированы. Федор остался на попечении своих 4-х теток, сестер отца. Тогда же, в 1937 году, правительство приняло решение о расформировании коллекции живописи, которая находилась в доме художника Поленова. Часть картин должна была «уйти» в Третьяковку, часть — в Тульский художественный музей. Федор Дмитриевич позднее писал, со слов своих теток — Марии, Елены, Ольги и Натальи, о том, как трудно им жилось в постоянной борьбе с чиновниками, чтобы защитить музей, хотя еще в 1918 году он был взят под охрану государства. А директором музея был назначен отец Федора Дмитриевича.

На музей не выделяли денег, не было штатного расписания, все здесь держалось на двух людях — отце и матери Федора Поленова.

Дмитрия Васильевича освободили в 1944 году, в год празднования юбилея его отца. Возможно, что кто-то из высокопоставленных лиц сообразил, что в стране празднуют столетие известного художника, а его сын находится в лагере… Так оно было или иначе, но с приездом Дмитрия Поленова дом «зажил» будто заново. Мать Федора Поленова вернулась немного раньше отца. По воспоминаниям Федора Дмитриевича, его мать после возвращения из лагеря еще долго спала одетая перед камином, боясь, что ее придут и снова арестуют.

Как всякий отец, Дмитрий Васильевич надеялся, что Федор останется после школы в родных местах, но сын мечтал стать моряком. И в жизни Федора Поленова сложилось все так, как он хотел. Он окончил в Ленинграде высшее военно-морское училище, служил на флоте. Но когда силы Дмитрия Васильевича стали угасать, он обратился к сыну с той же просьбой, с какой к нему обращался когда-то его отец: «У тебя служба, я знаю. Но если тебе удастся расстаться с флотом, приезжай в родной дом. Я хочу, чтобы ты продолжил дело, начатое моим отцом».

Музей в Поленове пережил немало трудных дней. В годы Второй мировой войны немцы хотели взорвать дом, но его чудом спас местный сторож. Отец Федора Дмитриевича знал со слов своего отца, что, когда удалось восстановить не только главный дом, но и все постройки музея (всего 17 зданий), министерство культуры решило создать в уютной усадьбе художника дом отдыха для артистов Большого театра. И вновь родственникам знаменитого живописца пришлось обращаться в разные инстанции, чтобы отстоять музей…

В 1960 году Федор Поленов оставил службу на флоте. Первое время ему было нелегко. Как сам он писал в своих дневниках: «Ем одну картошку, живу на заработную плату в 69 рублей. Жить практически не на что». Но этот энергичный и беспокойный человек сделал главное. Он сумел доказать чиновникам от культуры, что музей необходимо передать из областного подчинения в республиканское.

Это стало переломным моментом в судьбе не только музея, но и самого Федора Дмитриевича. Внук знаменитого художника стал подлинным продолжателем традиций, которые были заложены его дедом и отцом. Однако работа с коллекциями и фондами требовала хороших специалистов. Брать случайных людей в музей Федор Дмитриевич не хотел.

И тут сама жизнь послала ему бесценный подарок… В Поленовский музей приехала по обмену опытом работы научный сотрудник музея-усадьбы «Мураново» им. Ф. Тютчева Наталья Николаевна Грамолина. Она любила бывать в этих притягательных окских местах. Невысокая, со светлым улыбчивым взглядом, Наталья Николаевна сразу же покорила сердце Федора Поленова.

Наталья… В переводе с латинского «Наталья» — родная, природная. Это имя его всегда завораживало. Для семьи Поленовых оно было заветным. Жена живописца Василия Поленова была Наталья, одну из их четырех дочерей тоже звали Натальей. А Федора Поленова окружали не две, а три Натальи — жена, дочь и внучка.

В 1990 году Федора Дмитриевича избрали депутатом Верховного Совета Р Ф, где он возглавил комиссию по культуре. Должность директора музея Поленов передал своей жене, Наталье Николаевне. Ее трудолюбие и энергия позволили коллективу музея закончить реставрационные работы большинства построек усадьбы. Поленовы создали прекрасный творческий коллектив музейных работников. А главное, построили целый поселок для своих сотрудников — 26 благоустроенных квартир с приусадебными участками. При въезде в усадьбу создан музейный центр с выставочными и лекционными залами.

Дочь Федора Дмитриевича рассказывала, что отец часто повторял ей и брату Леве: «Мамочка у нас самая лучшая». Дети с мамой виделись каждый день. С папой все было иначе. Редкие дни общения с ним были для них праздником. Вспоминая об отце, Наталья Федоровна произнесла: «Когда я говорю о папе, у меня всегда на глазах слезы. Помню, как он любил ставить самовар. Часто бывал в парке, отмечал ростки молодых елок. А мы с братом ходили за ним следом. Отец то вел нас в цветник, то на конюшню. Везде что-то находил новое, необычное. Много рассказывал о том, как здесь жил и творил наш прадед Василий Дмитриевич. А еще, отец, бывало, по дороге найдет ежика, обязательно отнесет его в дом, чтобы показать маме».

Федор Дмитриевич занимался писательской деятельностью. Известны его книги: «У подножья радуги», «За открытой дверью», «Теплые края», «Долина Любосны».

Умер Федор Дмитриевич 30 ноября 2000 года. Ему был всего 71 год…

Но жизнь в Поленове ни на один день не прекращается. Уже много лет Наталья Николаевна Грамолина ставит в музее детские спектакли с детьми из средней Страховской школы, устраивает праздники. Музей-усадьба благодаря ее усилиям приобрел статус Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова. Наталья Николаевна поистине — душа музея.

«И душа, — как сказала дочь Федора Дмитриевича и Натальи Николаевны Наталья — нашего большого семейства, прекрасная мать и бабушка. Кроме моей дочери Наташи, у нас с мужем Дмитрием растет сын Василий». Федор Дмитриевич радовался его рождению, все время повторял: «Вот он, будущий хозяин Поленова».

Статья опубликована в выпуске 21.06.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: