Немногие сейчас знают, что одни из первых успешных полетов человека с индивидуальными крыльями состоялись в СССР в середине 30-х годов прошлого века. Своеобразный парашют-крыло, предназначенный для управляемого планирования парашютиста, был испытан в 1935 году
Путь в небо для Бориса Павлова-Сильванского был длинным и тернистым. Он родился в Санкт-Петербурге в 1907 году, рано лишился родителей, но благодаря родственникам не оказался в среде беспризорников, а смог закончить школу. Юноша мечтал о небе, но сначала хотел получить высшее образование и стать инженером, чтобы самому создавать летательные аппараты.
К сожалению, в то время для поступления в вуз нужны были не столько знания, сколь пролетарское происхождение. Борису пришлось пойти работать на завод «Красный треугольник». Затем была служба в армии и работа на селе, куда молодого коммуниста направили в период проведения коллективизации.
К этому времени в стране началось бурное развитие авиации. Борис, как и тысячи его сверстников, пытался получить направление в аэроклуб или летное училище. Но Красной Армии нужны были не только летчики. Юношу снова призвали в армию и направили на учебу в Военно-химическую академию. Сейчас даже трудно представить, каких неимоверных усилий ему стоил перевод в Военно-воздушную академию. Видимо, настырный слушатель просто утомил начальство постоянными рапортами, и в 1934 году перевод состоялся.
Учился Борис старательно, а в свободное время изобретал крылья. Да-да, именно крылья, а не новую конструкцию самолета, как многие его сокурсники. На недоуменные вопросы отвечал, что человек должен и может летать наравне с птицами. Для этого ему не нужен будет мощный мотор, бензин и аэродромы с массой обслуживающего персонала, а только комплект очень легкого летательного оборудования — своеобразные индивидуальные крылья и воздушные потоки. Он с увлечением описывал сокурсникам преимущества бесшумных полетов воздушных бойцов для предстоящей войны с мировым империализмом.
У Бориса Павлова-Сильванского появился первый последователь. Его сокурсник по академии Алексей Быстров стал помогать изобретателю в проведении расчетов и работе над чертежами. Вскоре друзьям удалось убедить в реальности и перспективности своих задумок преподавателя аэродинамики
Предложение Павлова-Сильванского было просто и гениально. Раньше индивидуальные крылья пытались крепить к рукам, что и вело к трагическим исходам — мышцы человека просто не в состоянии выдержать такую нагрузку, пусть и кратковременную. Борис же предложил крепить конструкцию с раскрывающимися в полете крыльями на спине, а для предотвращения вращения в начале свободного падения и управления полетом использовать небольшой полотняный стабилизатор, закрепляемый между ног летателя.
Изобретение назвали парапланом. Вскоре Павлов-Сильванский продемонстрировал его руководству академии. Устройство получилось компактным, это был ранец, укрепляемый на спине летателя, в котором находились в сложенном состоянии небольшие каркасные крылья, обтянутые авиационным полотном. Для безопасности летателя и приземления в нужном месте предусматривался обычный парашют. Летатель покидал на нужной высоте самолет, используя стабилизатор, принимал горизонтальное положение и разворачивал крылья. Следовал горизонтальный полет, в конце которого пилот складывал крылья и приземлялся на обычном парашюте.
Удивительно не только само изобретение, но и сроки его реализации от проекта до образца, готового к испытанию. Уже в 1936 году состоялся первый полет на параплане Павлова-Сильванского, проведенный в присутствии руководства академии и представителей командования ВВС. Испытание проводил сам изобретатель. На высоте примерно 3000 метров Борис покинул самолет, погасил вращение и открыл крылья. Первый полет продолжался всего несколько минут. На высоте нескольких сотен метров Борис сложил крылья параплана, отсоединил его и опустился на землю на парашюте. Вслед за ним на другом парашюте приземлился сложенный параплан.
Первый полет был признан успешным, испытания решили продолжить. Любопытно, что авиационное начальство, хотя и было немало удивлено оригинальностью изобретения, отнеслось к нему прохладно, так как не увидело особых перспектив его применения. Органы госбезопасности и военная разведка тоже не заинтересовались изобретением — видимо, сказалась косность мышления.
Изобретатель же, окрыленный первым успехом, настойчиво занялся совершенствованием своего аппарата, который сделал компактнее и надежнее. Новые испытания тоже прошли успешно. Об испытаниях параплана, проведенных воентехником второго ранга Б. В. Павловым-Сильванским, написала «Красная звезда», сообщение перепечатали еще несколько газет, в том числе и иностранных.
К сожалению, весной 1937 года изобретатель параплана трагически погиб. Произошло это на земле при не выясненных до конца обстоятельствах. В стране и армии в этот период началась череда громких процессов над «предателями и иностранными агентами». Естественно, что руководству академии стало не до продолжения испытаний летательного аппарата Павлова-Сильванского, а вскоре о нем и вообще забыли.
В наши дни парапланы снова бороздят небо, но теперь этим именем называют легкие летательные аппараты с гибким крылом-парашютом. А аппарат Бориса Владимировича, претерпев значительные изменения и обзаведясь балансирным управлением, превратился в дельтаплан.
Парапланы и дельтапланы теперь позволяют находиться в воздухе часами, преодолевая значительные расстояния. Но началом их современных дальних полетов были короткие минуты парения в небе в далеком 1936 году Бориса Владимировича Павлова-Сильванского.
Владимир, никогда раньше о нем не слышал...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К сожалению, я нашел о нем только отрывочные сведения.
0 Ответить
5!!! Любопытная история.
Оценка статьи: 5
0 Ответить