• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Художник Поль Сезанн: почему за периодом успеха последовали долгие годы забвения?

22 октября 1906 года ушел из жизни замечательный французский художник Поль Сезанн, с чьим именем связана целая эпоха развития европейской живописи. В конце жизни, обобщая свой путь в искусстве, он написал: «Художник должен всецело посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы наставлением. Художник должен быть как можно искреннее и добросовестнее, как можно смиреннее перед природой. Но надо в какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения. Проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее». Этим принципам живописец следовал всю свою жизнь.

Будущий художник родился 19 января 1839 года во французском в городке Экс-ан-Прованс в состоятельной семье. Его отец, Луи-Огюст Сезанн, начал трудовой путь как мастер по изготовлению шляп, став со временем крупным промышленником и банкиром. Он хотел, чтобы сын продолжил его дело. Луи-Огюст дал сыну хорошее образование и определил учиться на факультет права местного университета. Но юношу влекла живопись, которой он решил посвятить всю свою жизнь.

Путь в искусство был для Поля трудным и тернистым. Не раз у него возникали сомнения в правильности своего решения стать живописцем. Эмиль Золя, ставший близким другом Сезанна в период совместной учебы в колледже Бурбон, всегда его поддерживал и стремился убедить, что Поль и на самом деле талантлив. В 1860 году он писал Сезанну из Парижа: «Одна фраза твоего письма меня огорчила: „Живопись, которую я люблю, но которая мне не дается“. Тебе! И не дается! Мне кажется, ты ошибаешься. Я тебе уже говорил; в художнике два человека: поэт и ремесленник. Поэтом рождаешься, мастером становишься. А ты обладаешь тем, что нельзя приобрести, у тебя есть талант. Чтобы добиться успеха, тебе только надо упражнять свои руки и стать мастером».

Не без помощи Золя Сезанн, получивший начальное художественное образование в Школе рисования при музее Экс-ан-Прованса, поверил в свои силы и весной 1861 года, оставив занятия юриспруденцией, отправился в Париж, надеясь поступить в Школу изящных искусств. Он тщательно готовился к вступительным экзаменам, много копировал в Лувре, посещал занятия в частной студии, получившей среди художников название «академия Сюиса». В этот период Поль Сезанн близко сошелся с товарищем по учебе в «академии» Арманом Гийоменом, познакомился с молодыми талантливыми художниками Камилем Писсарро, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Арманом Гийоменом, активно искавшими свой путь в живописи.

Среди новых друзей, пожалуй, только Писсаро сразу же обратил внимание на своеобразие живописной манеры Сезанна и предсказал ему блестящее будущее. Но приемная комиссия в Школе изящных искусств имела другое мнение, в приеме Сезанну было отказано. Разочарованный Поль вернулся в Экс-ан-Прованс, где начал работать в банке отца. Он даже подумывал навсегда оставить живопись, но друзья его отговорили, и Поль по вечерам снова стал заниматься в местной Школе рисования.

Живопись Сезанна в этот период разительно отличалась от того, что писали его друзья. Он не стремится отображать на полотнах зрительное восприятие природы, пусть и новыми живописными приемами, как Клод Моне или Камиль Писсарро, а создает на картинах фантастико-романтический мир, в котором пытается отразить многообразие человеческих страстей. Художник сознательно акцентирует внимание зрителя на том, что считает главным в своих картинах. Для этого он идет на искажение формы, деформирует фигуры, использует контрастные темные краски, которые накладывает широкими мазками.

Очередную попытку поступить в Школу изящных искусств Сезанн предпринял в 1863 году, но опять безуспешно. В этот период он начинает писать портреты. Под его кистью рождаются сочные образы, которые высоко оценивают друзья Сезанна, но не публика, считающая его живопись излишне грубой. Такого же мнения придерживается и руководство Салона, с неизменным постоянством отказывавшее Полю в выставлении его работ. Стоит отметить, что для того периода даже сам факт появления картин художника на выставках в Салоне был признанием мастерства. Но руководство салона следовало вкусам публики, которая пока не была готова воспринять своеобразные работы молодого художника.

К концу 60-х годов важное место в творчестве Сезанна начинает занимать пейзаж и натюрморт. Особенно художника интересует отражение переменчивых состояний природы, игра света и тени. В этот период Поль знакомится с Эдуардом Мане, который восторженно отзывается об его натюрмортах. Происходит сближение художника с импрессионистами, он начинает много писать на пленэре, часто выезжает на этюды вместе с друзьями, особенно с Писсарро, по настоянию которого выставляет три своих картины на Первой выставке импрессионистов в 1874 году. Критика и публика воспринимают его работы буквально в штыки.

К счастью, очередной неуспех не сломил Сезанна. В 1875 году Поля познакомили с известным коллекционером живописи Виктором Шоке, который приобрел несколько работ молодого художника. Пожалуй, это была первая целенаправленная покупка картин Сезанна для коллекции.

На очередной выставке импрессионистов Сезанн выставляться не стал. Зато третья выставка заканчивается для него успехом. Выставленные им 17 работ получают доброжелательные отклики критиков, за которыми, естественно, следует и рост зрительского интереса. Картины художника начинают покупать, о них охотно пишут в прессе, предсказывая художнику большое будущее.

Стоит отметить, что его работы уже разительно отличаются от тех, что он писал раньше. Поль практически отошел от экспрессионистско-романтического стиля и стал работать в манере, близкой импрессионистам. Он теперь пишет в более светлой цветовой гамме, стремится передавать нюансы световоздушной среды, умело пользуется игрой света и тени, начинает целенаправленно использовать в своих картинах геометрические формы.

Видимо, удовлетворенный признанием зрителей и критиков, Сезанн решает уединиться в Эксе и в спокойной обстановке заняться творчеством. Несмотря на все разногласия с отцом, благодаря постоянной ренте, Поль не имеет финансовых проблем и может заниматься творчеством не задумываясь о хлебе насущном. По этой причине он редко отдает свои работы для продажи и отправляет их на выставки. Начинается его отход от импрессионизма и поиск своеобразных выразительных средств в живописи, сделавших его картины легко узнаваемыми.

К сожалению, публика практически не видит его работ, и о Сезанне начинают забывать. В 1882 году несколько картин художника были выставлены в Салоне, но былого интереса у зрителей они уже не вызвали. При этом Сезанн не разрывает связей с друзьями-художниками. Его навещают Ренуар и Моне, которые с удовольствием пишут пейзажи в живописных окрестностях Экса. Сам он неоднократно выезжает с ними, Писсарро и Монтичелли на этюды.

В этот период художник ведет полууединенный образ жизни и, казалось бы, не интересуется тем, что публика его практически забыла. Возможно, погруженный в творчество, он просто не обращал на это внимания. Если бы в середине 80-х годов Полю Сезанну сказали, что через несколько лет его ждет небывалый успех, признание мэтром и создателем нового направления в живописи, он бы, наверное, не поверил. Но время все расставило по своим местам.

Статья опубликована в выпуске 22.10.2009
Обновлено 1.06.2015

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: