Катерина Богданова Грандмастер

Каково наследие Александра Татарского?

Ссылка «Памяти А. Татарского» на сайте студии «Пилот» стоит второй в меню. Первая — новости. Только новости — это настоящее и немножко будущее. А Татарский — нечто вечное. Для студии, для анимации, для всех детей России. Мы любим его мультфильмы, вылепленные из пластилина. И каждый вечер наши дети засыпают под созданную им картинку.

Вот уже более четверти века, в программе «Спокойной ночи, малыши!». Заставку эту (помните: «Спят усталые игрушки») слегка только подретушировали, омолодили. Но в книгу рекордов Гиннесса она все же попала — как самый долгий проект по количеству выходов в эфир.

Из молодых…

Александр Татарский был из молодых — даже на пенсию выйти не успел. В отличие от большинства своих коллег-мультипликаторов, он не видел войну. И даже Сталина совсем не помнит. Но за отпущенные ему судьбой лета успел сделать так много, что некоторым бы не хватило и двух жизней.

Он родился в Киеве 11 декабря 1950 года. А в 18 лет пришел в мультипликацию, параллельно учась в Киевском институте театра и кино. В родном городе Татарский работал на знаменитой студии «Киевнаучфильм», снявшей знаменитые «Приключения капитана Врунгеля». В этом фильме Александр Михайлович значится одним из аниматоров. И вполне возможно, что именно после Врунгеля, мультипликатор почувствовал в себе достаточно потенциала, чтобы в год Московской олимпиады — 1980 — уехать в Москву.

Заставка к программе "Спокойной ночи, малыши" В первые же годы жизни в столице Татарский создает фильмы, которые сделали ему имя. В 1981 году появляются его знаменитые творения — мультфильм «Пластилиновая ворона» и заставка к «Спят усталые игрушки». Кстати, упоминая последнее, нельзя не отметить, что Александр Татарский вполоборота обставил мэтра отечественной мультипликации Юрия Норштейна — кто вспомнит его заставку? Только почитатели таланта создателя «Ежика в тумане».

В год — по фильму? Больше!

В Москве Татарский буквально фонтанирует идеями, которые успешно реализовывает. В год снимается по несколько фильмов. Если не каждый, то хотя бы одно творение на год становится шедевром:

1983 год — «Падал прошлогодний снег»

1984 — «Обратная сторона луны»

1986 — «Крылья, ноги и хвосты»

1987 — «Следствие ведут Колобки»

Кстати, отечественная мультипликация знает еще один вариант этого мультфильма — кукольный, который появился несколькими годами ранее. Но Александр Татарский не забыл своих героев, через несколько лет переименовал их в братьев Пилотов — по названию студии, которую создал.

А вот для того, чтобы пройти сквозь цензурные барьеры фильму «Падал прошлогодний снег», Татарскому пришлось пойти на хитрость. Давать добро на мультик про глуповатого мужика советская цензура не хотела. Настаивали, чтобы мастер создал «нетленку» про пионеров. И тогда Александр Татарский пошел на хитрость — предложил сделать фильм про самого главного пионера страны… Владимира Ильича Ленина. По мотивам рассказов Зощенко. Цензура испугалась и сдалась — режиссер получил разрешение на съемку, правда, люди из «цензуры» то и дело подозревали в фильме некие зашифрованные антисоветские послания.

Глядя на список созданных Татарским фильмов просто поражаешься: как человеку удавалось работать в столь разных техниках. Его ворона — пластилиновая, а Колобки — рисованные. Но все это создал один человек. Кстати, своим «пластилиновым» творчеством Татарский увлек и супругу Алину — она создает игрушки, которые можно посмотреть на всевозможных выставках и на сайте студии «Пилот».

«Пилот»

О! Про «Пилот» ведь я пока ничего не сказала. У Татарского оказался не только дар мультипликатора, но и… администратора. В 1988 году, в разгар перестройки, Александр Михайлович создал студию «Пилот», которая стала альтернативой «Союзмультфильму». Вы ведь видели эти маленькие пятиминутки от «Пилота» — «Гагарин», «Болеро» и «Моя жизнь»?

"Болеро" В 2004 году появляется цикл сказок народов России «Гора самоцветов». А в 2007 начал реализовываться проект «Мульти-Россия», созданный на основе «Горы самоцветов». Всего лишь по одной минуте в проекте отводится для того, чтобы описать каждый регион России. И это удается! К сожалению, в 2008 году в связи с экономическим кризисом реализация проектов приостановлена. Надеемся, не навсегда.

Но Александр Татарский всего этого не увидел. Он умер во сне 22 июля 2007 года. Его место на посту художественного руководителя студии «Пилот» занял выдающийся режиссер Эдуард Назаров. А Александр Михайлович оставил море нереализованных идей, которые воплотят другие, коллекцию вещей из своего детства и еще одну коллекцию — Дедов Морозов. И конечно же — великие мультфильмы.

Статья размещена на сайте 5.07.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья. Неординарная личность.

    Оценка статьи: 5

  • Я читал интервью с Татарским в журнале "Игрушки для больших". Он там всё об автомобилях рассказывает, о своих родителях, о том, что когда он был маленький, взрослым вечно было не до него и он болтался сам по себе, пытался постигнуть реалии этого мира...

    • Денис Леонтьев, удивительный человек. За одну "Гору самоцветов" мог бы войти в историю. Но были ведь еще "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег"... Почему такие люди уходят слишком рано?

      • Катерина Богданова, да я его неповторимый стиль с раннего детства обажаю. Первый, кто у нас смог дать ответ западной мультипликации. "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит", "Остров Сокровищ"... Главное, сколько подробностей видно в его мультфильмах, и как реалии отображены, и как всё стильно, и лихо...